Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №37 2010 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268219
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2010 .— №37 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268219 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 37 (353) 22–28 сентября 2010 года выходит по средам МЯТЕжЕВОЙНА, к кОТОРОЙ СТОиТ пРиСМОТРЕТьСЯ В МОСкВЕ Мексиканские наркобароны оказывают ожесточенное сопротивление государственной власти ТЕМА «МиСТРАль»и ЕГО СОбРАТьЯ Продолжение на стр. <...> 02 03 ГИГАНТ Бе-2500 И ГРОМАДИНА «ПЕЛИКАН» к В России и СшА приступили разработке суперэкранопланов 05 СЕкРЕТНЫЕ ОбЪЕкТЫ ВСЕСОЮЗНОЙ ЗДРАВНицЫ Немецкий вклад в советский атомный проект 11 РАКУРС ЧТО ПОЛУЧИТ НАША СТРАНА, ЕСЛИ КУПИТ ФРАНЦУЗСКИЙ УДК ЧЕТВЕРТЫЙ УДАР Михаил ХОДАРЕНОК За последние полвека новейшей истории ни к одному из сословий служивого люда отечественная власть не относилась порой столь беспощадно (и равнодушно), как к офицерскому составу Вооруженных Сил. <...> «Яхонт» способен поражать цели на расстоянии НАТО НА РАСПУТЬЕ 300 километров и нести боеголовку весом более 200 килограммов. <...> Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Серьезно ли предложение генсека НАТО о сотрудничестве между Россией и альянсом по поводу создания противоракетного щита, который бы покрывал не только Европу, но и Россию? <...> Обновленный вариант ТРАНСфОРМАциЯ СЕВЕРОАТлАНТичЕСкОГО АльЯНСА НЕВОЗМОжНА бЕЗ кОРЕННОГО иЗМЕНЕНиЯ ОТНОшЕНиЙ МЕжДу МОСкВОЙ и ЗАпАДОМ ВЗАМЕН ДОВСЕ – НОВЫЙ ДОГОВОР Глава военного ведомства РФ Анатолий Сердюков заявил, что Россия не вернется к соблюдению Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), пока страны НАТО не примут условия Москвы, и высказался при этом за выработку нового соглашения по контролю над вооружениями в европейских государствах, отвечающего современным реалиям. <...> Коллаж Андрея СЕДЫХ AP РИА НОВОСТИ № 37 (353) 22–28 сентября 2010 года ГЕОПОЛИТИКА 02 ТЕНДЕНЦИИ Александр БАРТОШ, член-корреспондент АВН, директор Информационного центра по вопросам международной безопасности при Московском государственном лингвистическом университете В ноябре в Лиссабоне начнет работу очередной саммит НАТО, в повестке дня которого достаточно привычный <...>
Военно-промышленный_курьер_№37_2010.pdf
№ 37 (353) 22–28 сентября 2010 года выходит по средам МЯТЕжЕВОЙНА, к кОТОРОЙ СТОиТ пРиСМОТРЕТьСЯ В МОСкВЕ Мексиканские наркобароны оказывают ожесточенное сопротивление государственной власти ТЕМА «МиСТРАль»и ЕГО СОбРАТьЯ Продолжение на стр. 06–07 ЭКСПОРТ ков сообщил, что контракт 2007 года на поставку Сирии современных противокорабельных ракетных комплексов «Яхонт» будет выполнен. Обеспокоенность данными поставками Дамаску «ЯХОНТЫ» ДлЯ СиРии Министр обороны России Анатолий Сердюновейших вооружений, в том числе и ракет П-800 «Яхонт», выражал Израиль. Израильский премьер просил заморозить сделку с Сирией. По словам Нетаньяху, большая часть российского оружия попадает к боевикам движения «Хезболла». Анатолий Сердюков в свою очередь отметил, ТЕНДЕНЦИИ Читайте материал на стр. 02 03 ГИГАНТ Бе-2500 И ГРОМАДИНА «ПЕЛИКАН» к В России и СшА приступили разработке суперэкранопланов 05 СЕкРЕТНЫЕ ОбЪЕкТЫ ВСЕСОЮЗНОЙ ЗДРАВНицЫ Немецкий вклад в советский атомный проект 11 РАКУРС ЧТО ПОЛУЧИТ НАША СТРАНА, ЕСЛИ КУПИТ ФРАНЦУЗСКИЙ УДК ЧЕТВЕРТЫЙ УДАР Михаил ХОДАРЕНОК За последние полвека новейшей истории ни к одному из сословий служивого люда отечественная власть не относилась порой столь беспощадно (и равнодушно), как к офицерскому составу Вооруженных Сил. Примерно раз в десять (иногда в двадцать) лет государство принимается «умножать на ноль» с таким трудом выращенные командные и инженерно-технические кадры армии и флота, людей, отвечающих за моральный настрой в воинских коллективах. Подобных погромов (а их и трудно назвать по-другому) во второй половине XX столетия можно насчитать по меньшей мере четыре. Сперва грянули знаменитые хрущевские сокращения – на «миллион двести» и прочие. Да, после смерти Сталина его преемнику досталась в наследство пятимиллионная военная машина. Было совершенно очевидно, что она чрезмерно обременяет страну и вряд ли нужна в ракетно-ядерную эпоху. Однако оптимизация численности этой огромной рати проводилась самым варварским способом. Слов «адаптация» и «переучивание» тогда просто не знали. И никто не хотел этим заниматься. История массовых увольнений профессиональных защитников Родины еще не написана и поныне ждет своего исследователя. Ведь в ту пору имели место десятки тысяч случаев проявления жестокости и вопиющей несправедливости. Достаточно сказать, что нередко офицеров просто выкидывали на улицу, отправляли в запас, не дав дослужить до честно заработанной пенсии буквально несколько дней. Вдобавок все это сопровождалось откровенно издевательской пропагандистской кампанией, развязанной по указке сверху. Так, в советской прессе постоянно мелькали заметки, суть которых сводилась примерно к следующему: «…До недавнего времени подполковник Н. был командиром танкового батальона и занимался откровенной ерундой, даром проедая народные деньги. А теперь он при деле – работает скотником колхоза «Светлый путь». Именно в те времена появилась поговорка: «Лучше нету свинопаса подполковника запаса». В итоге был серьезно подорван престиж офицерской профессии. Последующие годы так называемого застоя на самом что ранее Россия поставляла Сирии «аналогичную систему», а «Яхонт» просто является более современной. По словам главы Минобороны, те ракетные комплексы не попали к террористам и эти не должны попасть. Сердюков также напомнил: контракт с Дамаском был заключен еще в 2007 году. Он отметил, что не видит никаких причин для того, чтобы отказываться от этой сделки. Сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета (ПКР) 3М55Э «Яхонт» предназначена для борьбы с группировками и одиночными надводными кораблями противника в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. ПКР «Яхонт» имеет загоризонтную дальность стрельбы и реализацию принципа «выстрелилзабыл», движение со сверхзвуковой скоростью на всех участках различных траекторий полета, высокую степень унификации и возможность использования надводными, подводными, воздушными и наземными носителями, а также технологии «Стелс», обеспечивающей незаметность для современных радиолокационных средств обнаружения. «Яхонт» способен поражать цели на расстоянии НАТО НА РАСПУТЬЕ 300 километров и нести боеголовку весом более 200 килограммов. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Серьезно ли предложение генсека НАТО о сотрудничестве между Россией и альянсом по поводу создания противоракетного щита, который бы покрывал не только Европу, но и Россию? ДА 57% НЕТ 39% НЕ ЗНАЮ 4% неры готовы к этому, но мы своих позиций в отношении договора не меняем и четко заявили, что наш мораторий будет продолжаться до тех пор, пока не будут приняты наши условия и пока нам не предложат варианты, которые нас устраивают. Торопиться в этом вопросе не стоит», – сказал Сердюков. Договор об обычных вооруженных «Посмотрим, насколько наши партсилах в Европе был подписан в Париже в 1990 году. Обновленный вариант ТРАНСфОРМАциЯ СЕВЕРОАТлАНТичЕСкОГО АльЯНСА НЕВОЗМОжНА бЕЗ кОРЕННОГО иЗМЕНЕНиЯ ОТНОшЕНиЙ МЕжДу МОСкВОЙ и ЗАпАДОМ ВЗАМЕН ДОВСЕ – НОВЫЙ ДОГОВОР Глава военного ведомства РФ Анатолий Сердюков заявил, что Россия не вернется к соблюдению Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), пока страны НАТО не примут условия Москвы, и высказался при этом за выработку нового соглашения по контролю над вооружениями в европейских государствах, отвечающего современным реалиям. ДОВСЕ принят в 1999-м на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Адаптированный ДОВСЕ должен быть открыт для присоединения любого европейского государства – участника ОБСЕ. Однако ратифицировали адаптированный договор только четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдавия отказались от его утверждения, требуя вывода российских войск по Стамбульским договоренностям, которые были подписаны ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 вместе с Соглашением об адаптации ДОВСЕ. Из-за этого страны НАТО также блокировали процесс вступления в силу адаптированного договора. Владимир Путин в июле 2007 года, будучи президентом РФ, подписал указ о приостановлении Россией действия ДОВСЕ и связанных с ним международных договоров «до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ». деле оказались воистину золотым веком для военной организации нашей страны. На достижениях 70–80-х и созданном в тот период запасе прочности и сегодня держатся Вооруженные Силы Российской Федерации. Главное – в тот период удалось преодолеть печальные последствия диких хрущевских «инициатив». Офицерство стало понастоящему средним классом и занимало достойное своему статусу место в советском обществе. Начало второй волны гонений на офицерские кадры, очередным гибельным изменениям в отношении к ним было положено в 1987 году, когда в СССР с ведома и по указке генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева развернулась самая настоящая антиармейская кампания, градус истерии в которой порой просто зашкаливал. Ситуация подчас складывалась таким образом, что офицеры не рисковали появляться в общественных местах в военной форме (а в Прибалтике и Закавказье это даже грозило смертельной опасностью). Что любопытно: данная кампания закончилась отнюдь не по приказу из Кремля. Она принялась затухать сама по себе и лишь только потому, что вслед за ней на офицерский состав Вооруженных Сил тут же обрушилась новая волна гонений – третья по счету. В результате гайдаровских реформ офицеры были поставлены на грань выживания и нищеты. Вот почему прекратилось прежнее дикое шельмование офицерского сословия. Ибо убогих и сирых на Руси скорее жалеют, нежели измываются над ними. Ныне в армии и на флоте России опять проходит страда масштабных сокращений. Спору нет: стране и в ближайшей, и в среднесрочной, и в отдаленной перспективе нужны совсем не те Вооруженные Силы, которые имелись у нее еще вчера. Разумеется, они должны были в кратчайший срок обрести совершенно иной облик. Несомненно, признанные мировые пропорции между старшими и младшими офицерами в них оказались нарушены самым грубым образом. На одного офицера там приходились всего один-два солдата. И вообще без приведения военной организации страны в нормальное состояние никак нельзя обойтись. Времени на это отпущено в обрез, точнее – его совсем нет. Все так. Между тем на повестку дня выходят чрезвычайно важные вопросы, связанные напрямую с обеспечением национальной безопасности России. Выдержит ли наше офицерство четвертый удар? Не начнутся ли в его самосознании и психологии разрушительные процессы, которые не удастся потом восстановить даже резким повышением денежного содержания? Увы, обоснованные, развернутые и обнадеживающие ответы на них пока не прозвучали... Коллаж Андрея СЕДЫХ AP РИА НОВОСТИ
Стр.1
