Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №34 2011 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268266
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2011 .— №34 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268266 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 34 (400) 31 августа – 6 сентября 2011 года выходит по средам НА УКРАИНЕ ДВА ВОЕННЫХ ФЛОТА Один богатый, другой бедный ТЕМА Михаил БАРЯТИНСКИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЗАВЕЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ТАНКОСТРОЕНИЕ В ТУПИК Т-80 ПРОТИВ «АБРАМСА» «СЕРДЦЕ» СДАЕТ ЭКЗАМЕН ЧЬИ ТАНКИ ЛУЧШЕ Как известно, человеку свойственно сомневаться. <...> Некоторые элементы из того, что реализовано в перспективном авиадвигателе первого этапа (изделие 117), были заимствованы из наработок по созданию двигателя 117С для истребителя Су-35. <...> Архитектура построения системы, алгоритм управления ею также российские. <...> 03 ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ВОЗРАСТЕТ Законодатели озаботились материальным положением защитников страны 04 МИРОВЫЕ НОВИНКИ ЖУКОВСКИЙ СОБРАЛ Некоторые подробности минувшей выставки 05 ружения до 2020 года предусматривается строительство для ВМФ России более 10 многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) проекта 885 типа «ясень». <...> Коллаж Андрея СЕДЫХ № 34 (400) 31 августа – 6 сентября 2011 года ГЕОПОЛИТИКА 02 СТРАТЕГИЯ США УПОРНО ПРОТИВОДЕЙСТВУЮТ СБЛИЖЕНИЮ РОССИИ, КИТАЯ И ЕВРОПЫ Нестабильность экономики, военно-политическая напряженность, тлеющие международные конфликты – вот характерные черты обстановки на всем обширном пространстве Евразийского континента, который сегодня может оказаться в эпицентре новых событий, связанных с кардинальной перекройкой «устаревшей» карты мира. в Евразии главного внешнего игрока, который на протяжении многих лет является и основным менеджером процессов мирового переустройства. <...> ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ ИНТЕГРАЛ Форсировать трансатлантическую интеграцию в противовес внутриевразийской американцы считают жизненно важным для себя. <...> Причем Великобритания традиционно выделяется на фоне других стран как стратегический партнер-союзник и зачастую проводник интересов США и идей трансатлантической интеграции. <...> Крайне неоднозначным для Соединенных Штатов например, поощряли вступление в ЕС и другие европейские <...>
Военно-промышленный_курьер_№34_2011.pdf
№ 34 (400) 31 августа – 6 сентября 2011 года выходит по средам НА УКРАИНЕ ДВА ВОЕННЫХ ФЛОТА Один богатый, другой бедный ТЕМА Михаил БАРЯТИНСКИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЗАВЕЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ТАНКОСТРОЕНИЕ В ТУПИК Т-80 ПРОТИВ «АБРАМСА» «СЕРДЦЕ» СДАЕТ ЭКЗАМЕН ЧЬИ ТАНКИ ЛУЧШЕ Как известно, человеку свойственно сомневаться. Ни в чем не сомневающиеся, абсолютно уверенные во всем люди глупы от природы. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что массовую, всенародную, если хотите, убежденность в чем-либо в наши дни легко сформировать. Например, если ежедневно сообщать по телевидению, что Луна имеет форму чемодана, а наблюдаемое нами в ночном небе на самом деле не более чем оптический обман, то спустя некоторое время миллионы людей в это поверят. Причем поверят вопреки всему. ТЕНДЕНЦИИ Читайте материал на стр. 09 Руслан ПУХОВ, директор Центра анализа стратегий и технологий, издатель журнала «Экспорт вооружений» БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ Двигатель для Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) находится на этапе предварительных испытаний, которые проходят успешно. Руководитель программы создания двигателя – генеральный конструктор НТЦ им. Люльки (Московский филиал НПО «Сатурн») Евгений Марчуков пояснил: «Предварительный этап включает в себя проведение стендовых и летных испытаний. Это самый трудоемкий период как по времени, так и по деньгам. Некоторые элементы из того, что реализовано в перспективном авиадвигателе первого этапа (изделие 117), были заимствованы из наработок по созданию двигателя 117С для истребителя Су-35. В частности, методы проектирования и расчетов, технологии обработки сложнейших элементов конструкции. В свою очередь 117С на 80 процентов состоит из новых деталей в сравнении с последними по времени моторами для современных истребителей (АЛ-31Ф). Для двигателя разработана новейшая система автоматического управления. Впервые она будет построена на российской элементной базе. Архитектура построения системы, алгоритм управления ею также российские. Мы хотим, чтобы и элементная база была отечественной, хотя у нас есть целый перечень разрешений на использование зарубежной базы». По словам Марчукова, изготовлено уже более 20 моторов для ПАК ФА. «Характеристики двигателя полностью подтверждены на стендовых режимах. К концу этого года будет дана оценка техническим характеристикам на летных режимах, – уточнил он. – К 2013 году мы должны выйти на проведение государственных испытаний. Авиационный двигатель – это, пожалуй, самое сложное в инженерном отношении изделие. Цена ошибки очень велика как по финансовым затратам, так и с точки зрения обеспечения обороноспособности государства». Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Возможен ли новый виток гражданской войны в Ливии после взятия отрядами оппозиции города Триполи? ДА 59% НЕТ 36% В США НЕ ИСКЛЮЧЕНА, НО ТРЕБУЕТ СКРУПУЛЕЗНОГО УЧЕТА ВСЕХ РЕАЛИЙ ЗАКУПКА ВООРУЖЕНИЙ Проблематика возможного военно-технического сотрудничества (ВТС) Российской Федерации с Соединенными Штатами Америки представляет значительную сложность. ПАРТНЕРСТВА Як-130 БУДЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ Корпорация «Иркут» прорабатывает программу дальнейшего развития учебно-боевого самолета (УБС), сообщил президент предприятия Алексей Федоров. По его словам, если остаНЕ ЗНАЮ 5% новиться только на той версии, которая сейчас создана и сертифицирована, то рынок окажется очень ограниченным. В то же время, отметил Федоров, мы не видим необходимости делать из Як-130 сверхзвуковой самолет по аналогии с китайским L-15. «На самом деле, для обучения пилотов это мало что дает. А вот наращивание боевых возможностей самолета – это, безусловно, важно», – подчеркнул он. Анализ рынка показывает, что многие страны, в том числе участвующие в локальных конфликтах или опасающиеся их, хотели бы иметь легкий штурмовик, оснащенный примерно тремя тоннами вооружения и с возможностью использования управляемого оружия, пояснил президент «Иркута». Вместе с тем Як-130 в существующем варианте как раз способен нести на борту оружия до трех тонн, но в основном оно неуправляемое. «Мы пока ориентируемся на внешний рынок, потому что в перспективной Гочасти». Федоров сообщил, что согласно Государственной программе вооружения РФ на период до 2015 года ВВС России получат 60 этих УБС: «Мы надеемся, что в следующем году уже начнем поставлять крупную партию Як-130 Министерству обороны и продолжим поставки в Алжир, которые начали в текущем году в рамках второго контракта». «Иркут» не будет испытывать сударственной программе вооружения РФ легкий штурмовик заложен, но облик его еще неизвестен», – сказал Федоров. Что касается увеличения боевых возможностей Як-130, оно должно идти двумя путями, считает глава «Иркута». Первый включает наращивание оптикоэлектронной прицельной системы, чтобы можно было применять тепловизионное и лазерное оружие. А второй – это установка радара. И тогда Як-130 станет полностью выполнять свои функции – и учебные, и боевые. «Летчики смогут на нем учиться работать и по земле, и по воздуху. И боевые возможности его будут существенно расширены», – отметил специалист. Он проинформировал, что «Иркут» рассматривает два варианта установки радара на Як-130 – в носовой части и в контейнере: «Мы прорабатываем тот и другой варианты размещения радара, но все-таки будем пытаться ставить его в носовой ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 больших проблем из-за потери контракта на поставку Ливии шести УБС Як-130. По словам Алексея Федорова, «с ними (Як130) решен вопрос, куда девать. Скорее всего они уйдут внутреннему заказчику, потому что не были доведены до того состояния, что это прямо ливийские машины. Но даже изделия с английской кабиной (все надписи на английском языке) у нас есть куда поставлять – в тот же Алжир. Так что из-за потери этого контракта никаких серьезных проблем с загрузкой производства не будет». Напомним, что корпорация «Иркут» при участии Рособоронэкспорта заключила на авиасалоне в Сингапуре в 2010 году контракт на поставку шести УБС Як-130 в Ливию. Договор предусматривал поставку первых двух самолетов в 2011 году и четырех – в 2012-м. Продолжение на стр. 10 МОРяКИ ОБЗАВЕДУТСя «яСЕНяМИ» В соответствии с Государственной программой вооВОЕННУЮ ТЕХНИКУ МОЖНО КУПИТЬ В РАССРОЧКУ Рособоронэкспорт широко применяет практику поставок вооружения в счет российских госкредитов. Об этом сообщил заместитель главы Рособоронэкспорта Виктор Комардин. «Сейчас идет наполнение заказами по госкредитам, предоставленным, в частности, Индонезии, Иордании, Шри-Ланке, Бангладеш и Аргентине, – уточнил он. – Для Индонезии обсуждается возможность поставок вертолетов, авиационных средств поражения, сервисного обслуживания ранее поставленной техники. Что касается Шри-Ланки и Бангладеш, то речь идет о возможных поставках вертолетов, бронетанковой техники, противотанковых комплексов, систем береговой охраны. Что касается Аргентины, то эту страну интересуют в первую очередь вертолеты типа Ми-171 производства Улан-Удэнского авиазавода». По словам Комардина, аргентинцы в заинтересованы в использовании этих машин в Антарктиде. Два вертолета они купили за свой счет, еще два пойдут в кредит. 03 ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ВОЗРАСТЕТ Законодатели озаботились материальным положением защитников страны 04 МИРОВЫЕ НОВИНКИ ЖУКОВСКИЙ СОБРАЛ Некоторые подробности минувшей выставки 05 ружения до 2020 года предусматривается строительство для ВМФ России более 10 многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) проекта 885 типа «ясень». АПЛ будут вооружены сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Оникс» или им подобными с дальностью полета несколько сотен километров, ракетоторпедами и торпедами. Предусмотрено многовариантное применение средств поражения – как в ядерном, так и в обычном оснащении. «Ясени» предназначены для уничтожения подлодок, в том числе ракетных, нанесения ударов по корабельным группировкам, прежде всего авианосным, военно-морским базам и портам, другим береговым объектам. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты на АПЛ этого типа расположены не в носу, а за отсеком центрального поста, что позволило установить в носовой оконечности гидроакустическую антенну. Ракетное оружие размещается в восьми вертикальных пусковых установках. Корабль также получил перспективные комплексы связи и навигации, оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой. Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) планирует выйти на ежегодное производство 150 двигателей SaM-146. Генеральный директор МОТОРЫ ВЫХОДЯТ В СЕРИЮ Касаясь перспективных корпорации Андрей Реус сообщил: «Мы в настоящее время налаживаем серийное производство двигателя SaM146. Наша задача – через год выйти на производство 150 двигателей в год, потому что заказы этого уже требуют». Он подчеркнул, что корпорация делает определенные инвестиции, в том числе за счет собственных средств, в НПО «Сатурн», для того чтобы этот проект вошел в фазу серийного, массового производства. направлений работы ОДК, Реус сказал, что в настоящее время, кроме создания двигателя ПД-14 для самолета МС-21, осуществляется возврат полномочий по производству вертолетных моторов в Россию. «Мы не исключаем работу с нашими партнерами, такими как «Мотор Сич», «Сафран», «Роллс-Ройс», но наша задача – компетенцию по созданию и производству вертолетных двигателей вернуть на территорию Российской Федерации. Мы с этой задачей последовательно справляемся», – отметил генеральный директор ОДК. ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ УДАР Ущерб корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (город Королев, Московская область) от срыва контрактов на поставку авиационных ракет Ливии составил 600 миллионов евро, объявил генеральный директор – генконструктор корпорации Борис Обносов. «Это для нас серьезные потери. Буквально на другой день после того, как нам сказали, что контракты подписаны, были объявлены санкции СБ ООН против Ливии, – сказал он. – Ущерб от срыва ливийских контрактов весьма ощутим для предприятия. «Дыры» такие восполнять крайне тяжело, поскольку экспортные контракты, как правило, наиболее рентабельные. Рентабельность внутренних контрактов низка». Обносов отметил, что корпорация рассчитывала на средства от ливийского контракта, поскольку ей приходится вкладывать большие деньги в модернизацию производства и подготовку крупносерийного выпуска ракетного вооружения по Госпрограмме вооружения, рассчитанной на период до 2020 года. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 34 (400) 31 августа – 6 сентября 2011 года АРМИЯ ДОКУМЕНТЫ Олег ФАЛИЧЕВ Напомним, что проект федерального закона разработан во исполнение бюджетного Послания президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, перечня поручений президента от 30 сентября 2010 года № К4196 по вопросам развития военной организации государства в 2011–2015 годах и на перспективу до 2020 года, других поручений главы государства по вопросам реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. СТИМУЛЫ И КОМПЕНСАЦИИ Целью законопроекта является формирование новой системы денежного довольствия военнослужащих, обеспечивающей: – соответствие высокого социального статуса военнослужащих с уровнем оплаты их труда, который в результате реформы денежного довольствия предполагается повысить в 2,5– 3 раза; – качественное и эффективное исполнение военнослужащими обязанностей военной службы, стимулирование их к постоянному совершенствованию в профессии. При реализации законопроекта планируется обеспечить начисление денежного довольствия военнослужащим в воинском звании «Лейтенант» на первой офицерской должности при минимально обязательном наборе и надбавках, если брать за пример офицера Вооруженных Сил Российской Федерации, в размере 50 тысяч рублей. Такой уровень денежного довольствия военнослужащих в 2012 году будет выше среднего уровня оплаты труда в ведущих отраслях экономики России (финансовая сфера, топливно-энергетический комплекс). Размеры денежного довольствия военнослужащих в новой системе предусматривается дифференцировать по ведомственному признаку с учетом решаемых задач. Учет специфики задач, выполняемых различными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, будет определяться различным уровнем размеров окладов по типовым для каждого ведомства воинским должностям. В новой системе денежного довольствия существенно возросло значение стимулирующих факторов. Так, предусматриваются возможности значительного увеличения размеров денежного довольствия в рамках одной воинской должности в зависимости от профессионального мастерства военнослужащего, его добросовестности, сложности и важности решаемых задач и других условий, способствующих качественному исполнению служебных обязанностей. Законопроектом предусматриваются и компенсационные выплаты в составе денежного довольствия. Так, при определении размера денежного довольствия учитываются особенности прохождения военной службы, в том числе климатические и экологические особенности местности, в которой дислоцируются воинские части, степень риска для жизни и здоровья и другие факторы. Одной из новаций в создаваемой системе денежного довольствия является предлагаемое законопроектом ограничение полномочий руководителей федеральных органов исполнительной власти и командования войск определять дополнительные выплаты сверх перечня, установленного законом. Эта мера позволит исключить один из коррупцирогенных факторов и не допускать излишней дифференциации в уровнях денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в сходных условиях. Таким образом, законопроект предусматривает: – установление новой системы денежного довольствия военнослужащих, состоящей из окладов денежного содержания (оклад по воинскому званию и оклад по воинской должности) и девяти дополнительных выплат и надбавок вместо 40–100 ранее существовавших; – упорядочение применения коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту во всех федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в воинских формированиях за границей Российской Федерации, за выполнение задач в ходе контртеррористических операций и т. д.); – введение института фонда денежного довольствия военнослужащих, порядок формирования которого определяется правительством Российской Федерации; – установление порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, пропавших без вести, попавших в плен, удерживаемых в заложниках, интернированных, находящихся в распоряжении командования; – сохранение полномочий президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по установлению дополнительных выплат и надбавок военнослужащим в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач; – поэтапное введение новой системы денежного довольствия (с 1 января 2012 года – для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России, а с 1 января 2013 года – для военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба). Законопроект содержит также положения, обеспечивающие недопущение ухудшения положения отдельных категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в связи с введением новой системы денежного довольствия. Реализация законопроекта позволит повысить размеры денежного довольствия военнослужащих в среднем в 3 раза, а пенсий военных пенсионеров – в среднем на 50–70 процентов. Новая система денежного довольствия предусматривает: – увеличение действующих размеров окладов по воинскому званию не менее чем в 3 раза, а окладов по воинской должности – не менее чем в 3,5 раза; – снижение предельного размера ежемесячной надбавки за выслугу лет с 70 до 40 процентов оклада денежного содержания, обеспечив при этом повышение фактических размеров этой надбавки; НОВОСТИ ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ Объем глобального рынка бронемашин и машин с защитой от самодельных взрывных устройств составляет сегодня свыше 25 миллиардов долларов. Однако в ближайшее десятилетие согласно прогнозным оценкам будут доминировать негативные тенденции и к 2021 году суммарная стоимость этой продукции сократится до одного миллиарда долларов. Это связано в первую очередь с предстоящим окончанием военных операций в Афганистане и Ираке. В результате экономии и высоких уровней долговых обязательств в западных странах планы военной модернизации предполагается пролонгировать для поддержания требуемого