№ 37 (353) 22–28 сентября 2010 года АРМИЯ НОВОСТИ КИРГИЗИЯ: ЦЕНЫ СТРЕМИТЕЛЬНО РАСТУТ Бишкек планирует в 3–4 раза поднять арендную плату за российские военные объекты, так как первоначальное соглашение заключалось в середине 90-х годов и размер оплаты не соответствует настоящим реалиям. По словам министра обороны Киргизии Абибиллу Кудайбердиева, в страну прибудет рабочая группа экспертов из России для обсуждения проекта соглашения о статусе военнослужащих РФ, времени их пребывания и арендной плате за военные объекты. Кудайбердиев сообщил, что Бишкек предлагает объединить под единое командование четыре российских объекта на территории Киргизской Республики. По его информации, РФ ежегодно выплачивает за них арендную плату в 4,5 миллиона долларов. В настоящее время военные объекты РФ находятся в областном центре Караколе, городах Канте и Майлуу-Суу, а также вблизи населенного пункта Спартак. Их общая площадь – 866 гектаров. Во время визита российских экспертов также будет рассматриваться вопрос открытия совместной учебной базы по подготовке младших специалистов в Ошской области. Россия предоставила этой стране с 1999 по 2007 год военную гуманитарную помощь на 19 миллионов долларов. ИСПЫТАНИЯ НА БАЛТИКЕ Большой противолодочный корабль (БПК) Северного флота «Вице-адмирал Кулаков» завершил второй этап государственных испытаний. Госиспытания БПК проводились на морских полигонах Балтийского флота по завершении ремонта и модернизации корабля на заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Оттуда он совершил переход в Балтийск – главную военноморскую базу Балтфлота. В море личный состав ракетно-артиллерийской и минно-торпедной боевых частей корабля отработал элементы специальных курсовых задач и выполнил боевые упражнения и стрельбы. В ближайшие дни состоится подписание акта передачи корабля в состав Северного флота, после чего экипаж БПК «Вице-адмирал Кулаков» начнет подготовку перехода к месту его постоянного базирования в Североморск. ВЕРНЫМ КУРСОМ Олег ФАЛИЧЕВ Они тоже значительны. Причем все кардинальные новшества проведены в соответствии с основными направлениями развития продовольственного обеспечения ВС РФ и основываются на принципах, подразумевающих совершенствование его форм, норм питания и способов организации, технических средств продслужбы, ряде других. В соответствии со статьей 14 федерального закона 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определены три формы такого обеспечения: – организация питания по месту службы для тех, кто проходит ее по призыву, и отдельных категорий контрактников; – выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с принятой нормой и на основании ежемесячно издаваемого приказа командира воинской части; – выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим по призыву на время нахождения в пути следования, в местах использования установленных законодательством РФ отпусков, а также в пунктах командировок, если там отсутствует организованное для них питание. Кстати, для подобных случаев Министерством обороны определен размер стоимости продобеспечения по норме № 1 – так называемый общевойсковой паек, который учитывается и при расчете федерального бюджета на очередной финансовый год. Его денежное выражение в 2010-м составляет 107 рублей 38 копеек в сутки на одного человека. ПАЕК ДЛЯ… КАДЕТА Если говорить об идеологии, то во всех указанных формах снабжения главными являются организация полноценного и качественного питания личного состава армии и флота в любых условиях повседневной и боевой обстановки, без выходных и праздничных дней, доведение установленных норм продпайков в полном объеме до каждого человека в погонах. В этой связи знаковым событием ДОСААФ ОБУЧИТ ДО ПРИЗЫВА 10 центров по подготовке молодежи к военной службе и военно-патриотическому воспитанию будет создано в Москве (в каждом административном округе столицы). Первый такой центр в качестве пилотного проекта уже действует в Юго-Восточном административном округе Москвы. На его базе в середине октября под руководством председателя правительства столицы состоится совещание, на котором будут рассмотрены организационные вопросы, связанные с созданием подобных центров на территории города. В структуру войдут спортивные и технические секции, военно-исторические клубы, поисковые отряды, а также школы технического мастерства оборонной организации. ОБЛИК БУДУЩИХ КОРАБЛЕЙ Представители судостроительной отрасли с моряками Балтфлота обсудили перспективы кораблестроения для ВМФ России. Впервые 25 генеральных директоров и главных конструкторов ведущих российских конструкторских бюро во главе с президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Романом Троценко встретились с командным составом сторожевых кораблей «Неустрашимый», «Ярослав Мудрый» и корвета «Стерегущий» для обсуждения проблем и перспектив кораблестроения. Моряки-балтийцы высказали пожелание, чтобы надежность корабельных систем составляла не менее 10 лет, комплекты запчастей имели агрегатную замену, а системы управления были автономными от внешних источников информации и более унифицированными в целях повышения эффективности работы наводчиков и операторов. Кроме того, моряки попросили усовершенствовать корабельные системы управления, обновить эргономику бытовых помещений, увеличить емкости для запасов пресной воды и модернизировать опреснители морской воды. В семинаре под руководством командующего флотом вице-адмирала Виктора Чиркова участвовали руководители ОСК, Зеленодольского проектно-конструкторского бюро, Невского ПКБ, центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», Северного ПКБ, а также представители Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России и Главкомата ВМФ РФ. «НИТКА» ГОТОВИТ ПИЛОТОВ стало принятие постановления правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 946 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время». Им утверждены и с 1 января 2008 года введены в действие новые нормы продовольственных пайков: общевойсковой, летный, морской, подводный, лечебный. Казалось бы, что тут особенного – пайки существовали и раньше. Но отличие кардинальное. По существу впервые в истории отечественных Вооруженных Сил в этом документе нормы продпайков приведены в соответствие с требованиями физиологических нормативов и отвечают концепции сбалансированного и рационального питания. Сегодня энергетическая ценность основного пайка (общевойскового) насчитывает 4374 ккал, что на 185 ккал больше предшествующей. При этом нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения, утвержденные Минздравом России (например для 5-й группы населения от 18 до 29 лет, к которой относятся и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву), составляют 4200–4400 ккал. Такая калорийность достигнута за счет оптимального соотношения между белками, жирами и углеводами. Для сравнения: в армии США калорийность аналогичного пайка составляет 4255 ккал, ФРГ – 3950 ккал, Англии – 4050 ккал, Франции – 3875 ккал, то есть меньше калорийности нашей нормы в среднем на 280 ккал. Интересно, что немалое внимание Украинская сторона обеспечила российских летчиков всем необходимым для тренировок на испытательном полигоне взлетно-посадочных систем «НИТКА» в Крыму: техническими средствами, удобным временем для полетов, свободным воздушным пространством. В течение трех недель на тренажере «НИТКА» проходили тренировки пилотов самолетов российской морской авиации Су-27К, МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-27КУБ. Данное мероприятие состоялось в рамках реализации договоренностей между руководителями оборонных ведомств Украины и РФ, достигнутых 24 июня этого года. Раньше отсутствие тренажера вызывало значительные неудобства в подготовке молодых летчиков. На сегодня с использованием полигона взлетно-посадочных систем «НИТКА» уже пять начинающих пилотов подготовлены для последующей службы на авианесущем корабле. информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК», при разработке новых норм довольствия было уделено суворовцам, нахимовцам и кадетам. Так, в 2009 году усовершенствована и введена в действие новая норма пайка для них. Основное отличие от предыдущей в том, что в ней учтены возрастные критерии: для 5–8 и 9–11-х классов соответственно. В частности, в целях уменьшения количества углеводов, восполнения дефицита белков животного происхождения для формирования структуры организма, увеличения полиненасыщенных и органических кислот, минеральных веществ и витаминов в новой норме уменьшена выдача хлеба, круп, картофеля с 600 до 450 г. Но зато больше молока коровьего на 100 г, творога – на 30 г, масла растительного – на 10 г, овощей (свеклы, моркови, огурцов, лука, помидоров, зелени) – на 105 г, фруктов свежих – на 100 г (для 5–8-х классов) и 200 г (для 9–11-х классов). Введены колбасные изделия (25 г), сок (200 г), консервы овощные закусочные: кукуруза, фасоль, зеленый горошек консервированные (50 г). С принятием новых норм возникла необходимость и в модернизации рационов питания, применяемых для его организации в условиях, когда приготовление горячей пищи не представляется возможным. Цель – приведение их состава по пищевой, биологической и энергетической ценности к научно обоснованным нормам продовольственных пайков, расширение возможностей для непрерывного использования. Для этого были проведены соответствующие разработки и на обеспечение войск и сил флота приняты новые рационы питания. Основной из них – индивидуальный, введен взамен существовавшего ранее с целью приближения к улучшенВ настоящее время в войсках продолжается эксперимент по внедрению многофункциональных подносов из нержавеющей стали, которые имеют емкости, предназначенные для вторых, третьих блюд, гастрономических продуктов и столовых приборов. Их применение позволит отказаться от столовой посуды, добиться экономического эффекта при ее использовании. «В целом обеспечение столовым технологическим оборудованием нового поколения модульного типа с повышенными эксплуатационными и эргономическими характеристиками, современным холодильным оборудованием – одна из важнейших задач улучшения питания военнослужащих в местах дислокации, – подчеркнул генерал-полковник Дмитрий Булгаков. – А совершенствование технических средств продслужбы – главное направление развития их обеспечения в полевых условиях». Сегодня обеспеченность ВооруженЕДИНЫМ НАКОРМЛЕН НЕ ХЛЕБОМ СОЛДАТ ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ НОРМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПАЙКОВ ПРИВЕДЕНЫ В СООТВЕТСТВИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ ной (с 2008 года) норме общевойскового пайка по ассортименту продуктов, пищевой и энергетической ценности, вкусовым качествам. Он оптимален по своему составу и позволяет обеспечить многовариантность комплектования, разнообразие питания личного состава в течение семи суток. А применяется, повторим, в случаях, когда приготовление горячей пищи не представляется возможным. Другими словами, это унифицированный рацион, позволяющий заменить существующие до 2009 года две нормы: индивидуальный рацион питания для повседневной деятельности войск (ИРП-П), значительно уступающий ему по составу и энергетической ценности, и индивидуальный рацион питания для боевой деятельности войск (ИРП-Б), который в мирное время использовался только в порядке освежения неприкосновенных запасов. Теперь в состав нового ИРП включены 44 наименования продуктов и комплектующих, в то время как в ИРП-Б было 27, в ИРП-П – 12. В целом же внедрено и модернизировано 15 рационов питания, некоторые из которых разработаны впервые. Например, для экипажей надводных кораблей в штормовых условиях, горный и другие. «Что тут важно? Правильный режим питания должен предусматривать приготовление разнообразной пищи, что достигается умелым подбором блюд, поскольку однообразная пища быстро приедается, снижает аппетит и усвояемость, – сказал начальник Тыла Вооруженных Сил – заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Дмит-рий Булгаков. курьер», по всем направлениям реорганизации Тыла ВС РФ проведены эксперименты, которые подтвердили правильность выбранных путей перехода к новому облику. И сегодня в этом отношении многое внедрено в войска. Повышено качество их обеспечения, сокращена численность обслуживающих А каковы изменения в продовольственном обеспечении военнослужащих? – Поэтому мы продолжаем работу над совершенствованием ассортиментного перечня продовольственных товаров для обеспечения военнослужащих». Что касается расширения способов организации питания, то они во многом зависят от условий дислокации войск, характера выполняемых задач, иных факторов. НА УСЛОВИЯХ АУТСОРСИНГА Организация питания личного состава на основе привлечения гражданских предприятий