уровня финансовых расходов. В Азии военные расходы и объемы модернизации возрастут ввиду роста военного бюджета Китая и наличия территориальных споров в регионе. Несмотря на большой финансовый дефицит, страны Северной Америки в предстоящее десятилетие сформируют наибольший сегмент рассматриваемого глобального рынка, который составит свыше 30 процентов. На Европу, как ожидается, придется около 25 процентов, но потребность в бронемашинах в этот период времени сократится. Наоборот, в Азии повысится спрос на мобильную защиту для участия в территориальных спорах и обеспечения соответствия парка «броневиков» количеству войск в данных регионах. Повышение цен на нефть, а также дальнейшее экономическое развитие Ближнего Востока вызовут рост потребности в бронемашинах в 2011–2021 годах, а открытие нефтяных месторождений и источников минеральных ресурсов в Африке наряду с этническими разногласиями и территориальными спорами увеличит потребность в этой продукции. Страны Южной Америки планируют модернизировать свои вооруженные силы, однако планы касаются только ВВС и ВМС, поэтому потребность в бронемашинах в этом регионе в предстоящее десятилетие снизится. В общем, боевые машины пехоты (БМП) и бронетранспортеры (БТР) составят наибольший сегмент глобального рынка бронемашин и машин с защитой от СВУ в 2011–2021 годах. Увеличение численности войск в мире и масштабов заморских операций может привести к повышению потребности в тактических грузовиках и легких многоцелевых машинах LMV (Light Multirole Vehicles). Однако завершение военных операций в Афганистане и Ираке, внедрение противоминных технологий во все другие классы машин приведет к тому, что на бронеавтомобили с повышенной противоминной защитой типа MRAP (Mine Resistant Ambush Protected) придется свыше пяти процентов глобального рынка 2011–2021 годов. ОПТИКА ДЛЯ БЕСПИЛОТНИКА США намерены с 2015 года отказаться от использования высотного разведывательного самолета U-2. Вместо него планируется ввести в эксплуатацию беспилотный летательный аппарат «Глобал хоук». Такое заявление сделал подполковник Рик Томас, который является в ВВС США одним из руководителей программы использования этого БПЛА. При этом он выразил уверенность в том, что американские специалисты сумеют довести возможности датчиков, которыми оснащен беспилотник, до уровня U-2. Разработанные еще в начале 50-х годов, U-2 способны подниматься на высоту 24 километра. Размещенные на них оптика и электроника обеспечивают получение более точной информации, чем со спутников. Самолет оснащен фотокамерой, позволяющей делать панорамные снимки высокого разрешения, охватывающие угол в 140 градусов. Размер каждого кадра составляет примерно 160х12 сантиметров. На борту имеется около 3,2 километра пленки массой примерно 45 килограммов. За один час самолет может сфотографировать участок местности площадью 15 тысяч квадратных километров. Один из таких самолетов, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом, был сбит в мае 1960 года над Уралом советской зенитной ракетой ЗРК С-75 (разработки ГСКБ «Алмаз-Антей»). Как признал Томас, для установки на «Глобал хоук» камеры, которую используют U-2, потребуются конструкционные изменения. При этом эксперт заявил, что не знает, будет ли на БПЛА продолжать использоваться фотопленка или произойдет переход полностью на цифровую технологию. Стоимость применения аппарата «Глобал хоук» вследствие его непрерывной «доводки» постепенно снижается. Один час эксплуатации U-2 обходится США в 31 тысячу долларов, БПЛА «Глобал хоук» – в 35 тысяч долларов. НОВЫЙ ВЗЛЕТ Пентагон выдал контракт на серийное производство 38 истребителей пятого поколения F-35. Соглашение оценивается в 535,315 миллиона долларов. В его рамках будет производиться заблаговременная закупка комплектующих узлов и компонентов, необходимых для обеспечения производства малыми темпами начальной серийной партии из 38 машин. В их числе 19 истребителей с обычными взлетом и посадкой CTOL (Conventional Takeoff and Landing) для ВВС, четыре истребителя CTOL для Италии, два истребителя CTOL для Австралии, шесть истребителей с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП) или STOVL (Short Take-Off Vertical Landing) для Корпуса морской пехоты (КМП) и семь палубных истребителей для ВМС. Работы по производству комплектующих будут вестись в Форт Уорте (штат Техас) – 35 процентов, Эль-Сегуно (штат Калифорния) – 25, Уортоне (Великобритания) – 20, Орландо (штат Флорида) – 10, Нэшуа (штат Нью-Гэмпшир) – 5 и Балтиморе (штат Мэриленд) – 5 процентов. Выполнение работ запланировано на декабрь 2012 года. Средства могут быть доступны в новом финансовом году, который начнется в США в октябре 2011-го. В предыдущий финансовый год в рамках контракта на производство 42 истребителей было выделено 522,2 миллиона долларов. Таким образом, стоимость работ по заблаговременному производству и закупке комплектующих по программе F-35 за один год возросла на 13 процентов. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН – увеличение размеров ежемесячной надбавки за классную квалификацию (категорию) с 5–10 до 5–30 процентов оклада по должности с установлением выплаты за третий класс и распространение права на ее получение на всех военнослужащих; – установление предельного размера надбавки за особые условия военной службы до 100 процентов оклада по воинской должности; – снижение предельных размеров надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с 75 до 65 процентов оклада по воинской должности, связанное со значительным ростом этих окладов, и наделение президента Российской Федерации полномочиями устанавливать размеры этой надбавки; – поощрительные выплаты за особые достижения в военной службе в размере до 100 процентов оклада по воинской должности, размеры которых руководители федеральных органов исполнительной власти вправе устанавливать в большем размере за счет экономии бюджетных ассигнований, выделенных на денежное довольствие военнослужащих; – надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, в размере до 100 процентов оклада по воинской должности; – полномочия правительства Российской Федерации устанавливать коэффициенты к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующих в контртеррористических операциях, а также в иных особых условиях, связанных с обеспечением безопасности, в размере от 1,1 до 1,5 в зависимости от дислокации воинских формирований и выполняемых задач; – премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в расчете на год; – снижение размеров ежегодной материальной помощи с двух до одного оклада денежного содержания в связи со значительным ростом этого оклада; – установление иных дополнительных выплат. ПОТЕРИ И ОБРЕТЕНИЯ Законопроектом предусматривается исключить из состава денежного довольствия выплаты, не относящиеся непосредственно к оплате труда военнослужащих, и перевести их в категорию других выплат. К их числу отнесены: – подъемное пособие (установлено в размере оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи) и суточные за каждый день нахождения в пути; – единовременное пособие при увольнении с военной службы (установлено в размере двух и семи окладов денежного содержания в зависимости от выслуги лет и основания увольнения). НА УРОВЕНЬ ВЫШЕ СРЕДНЕЙ ЗАРПЛАТЫ ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЛЯ СУЩЕСТВЕННОГО УЛУЧШЕНИЯ СОЗДАЕТСЯ ЗАЩИТНИКОВ СТРАНЫ «Дабы устранить справедливое недовольство» – так называлась публикация («ВПК», № 31) заключения Комитета Государственной думы по обороне на проект федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», прошедший первое чтение в парламенте. Сегодня мы продолжаем разговор о том, что и как реально изменится с принятием данного закона в финансовом обеспечении военнослужащих и военных пенсионеров. МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ К другим выплатам намечено также отнести единовременные пособия: 1) в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, на военных сборах, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) – в размере 3 000 000 рублей в равных долях членам семей погибших (умерших) военнослужащих (в настоящее время – 120 окладов денежного содержания или 746,9 тысячи рублей); 2) при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их непригодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы: – военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, – 2 000 000 рублей (в настоящее время – 60 окладов денежного содержания или в среднем 373,4 тысячи рублей); – военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, – в размере 1 000 000 рублей (в настоящее время – 60 окладов по первичной воинской должности или 125,1 тысячи рублей). По всем нормам дополнительных и других выплат, снижаемым в процентном отношении, происходит их фактический рост в рублях исходя из новых размеров окладов по воинским званиям и должностям. Законопроектом предусматривается установить, что со дня вступления в силу предлагаемого к рассмотрению федерального закона в отношении военнослужащих, переведенных на новую систему денежного довольствия, не применяются в части, противоречащей федеральному закону «О денежном довольствии и отдельных выплатах военнослужащим», законодательные и нормативные правовые акты, которыми установлены дополнительные выплаты, гарантии и компенсации военнослужащим. Одновременно с законопроектом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Изменения, которые предусматривается внести в законодательные акты Российской Федерации, обеспечат повышение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также страховых сумм и единовременных пособий военнослужащим и военным пенсионерам. КОММЕНТАРИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ОБОРОНЕ ВИКТОРА ЗАВАРЗИНА Государственная дума приняла в первом чтении социально значимый законопроект о денежном довольствии военнослужащих. Цель его – существенное повышение уровня материального обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров. Каждый из нас понимает, что соцобеспечение военнослужащих должно отвечать современным потребностям военной организации государства. Отмечу, что работа над этим вопросом велась несколько лет. Мы вместе с правительством прошли непростые и длительные согласования. Этой теме уделялось самое пристальное внимание. И сейчас она определена в качестве приоритетной. Что касается денежного довольствия. Предлагается существенное, более чем в три раза, увеличение окладов денежного содержания. К примеру, рядовой контрактник сейчас получает 11 тысяч рублей, будет порядка 25 тысяч, лейтенант – около 19 тысяч рублей, станет – около 50 тысяч, полковник – 30 тысяч рублей и 90 тысяч соответственно. В результате военнослужащих ждет значительное повышение денежного довольствия и выведение его даже для лейтенанта на уровень выше средней зарплаты по стране в ведущих отраслях экономики. Повышение пройдет в два этапа: с 2012 года – военнослужащим Вооруженных Сил и Внутренних войск, военнослужащим других ведомств (МЧС ФСБ, ФСО, СВР, военная прокуратура, военные следователи СК) – с 2013 года. Необходимо отметить, что увеличение окладов неминуемо приводит к росту и военных пенсий. Законопроектами предусмотрен такой механизм исчисления, который позволит их увеличить в среднем на 60 процентов по отношению к уровню 2011 года (средний размер составит порядка 17 тысяч). Более того, заложен и механизм ежегодного роста пенсии, дважды в год (с 1 января при повышении понижающего коэффициента «54» на два процента от базы, а в реальности на четыре процента от самой пенсии плюс индексация на уровень инфляции при ежегодной индексации окладов, причем индексация на уже увеличенную пенсию). Хочу подчеркнуть, что несмотря на этапы реформирования, повышение пенсий коснется военных пенсионеров всех силовых структур одновременно – с 1 января 2012 года. Кроме того, обращу внимание и на то, что законопроектом предлагается существенно увеличить выплаты в счет возмещения вреда жизни и здоровью военнослужащих. Эти выплаты значительно увеличиваются в размерах. К примеру, единовременное пособие членам семей погибших военнослужащих по призыву будет три миллиона рублей, тогда как сейчас 260 тысяч. И размеры станут одинаковыми как для контрактника, так и для военнослужащего по призыву, как для генерала, так и для рядового. Впереди у нас тяжелая работа с поправками, дополнительные консультации с правительством. Здесь есть над чем поработать. И наша задача состоит в том, чтобы по возможности продвинуться еще дальше. 