сегодня рассматривается как наиболее перспективный способ. В том числе по полноте доведения положенных норм довольствия до военнослужащих. Кроме того, удалось решить и целый ряд важнейших проб-лем. Например, ликвидировано отвлечение личного состава от мероприятий боевой подготовки, что сегодня вряд ли кто будет отрицать. Улучшилось качество пищи, повысилась культура ее приема, расширен ассортимент приготовляемых блюд. В том числе и в полевых условиях. В этом автор недавно смог убедиться на личном опыте, побывав на крупномасштабных учениях Тыла Вооруженных Сил, которые проводились в рамках маневров «Восток-2010». Удивительно было смотреть, как на открытой местности оперативно развернулся мобильный модуль, в котором есть все – и кухня, и столовая, и места отдыха для поваров… При этом полная электрификация мест приготовления пищи, ее раздачи и приема за счет автономных энергоисточников. Возможность использования электрифицированных форсунок в тепловых блоках кухонь взамен ручных. подразделений, уменьшен отрыв личного состава воинских частей от мероприятий боевой подготовки на разного рода хозяйственные работы, идет переход на новую форму одежды… Во всех модулях были системы не только отопления, но и кондиционирования воздуха, что в условиях 40-градусной жары оказалось очень кстати. Отсюда и еще один сопутствующий плюс: практически исключены риски острых кишечных инфекций. Но самое интересное, что всем этим, как говорится, заправляли гражданские лица. Причем молодежный персонал «подрядной организации» работал очень профессионально и слаженно. В настоящее время питание с привлечением гражданских предприятий (на условиях аутсорсинга) организовано уже в 142 воинских частях и организациях общей численностью довольствующихся 182 тысячи человек. А ведь еще весной этого года таких частей насчитывалось лишь 99, в которых на довольствии состояла 141 тысяча человек. То есть налицо положительная динамика данного процесса, достигнут немалый эффект, о чем говорят и отклики с мест. До конца 2010 года на организацию питания на условиях аутсорсинга переведут еще 98 воинских частей и организаций общей численностью около 51 тысячи человек. А в перспективе (до 2015 года) будет осуществлен перевод всех войск за исключением воинских частей, дислоцированных в труднодоступных и отдаленных местностях. На основании распоряжения правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года № 155-р, определяющего единственным исполнителем услуг по организации питания для нужд Вооруженных Сил открытое акционерное общество «Военторг», функции по питанию военнослужащих будут передаваться предприятиям, входящим в данную фирму. Как уже сообщал «Военно-промышленный ных Сил основными видами технических средств продовольственной службы составляет более 100 процентов, что вполне позволяет укомплектовать соединения и воинские части нового облика исправным оборудованием. Хорошо также, что их разработка не остановилась на этом. Только в прошлом году на снабжение армии принято шесть новых образцов. В перспективе их обновление будет происходить поэтапно в рамках Государственной программы вооружения (ГПВ), рассчитанной до 2020 года. Спланированные денежные средства сегодня направляются в первую очередь на закупку именно новых образцов. При этом упор делается на автошасси повышенной проходимости с современным технологическим оборудованием модульного типа, которые идут в части постоянной готовности. Но и это не все. Повышение мобильности при организации продовольственного снабжения войск в полевых условиях планируется обеспечить также за счет создания в 2014 году современного многофункционального комплекса питания на базе контейнеров переменного объема. В дальнейшем (при принятии на снабжение) он будет использоваться для обеспечения ротных подразделений. В целом же внедрение принципиально нового подхода к организации питания личного состава существенно повысит автономность действий подразделений в составе батальона. А еще использование таких комплексов позволит сократить объем инженерных работ и трудозатраты на возведение инфраструктуры пункта питания на местности, увеличит производительность техники за счет применения современного оборудования, улучшит санитарно-гигиенические показатели при приготовлении и приеме пищи, мобильность подразделений… Наконец, за счет унификации и взаимозаменяемости как составных частей, так и комплексов в целом повысится их ремонтопригодность. А все это, если угодно, тоже элементы боевой готовности. Будут параллельно совершенствоваться и способы обеспечения продовольствием. Одним из основных направлений оптимизации здесь рассматривается организация прямых поставок в базовые военные городки (пункты дислокации бригад), минуя комплексные базы материально-технического обеспечения военных округов (флотов). Даже в заготовке картофеля и овощей есть свои изменения. Сегодня во избежание порчи сезонной продукции закладка на хранение картофеля и овощей в Вооруженных Силах проводится только на период гарантированного сохранения их качества (до 1 января). Остальная часть продукции (до 40–50 процентов от общей потребности) находится у поставщиков и поставляется ими по мере надобности. В перспективе совершенствование способов хранения материальных средств, системы обеспечения войск продовольствием позволит оптимизировать также складскую инфраструктуру, заменив существующую сеть баз современными комплексами по хранению и переработке материальнотехнических средств. Еще одно из перспективных направлений – автоматизация учета материальных ценностей. Внедрение АСУ на объектах продовольственной службы с применением технологии штрихового кодирования позволит: – уменьшить численность персонала, обеспечить в режиме реального времени достоверной информацией о наличии материальных средств и проведении всех видов ведомственного контроля и инвентаризации; – исключить умышленное искажение учетных данных, проводить их анализ о соответствии поставляемых материальных ценностей условиям государственных контрактов, а также о законности операций по их движению; – автоматически отслеживать состояние продовольствия; – сократить время его приема и отгрузки; – оптимизировать загрузку складских помещений. Эти преобразования, как и целый ряд других, говорят о том, что Тыл Вооруженных Сил полностью способен выполнить на требуемом уровне все задачи. В первую очередь по своевременному и бесперебойному доведению до личного состава положенных норм довольствия. И таким образом обеспечить боевую готовность войск в их новом облике. А в военное время – наращивание их боевых возможностей на всех уровнях ведения вооруженной борьбы: стратегическом, оперативном, тактическом. 04 Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 НОВИНКА ТЫСЯЧА В ТАГАНРОГЕ ВНОВЬ ВСПОМНИЛИ ОБ ИДЕЕ СОЗДАНИЯ ТРАНСОКЕАНСКОГО ЭКРАНОЛЕТА Илья КЕДРОВ Как сообщило агентство РИА Новости, ТОНН ЗА ОДИН далось в российских СМИ, хотя по большому счету ничего сенсационного в нем нет. Информация о том, что в ТАНТК проектируется Бе-2500, спорадически появляется на протяжении последних 15 лет, все желающие могли ознакомиться с его моделью еще на первых московских авиасалонах. Разработка машины началась в 80-е годы, а общая концепция конструкции самолета подобного типа восходит к трудам Роберта Бартини 60-х годов прошлого века. Вот что известно о Бе-2500 на сегодня: Виктор Кобзев отметил: «Раньше это были мечты, а сейчас для их реализации появились необходимые технологии. Есть даже двигатели, правда, пока за рубежом, способные нести такой самолет». Создание воздушного гиганта, имеющего взлетную массу 2500 тонн, займет от 15 до 20 лет. В настоящее время, по словам руководителя ТАНТК, научноисследовательские работы по данному проекту таганрогцы ведут совместно с ЦАГИ. Это заявление довольно активно обсуж«ОБОРОНКА» НОВОСТИ «ЗАРНИЦА-2010» На полигоне 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии 14–15 сентября командованием соединения совместно с департаментом Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике в рамках военно-патриотического воспитания допризывной молодежи проведена военно-спортивная игра «Зарница-2010». В ней приняли участие более 150 подростков Тульской области из 15 муниципальных образований – представители военно-патриотических клубов и общеобразовательных учреждений области. Участников «Зарницы» и жюри разместили в палаточном городке учебного центра дивизии. Обеспечение всех этапов игры было возложено на десантников. Прошли конкурсы «Честь имею», «Равнение на героев», «Ратные страницы истории Отечества», «Статен в строю, силен в бою», «Защитник Отечества», а также отработка нормативов по огневой, тактической и физической подготовке. СБОЕВ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ РЕЙС с морскими судами, чем с самолетами в их нынешнем, традиционном понимании. Размах крыла – 125,51 м, длина – 115,5 м. Между тем аналогичные показатели у крупнейшего в настоящее время транспортного самолета Ан-225 – 88,4 м и 84 м соответственно. Расчетный разбег Бе-2500 составляет около 10 тысяч метров. Основное назначение Бе-2500 бериевцы предусмотренных эскизами Бе-2500, четыре размещены на горизонтальном оперении в передней части фюзеляжа. По размеру экранолет сравним скорее это экранолет, выполненный по аэродинамической схеме «летающее крыло». Он представляет собой летательный аппарат, который может передвигаться как в экранном режиме, так и обычным для самолета способом. Отличительной особенностью аппаратов, использующих для перемещения экранный эффект, является высокая экономичность и большая грузоподъемность. По расчетам конструкторов Бе-2500, максимальная коммерческая нагрузка машины составит около тысячи тонн, максимальная дальность полета – 16 000 км, крейсерская скорость на экранном режиме – 450 км/ч, на высотном – 770 км/ч. Взлетать и садиться Бе-2500 должен на воду, правда, его планируется оснастить и убирающимся шасси, но оно предназначено только для выхода пустой машины на гидроспуск и перелетов на заводские аэродромы для ремонта. Взлет с воды предполагается выполнять с помощью эффекта поддува – выхлопные газы двигателей, установленных по бокам передней части фюзеляжа, направляются под крыло, где в замкнутом объеме образуется своеобразная газовая подушка, облегчающая отрыв от воды. Поэтому из шести двигателей, ПРЕМЬЕРА «ТИГР» МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ НАМЕРЕН ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ НАШИХ ВОЕННЫХ НОВЫМИ ОБРАЗЦАМИ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ Российские предприятия, выпускающие легкую колесную бронетехнику, по-прежнему пытаются сохранить свое монопольное положение главного поставщика Минобороны и МВД РФ. В частности, для наших силовиков создан новый вариант бронеавтомобиля «Тигр» с наивысшим классом защиты. Иван КАРЕВ Конструкторским коллективом Военно-промышленной компании разработаны две модификации «Тигра»: ВПК-233114 «Тигр-М» и бронеавтомобиль, имеющий 6а класс защиты по российскому ГОСТу (Р 50963-96). В ближайшее время обе машины предоставят потенциальным заказчикам для проведения испытаний. «Тигр-М» – это обновленная версия уже известного бронеавтомобиля, поставляющегося Министерству обороны РФ. Как сообщил представитель Военно-промышленной компании, усовершенствования были внесены в конструкцию на основе анализа пожеланий военнослужащих, использующих эту машину, прежде всего на Северном Кавказе. Она получила бронированный капот, усиленную тормозную систему – такое пожелание высказывалось эксплуатантами, которым приходится много передвигаться в условиях горной местности. Важным отличием нового бронеавтомобиля стал отечественный двигатель – на «Тигр-М» будет устанавливаться дизель семейства ЯМЗ-534. А вот машина в варианте СПМ-2, в начале сентября переданная для опытной эксплуатации батальону специальных операций полиции Бразилии, как и все до сих пор