04 Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 ИТОГИ Александр ХРАМЧИХИН, заместитель директора Института политического и военного анализа СТАРЬЯ НЕ ДЕРЖИМ По-видимому, организаторы МАКСа2011 решили в максимальной степени продемонстрировать новизну отечественной авиатехники. Из экспозиции исчезли привычные Су-24, МиГ-29, Су-27, Ми-24 (даже в варианте Ми-35, который сейчас очень неплохо продается за рубеж). Из относительных «ветеранов» остались лишь «стратеги» Т-160 и Ту-95МС (без них никуда) и перехватчик МиГ-31 (его просто нечем заменить). Зато были представлены Су-25СМ, МиГ-29СМТ, Су-30 в двух вариантах (российском Су-30М2 и экспортном Су-30МК), Су-34, Су-35, Ми-28, Ка-52, учебный вертолет «Ансат», А-50У (новая модификация самолета ДРЛО), под крылом которого разместился учебный Як-130 (получился эффектный контраст). Еще один экземпляр Як-130 показали в боевом варианте, с разнообразным вооружением. Естественно, что ни одна из этих машин ПО СЛЕДАМ для специалистов сенсацией не является, но они все же достаточно новые. Более того, в отличие от предыдущих выставок (даже МАКСа-2009) сейчас сложнее, глядя на данную технику, применять к ней известное высказывание из репертуара Аркадия Райкина: «Неужели все это сделано в одном экземпляре?». Теперь она начала поступать на вооружение российских ВВС, причем не только в центры боевого применения, но и в строевые части. Пока этих самолетов и вертолетов в строю очень мало, тем не менее два года назад их не было в войсках вообще. В этом плане МАКС-2011 очень контрастирует с омской выставкой ВТТВ2011, которая состоялась полтора месяца назад. Там умудрились выставить в экспозиции даже БМП-1 и РСЗО «Град» (хорошо хоть не БТР-40). Наземная ПВО на МАКСе была представлена довольно скромно. Возможно, по той же причине стремления к демонстрации новизны. Исчезли традиционные варианты С-300П, «Бука» и «Тора». Последние два ЗРК выставили на этот раз на колесных шасси. Очевидно, это чисто экспортный вариант, скорее всего для арабских стран, где предпочитают колесные машины гусеничным. В неизменном виде остались лишь ЗРПК «Тунгуска» и два типа ПУ ЗРС С-300В. САМЫЕ ПОСЛЕДНИЕ НОВИНКИ На стенде корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) была представлена новая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности РВВ-БД. Согласно рекламным материалам разработчика – ОАО «ГосМКБ «Вымпел» она имеет максимальную дальность стрельбы в переднюю полусферу до 200 километров и высоту поражения целей от 15 до 25 километров. Стартовая масса ракеты – не более 510 килограммов, масса осколочно-фугасной БЧ – 60 килограммов, длина – 4,06 метра, диаметр фюзеляжа – 0,38 метра, размах крыльев – 0,72 метра, размах рулей – 1,02 метра. Оснащена двухрежимным твердотопливным ракетным двигателем и комбинированной системой наведения – инерциальной с радиокоррекцией и активной радиолокационной на конечном участке траектории. Это обеспечивает возможность многоканального обстрела по принципу «выстрелил и забыл», углы целеуказания плюс-минус 60 градусов и поражение целей с перегрузкой до 8 g. По-видимому, эта ракета предназначена для вооружения истребителей пятого поколения. Второй новинкой, показанной КТРВ, стала модульная ракета класса «воздухповерхность» малой дальности Х-38М. Ее дальность полета – от 3 до 40 километров, масса – не более 520 килограммов, БЧ – до 250 килограммов. Носителями ракеты способны быть многие типы самолетов и вертолетов. Х-38М может оснащаться различными типами БЧ (осколочно-фугасной, проникающей, кассетной) и разными системами наведения (полуактивной лазерной, активной радиолокационной, тепловизионной, спутниковой). Никогда ранее не демонстрировался представленный на МАКСе самоходный ПТРК «Корнет» на автомобиле «Тигр» (восемь ракет). По отдельности «Корнет» и НОВОСТИ УТРАТЫ ОКАЖУТСЯ МНОГОМИЛЛИАРДНЫМИ Потери России в сфере ВТС могут составить порядка четырех миллиардов долларов в случае введения международных санкций на поставку оружия в Сирию, считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. «Что касается Сирии, которая, вне всякого сомнения, станет следующей жертвой западных «демократий» и поддерживающих их сателлитов в регионе, то портфель заказов этой страны на российскую машинотехническую продукцию на сегодня составляет не менее 3,5–3,8 миллиарда долларов. Естественно, этих денег мы не получим, если в отношении Сирии будут введены санкции ООН», – отметил Макиенко. По его словам, Дамаск обеспечивает до 10 процентов от всех экспортных заказов оборонной промышленности России, а для отдельных компаний сирийские контракты имеют критическое значение: «Так, из 70 истребителей МиГ-29, обязательства по поставке которых зарубежным заказчикам имеет российская самолетостроительная корпорация «МиГ», 24 (или треть от всего портфеля) приходится именно на Сирию… Сирия и Алжир остаются последними на Ближнем Востоке и в Северной Африке «офицерскими» националистическими режимами, которые являются традиционными геополитическими партнерами России в этом регионе». Москва должна оказать самую решительную политическую поддержку Сирийской Арабской Республике и не повторять ошибок, по мнению эксперта, допущенных в отношении Ирана и Ливии. «С сугубо прагматической точки зрения присоединение России к блокаде Ирана обернулось прямыми потерями для российской авиационной и оборонной промышленности в объеме не менее 7–8 миллиардов долларов, а с учетом потенциальных контрактов, которые могли бы быть заключены в ближайшие пять-семь лет – до 13 миллиардов», – сказал Константин Макиенко. Экономические последствия от введения санкций в отношении Ливии, добавил он, также измеряются многомиллиардными потерями для высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности: «Так, глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов оценил потери только экспортеров вооружения на ливийском рынке в сумму более чем четыре миллиарда долларов. К этому надо прибавить и потери ОАО «РЖД», которое вынуждено свернуть строительство шестисоткилометровой железной дороги Сирт – Бенгази». Он напомнил, что Россия смогла получить военно-технические контракты и заказы на строительство инфраструктуры после списания ливийского долга в размере 4,5 миллиарда долларов. «И если такая практика оказалась вполне оправданной в Сирии и Алжире, то в случае с Ливией эту сумму также следует засчитать как прямые финансовые потери нашей страны», – подчеркнул Макиенко. ЗРК: И НА СУШЕ, И НА МОРЕ ФГУП «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А. Э. Нудельмана» (Москва) унифицировало комплексы ПВО ближнего действия с зенитными ракетами «Сосна-Р», сообщил представитель предприятия Владимир Копылов. «Мы были вынуждены максимально унифицировать наш зенитный ракетный комплекс, который разрабатываем и для Сухопутных войск, и для кораблей. Комплекс унифицирован по основным структурным элементам – ракете «Сосна-Р» и по оптикоэлектронной системе управления», – сказал Копылов. Он отметил, что морской зенитный ракетный комплекс «Пальма», в состав которого входит ракета «Сосна-Р», является последним рубежом защиты корабля, поэтому система интегрируется с артиллерийским вооружением. По словам представителя КБ, зенитная двухступенчатая управляемая ракета «Сосна-Р» оснащена отделяемым двигателем, работающим в течение порядка 1,5 секунды. Дальше действует маршевая ступень массой 14 килограммов. Масса боевой части – 7,2 килограмма. Зона ответственности зенитного ракетного комплекса по дальности – 10 километров, по высоте – до 5 километров. Пушечное вооружение – две шестиствольные пушки АО-18КД с суммарной скорострельностью до 10 тысяч выстрелов в минуту. «Пушечное вооружение с малым рассеиванием снарядов специально доработано для поражения основной цели – противокорабельной ракеты», – уточнил Владимир Копылов. Ракета «Сосна-Р» также применяется при модернизации комплекса «Стрела-10М4». «Причем мы позиционируем этот комплекс таким образом, что готовы поставить его на любой носитель грузоподъемностью выше 3,5 тонны, – подчеркнул Копылов. – Мы предложили «легкую» модернизацию зенитного ракетного комплекса «Стрела10М4». Преобразования касаются оснащения комплекса тепловизионной системой с автоматом захвата и сопровождения, что дало возможность управляемой ракете с инфракрасной головкой наведения работать ночью. Сейчас решается вопрос о серийном производстве комплекса, отметил представитель КБ. Виктор Копылов сообщил, что морской автоматизированный зенитный артиллерийский комплекс ближнего рубежа обороны «Пальма» прошел госиспытания. Испытания «сухопутного варианта» продолжаются. «Комплексы «Сосна» и «Пальма» практически пассивны в плане излучения, так как комплексы с активным радиолокационным управлением подвергаются атаке в первую очередь», – пояснил он. «Пальма» оснащена двумя АО-18КД калибра 30 миллиметров с дальностью огня до четырех километров и по высоте до трех километров. Дополняется двумя счетверенными установками зенитных управляемых ракет «Сосна-Р», что расширяет возможности комплекса по дальности и высоте. Такой комплекс установлен, в частности, на сторожевых кораблях «Гепард» проекта 3.9 для Вьетнама. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН – 250–500 километров. Максимальная скорость полета – 270 км/ч, максимальная высота – 7 тысяч метров. Продолжительность полета – 18 часов (при увеличении размаха крыла и увеличенном запасе топлива – до 30 часов). Взлетная масса БПЛА – до 800 килограммов. Возможна установка ударного оружия общей массой до 170 килограммов либо в контейнере под фюзеляжем, либо на пилонах под крыльями. Кроме данного аппарата «Вега» предлагает (в форме рекламных проспектов) целый набор малых и сверхмалых БПЛА («Дрозд», «Типчак», «Ласточка»), а также аэростатный комплекс мониторинга и ретрансляции, способный взаимодействовать с этими аппаратами. К сожалению, остается неясным, нужно ли это Минобороны России. ВЫСТАВКА СОБРАЛА ВЕСЬ ЦВЕТ МИРОВОГО АВИАСТРОЕНИЯ В подмосковном Жуковском прошел очередной Международный авиационнокосмический салон. Он стал юбилейным – десятым (первый состоялся в 1993 году). На нем были представлены как военные, так и гражданские разработки, в данной статье речь пойдет о военной составляющей салона. тейнерный вариант крылатой ракеты Club-K (до этого его показывали два месяца назад на военно-морском салоне в СанктПетербурге), который можно скрытно размещать на гражданских судах-контейнеровозах и на автомобилях-трейлерах. Была также представлена «родственница» этой ракеты – российско-индийская «БраМос». Ее скромно охарактеризовали как лучшую сверхзвуковую крылатую ракету в мире (что, в общем, правда). Она выставлялась как в натуральную величину на улице, так и в павильоне на индийском стенде во всех вариантах (наземном, морском, авиационном) в виде моделей. «Тигр» уже хорошо известны, а вот совмещения до сих пор видеть не приходилось. Впервые появился на авиасалоне конная страна, представленная на МАКСе. Вышеупомянутая омская ВТТВ-2011 называлась международной, но фактически не была даже общероссийской, она осталась чисто сибирской. А вот в Жуковский прибыл буквально весь цвет мирового авиастроения. На статической экспозиции, впрочем, присутствовал лишь европейский пассажирский гигант А-380, а также американские боевые самолеты, которых прибыло в Подмосковье аж 10 штук: стратегический бомбардировщик В-52Н, заправщик КС-10А, два транспортных самолета (стратегический С-5М и тактический С-130J), противолодочный самолет Р-3С, два штурмовика А-10 и три истребителя-бомбардировщика (F-15E, F-16С и D). Последние пять представляли все три авиабазы, которые сегодня остались у ВВС США в Европе: А-10 прилетели из немецкого Шпангдалема, F-16 – из ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ Индия отнюдь не единственная зарубежвсе, тем более что уже есть практический опыт (правда, не в сфере авиации), поэтому рекламировали не только гражданскую технику, но и боевые вертолеты, и различное подвесное оборудование боевой авиации. Не менее широко развернулась израильская авиационная корпорация IAI. Евреев явно вдохновил успех с продажей в Россию беспилотников, именно этот класс техники они в первую очередь и представили на МАКСе. Также ими предлагались бронемашины и различные средства наблюдения и разведки. На стенде IAI демонстрировался ролик данскую продукцию (если не считать американского легкого штурмовика АТ-802 с интересным названием «Воздушный трактор», созданного на базе «Цессны»). Китай также был представлен только моделями гражданских самолетов и космических ракетносителей, демонстрировать боевую авиацию у «стратегического союзника» китайцы нужным не посчитали. А вот европейцы готовы продавать нам на тему эффективности применения пилотируемой и беспилотной авиации с высокоточным оружием, средств авиационной разведки и РЭБ. В частности, в