изготовленные «Тигры», оснащена мотором фирмы Cummins, производящимся по лицензии как раз в этой южноамериканской стране. Кстати, по результатам первых выездов на патрулирование пригородных районов Рио-де-Жанейро, так называемых фавел, где зафиксирован наиболее высокий уровень преступности, российские бронеавтомобили произвели на стражей правопорядка весьма благоприятное впечатление. Во время передвижения по узким улицам с затяжными подъемами при 36-градусной жаре двигатель не показывал никаких признаков перегрева – температура охлаждающей жидкости оставалась в эксплуатационных пределах. Этот факт не остался без внимания бразильских экспертов и занесен ими в список преимуществ «Тигра». Также были отмечены возможность посадки и высадки бойцов полицейского спецназа через люки на крыше, бортовые и кормовые двери, хорошая обзорность, высокий уровень защиты, возможность ведения огня из личного оружия через бойницы, низкий уровень шума, простота управления и обслуживания. Испытания «Тигра» в Бразилии планируется завершить до марта 2011 года, после чего местная полиция будет рассматривать возможность закупки установочной партии машин и выдвинет свои требования о внесении изменений в комплектацию. В случае принятия бразильскими властями решения о приобретении «Тигров» машины начнут изготавливать на Арзамасском машиностроительном заводе. Речи о сборочном производстве в Бразилии пока не ведется. В конструкцию модифицированного «Тигра» внесено большое количество изменений. Наращивание противопульного бронирования, которое теперь, как уже говорилось выше, соответствует уровню 6а, усиление противоминной защиты заметно утяжелили машину. Поэтому потребовалось провести некоторую перекомпоновку, увеличить производительность тормозной системы. В таком варианте «Тигр» сможет защитить экипаж и десант при подрыве на фугасе мощностью 6 кг в тротиловом эквиваленте, а также от обстрела с расстояния 5–10 м отечественными винтовочными патронами калибра 7,62 мм с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 или патронами 7,62х×51 мм NATO с бронебойными пулями M948, имеющими вольфрамовый сердечник. Новый «Тигр» должен составить конкуренцию итальянской БМ IVECO LMV, которую в Минобороны РФ пока считают лучшим образцом среди бронемашин с усиленной противоминной защитой. Однако окончательное решение о том, какому автомобилю отдать предпочтение, будет принято в ходе сравнительных испытаний российского и итальянского образцов. Главное, чтобы выбор МО РФ оказался действительно беспристрастным. видят в трансокеанских контейнерных перевозках. Он сможет, конечно, перебрасывать и крупногабаритные грузы, однако это фактически штучная работа, а вот объемы транспортировки контейнеров с каждым годом возрастают, в перспективе потребуется и увеличение скорости доставки. Вдобавок увеличение количества судов-контейнеровозов уже сейчас приводит к пробкам в таких стратегически важных пунктах, как, например, Панамский канал. Вот почему Виктор Кобзев на пресс-конференции 12 сентября подчеркнул: с появлением Бе-2500 часть рынка контейнерных перевозок удастся «отнять у моряков». Нельзя не упомянуть еще один важный фактор – по замыслу конструкторов для экранолета не понадобится какая-то особая инфраструктура, он может эксплуатироваться, используя возможности имеющихся морских портов. Предполагается также, что Бе-2500 станет платформой для доставки космических кораблей в верхние слои атмосферы экваториальной зоны Земли, будет участвовать в спасательных операциях на море, в разведке и добыче полезных ископаемых в зоне шельфов и архипелагов. В ТАНТК не сбрасывают со счетов и военный аспект применения гигантского экранолета, который в советские времена рассматривался как основной. Такой аппарат в сжатые сроки сможет перебросить достаточно крупное подразделение практически в любую точку планеты. Как сказал Виктор Кобзев, в ходе работы над Бе-2500 опрашивались потенциальные заказчики, страховые компании, определялись предстоящие затраты. В результате выяснилось, например, что страховые компании только за смытые с палуб торговых судов контейнеры платят больше, чем необходимо на всю разработку Бе-2500. перелеты с большим объемом грузов, в первую очередь со стандартными контейнерами. ступлений Кобзев оценил эти расходы более чем в 10 млрд долларов, а потому неизбежно возникает вопрос: окупятся ли они? Сопоставьте: для возобновления производства тяжелого транспортного самолета Ан-124 «Руслан», по мнению президента Объединенной авиастроительной корпорации Алексея Федорова, нужно примерно 560 млн долларов. Представляется, что это довольно оптимистичная оценка, но даже необходимость таких скромных (по сравнению с 10 млрд долларов) инвестиций вызывает серьезную нагрузку на бюджет. Причем быстрой экономической отдачи от увеличения парка «Русланов», находящихся в коммерческой эксплуатации, никто не ждет. Что уж говорить об экранолете, гипотетическое создание которого если и вернет вложенные в машину инвестиции, то в очень долгосрочной перспективе. Второй серьезный вопрос заключается в Правда, в одном из своих предыдущих вырот, ведение научно-исследовательских работ в таких сферах способно заметно обогатить авиапромышленность новейшими технологиями. Возможно, в конечном итоге рождение Бе-2500 и не состоится, но прогрессивные решения в различных областях авиастроения найдут применение в других проектах. Надо сказать, что проработка революционных для нашей страны замыслов в ОКБ Бериева уже не раз обогащала отечественный авиапром новыми техпроцессами и материалами. И еще одно замечание, которое для том, готова ли наша страна технологически к реализации такого проекта. Ответ тут достаточно очевиден – нет. Если и браться за данный проект, то лишь в кооперации с зарубежными партнерами, причем отнюдь не с нуждающимися в экспорте передовых технологий. Примером здесь может служить хотя бы выбор двигателей, о которых говорил Виктор Кобзев. Первоначально