этом фильме с помощью УАБ был поражен… российский ракетный крейсер пр. 1164 «Москва»! И израильтяне нам это совершенно спокойно чески всех известных мировых аэрокосмических компаний: «Боинг», «Роллс-Ройс», EADS, «Аления», «Талес» и т. д., вплоть до чилийской FIDAE. Украина вообще сняла целый отдельный павильон, хотя обещанная «Мрия» не прилетела. При этом устремления фирм были разные. Англосаксы рекламировали только гражитальянского Авиано, F-15 – из британского Лейкенхита. Совершенно очевидно, что все это было показано уж никак не для продажи (эти самолеты давно и прекрасно всем известны и в той или иной степени старые, например, конкретному В-52, прилетевшему на МАКС, – 51 год, F-15Е – 20 лет), а для демонстрации, с одной стороны, американской мощи, с другой – «перезагрузки» российско-американских отношений. Чем глубже «перезагрузка», тем больше в Жуковском американских самолетов. Интересно, прилетит ли к нам когда-нибудь «Рэптор»? В павильонах имелись стенды практиМАКСА вало множество машин: и пассажирские (А-380 и Ту-204), и вертолеты (включая самый большой в мире Ми-26, известный под жаргонным прозвищем «Корова»), и пилотажные группы на учебных L-39 (отечественная «Русь» и латвийская «Балтийские пчелы»), и, разумеется, боевые самолеты. Среди последних, как обычно, блистали качеством пилотажа «Стрижи» и «Русские витязи». Был представлен в летной программе и F-15Е. Кроме того, два боевых самолета показали только в воздухе (на стоянке их не демонстрировали) – это французский истребитель «Рафаль» и «звезда салона» прототип российского истребителя пятого поколения с «танковым» названием Т-50. Один из двух имеющихся сегодня Т-50, впрочем, в последний день МАКСа сломался при взлете, но, очевидно, это «рядовая» поломка самолета, проходящего испытания. Именно потому, что машина находится ЗРЕЛИЩЕ НА ВЫСОТЕ В летной программе МАКСа участво«ОБОРОНКА» представили, причем ролик шел на русском языке (может быть, эпизод с крейсером не стали вырезать, потому что он длился не более секунды). Впрочем, на стенде Концерна ПВО «Алмаз-Антей» показывали уже наш ролик, где изображалось отражение американского авиационно-ракетного удара. Отечественные ЗРК лихо сбивали «Хорнеты» и «Томагавки». Такой «обмен любезностями» между хозяевами и гостями на одном салоне выглядел несколько странно… Интересно отметить, что кроме израильтян больше всего беспилотников на МАКСе2011 представила Белоруссия в лице 558-го авиаремонтного завода. Не имея своей полноценной авиационной промышленности, страна смогла создать ее эрзац на базе бывшего АРЗ ВВС СССР. Теперь этот завод занимается модернизацией МиГ-29 и Су-27, а также начал делать БПЛА совместно с КБ «Индела». Причем это именно легкие тактические беспилотники массой в несколько десятков килограммов, сделанные в «израильском стиле», которых так не хватает нашим ВС. Белорусы показали целых четыре БПЛА: «Беркут», Indela-6M, Indela-I.N.Sky (вертолетный) и «Гриф-1». Российский ассортимент дронов оказалв стадии испытаний, Т-50 продемонстрировал «всего лишь» традиционный высший пилотаж. То же самое можно сказать про F-15Е и «Рафаль», но они показали «обычный» высший пилотаж по иной причине – сделать «кобру», «колокол», «хук» и другие элементы сверхпилотажа данные самолеты по своим летным характеристикам просто неспособны. Эти фигуры остаются монополией МиГ-29 и Су-27, а также их наследников (МиГ-29ОВТ, МиГ-35, Су-35), что и было в очередной раз продемонстрировано на МАКСе. В отечественной литературе уже много ся довольно скромным. В МАИ сделан маленький (20 кг) БПЛА «Икосаэдр», способный, однако, находиться в воздухе 3,5 часа. Уральский завод гражданской авиации (Екатеринбург) начинает выпуск БПЛА «Форпост», который представляет собой копию израильского беспилотника Searcher. Он оснащен двигателем Jabiru 2200 мощностью 80 лошадиных сил. Максимальная взлетная масса – 454 килограмма, масса полезной нагрузки – 100 килограммов. Максимальная скорость – 204 км/ч, рабочая скорость – 110–140 км/ч. Максимальная продолжительность полета – 17,5 часа. Наконец, концерн «Вега», который у нас считается «главным по беспилотникам», представил натурный образец БПЛА «Луч», разработанный предприятием в инициативном порядке на собственные средства (это само по себе очень четко отражает отношение нашего военного руководства к данному классу техники). Он предназначен для решения задач оптико-электронной, радиолокационной, радио- и радиотехнической разведки и ретрансляции. Боевой радиус лет идет дискуссия о том, есть ли польза от сверхманевренности наших истребителей. Скептики считают, что сложный пилотаж неспособны освоить строевые летчики, он невозможен на машинах с полной боевой нагрузкой (меняются вес и центровка машины). Кроме того, от «кобры», например, в воздушном бою нет никакой пользы, кроме вреда: сделавший ее самолет будет немедленно сбит, а выстрелить ракетами себе «за спину» совершенно нереально. Наконец, в дальнем ракетном бою за пределами визуальной видимости сверхманевренность и даже обычная маневренность вообще не имеют значения, при этом в таком бою мы проигрываем западным машинам из-за худших параметров отечественных РЛС. С другой стороны, последние модели истребителей США – F/А-18Е и F-22 тоже научились делать «кобру». Американцы заинтересовались сверхманевренностью потому, что новейшие истребители имеют очень малую ЭПР, а излучение собственной РЛС их лишь демаскирует. В итоге может произойти возвращение «на новом витке» к временам вьетнамской войны – доминирующим вновь станет ближний маневренный воздушный бой с применением ракет малой дальности и пушек. И здесь сверхманевренность может оказаться решающим фактором достижения победы. В итоге получится интересная вещь: наши конструкторы делали свои истребители сверхманевренными потому, что у них лучше всего получалось именно это (в то время как у американцев лучше «шла» невидимость). А теперь оказывается, что они были провидцами… Правда, если американцы потянулись к сверхманевренности, то наши – к невидимости (Т-50 – первый российский самолет, претендующий на реализацию технологии «Стелс»). Противоположности сходятся. По поводу организационный стороны МАКСа можно сделать целый ряд серьезных замечаний. Но, наверное, не надо портить этим юбилейное мероприятие. Все же в целом ведь было хорошо. ИТАР-ТАСС
Стр.5