предполагалось, что на Бе-2500 можно будет установить мотор НК-116 тягой около 100 тонн, предварительный проект которого прорабатывался в начале 90-х годов в Самарском научно-техническом комплексе имени Н. Д. Кузнецова. Однако нынешнее состояние СНТК не оставляет сомнений в том, что такой двигатель уже никогда не появится в металле. В настоящее время в качестве вариантов силовой установки для экранолета могут рассматриваться только иностранные образцы: Rolls-Royce серии Trent (Trent 800, Trent 900) или General Electric GE90. Для того чтобы гигант-экранолет появился на свет, необходимо будет провести очень большой объем работ в области аэро- и гидродинамики, создания новых материалов, особенно коррозионно-стойких сплавов, композитов и т. д. В общем, Бе-2500 потребует серьезных затрат на этапе НИР и НИОКР. Вышесказанное, однако, отнюдь не ознароссийского менталитета имеет зачастую определяющий характер. Конструирование летательного аппарата, по идеологии аналогичного Бе-2500, проходит в настоящее время в США. Подразделение компании Boeing – Phantom Works, занимающееся перспективными проектами, среди которых орбитальный самолет X-37, истребитель шестого поколения, ведет исследовательские работы по созданию экранолета Boeing Pelican. Эта машина должна иметь взлетную массу 2700 тонн и полезную нагрузку 1200–1400 тонн, максимальную дальность полета 10 тысяч морских миль. Как видим, характеристики фактически идентичны нашему Бе-2500. Единственное существенное отличие – Boeing Pelican видится американским специалистам как чисто сухопутная машина. Для того чтобы нагрузка на взлетные полосы была сопоставима с обычными самолетами, Pelican придется снабдить 38 стойками шасси. Основное предназначение американскопроходившего в Геленджике с 9 по 12 сентября, генеральный директор – генеральный конструктор Таганрогского авиационного научнотехнического комплекса (ТАНТК) имени Г. М. Бериева Виктор Кобзев рассказал о разработке гигантского самолета Бе-2500, способного совершать трансатлантические «Гидроавиасалона-2010», На завершающей пресс-конференции Система боевого дежурства в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) будет совершенствоваться. «От того как решены вопросы боевого дежурства, в конечном итоге зависит состояние боевой готовности Ракетных войск в целом. Сегодня становится очевидным, что для улучшения положения дел, в том числе и в боевом дежурстве, нужно изыскивать нестандартные меры и направления его совершенствования», – заявил командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-лейтенант Сергей Каракаев на заседании военного совета РВСН, которое было посвящено вопросам состояния боевого дежурства. По его словам, боевое дежурство в РВСН было, есть и будет высшей формой поддержания боевой готовности и основным видом деятельности объединений, соединений и воинских частей. В мероприятии приняли участие более 50 генералов и офицеров – начальники управлений, отделов и служб командования РВСН, руководящий состав ракетных армий, полигона, Военной академии РВСН имени Петра Великого, командиры частей центрального подчинения, а также представители 4-го ЦНИИ МО РФ и Департамента военной контрразведки ФСБ РФ. В докладе начальника штаба – первого заместителя командующего РВСН генерал-лейтенанта Ивана Ревы был проведен анализ состояния боевого дежурства в войсках. При этом отмечено, что на протяжении 50-летней истории РВСН сформировалась четкая система боевого дежурства, которая не имела сбоев. Однако в интересах изучения реального состояния дел в войсках предложено тщательнее контролировать боевое дежурство в ракетных дивизиях. Ежегодно внезапным проверкам подвергается не менее 50 процентов ракетных соединений. Всего в мирное время в составе дежурных сил РВСН ежесуточно на боевых постах находятся около шести тысяч человек. Дежурные силы способны самостоятельно непрерывно контролировать состояние ракетно-ядерного оружия, поддерживать его в готовности к применению с гарантированным обеспечением ядерной безопасности и по получении приказа провести пуск ракет. ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ го экранолета – военное, то есть быстрая доставка частей и соединений армии США в нужный район. Предполагается, что с помощью Boeing Pelican дивизия в полном составе может быть переброшена в любую точку планеты за пять суток, в то время как в ходе подготовки к операции против Ирака аналогичная задача решалась не менее чем за 30 суток. По расчетам проектировщиков, машина будет способна взять на борт сразу 17 танков М1 Abrams. Гражданские задачи все те же – транспортировка контейнеров, выведение космических аппаратов в верхние слои атмосферы. В компании Boeing считают, что эксплуачает, что от данного проекта нужно немедленно отказаться и забыть этот чудо-самолет, как страшный сон воспаленного разума. Наоботация «Пеликана» начнется лишь после 2020 года. А в том, что проект этот в принципе реализуемый, за океаном, похоже, не особо сомневаются. Со дня первого полета истребителя-перехватчика МиГ-31 16 сентября исполнилось 35 лет. До настоящего времени этот самолет, оснащенный двигателями Д-30Ф6 пермского выпуска, по многим параметрам остается лучшим в мире. В 90-х годах производство МиГ-31 и Д-30Ф6 было свернуто. Вместе с тем истребитель до сих пор несет боевую службу в авиаполках по всей России. По словам командующего пермским авиационным полком в 90-е годы Валерия Григорьева, «МиГ-31 – это один из лучших самолетов всех времен и народов, непревзойденный шедевр авиастроения. Он и в советское время, и сейчас не исчерпал свой потенциал. По большому счету этот самолет можно использовать еще десятки лет, если машину постоянно модернизировать. Нет другого серийного самолета в мире, который летает со скоростью 3000 км/ч и способен на такой большой дальности обнаруживать воздушные цели». информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН По сообщениям корреспондентов «ВПК»,
Стр.5