Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №33 2010 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268215
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2010 .— №33 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268215 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 33 (349) 25 –31 августа 2010 года выходит по средам ПАСЫНОК У ПОСТСОВЕТСКИХ ЛИДЕРОВ Почему надо срочно реформировать ОДКБ ТЕМА ОТвЕТ КРЕМЛя ПРО Продолжение на стр. <...> ДА 51% НЕТ 47% НЕ ЗНАЮ 2% ТЕНДЕНЦИИ ОТ 18 ДО 30 ПОДПИСКА О НЕВЫЕЗДЕ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СЕГОДНя МИНИСТЕРСТвОМ ОБОРОНЫ МЕРЫ ПО ПРИЗЫвУ в АРМИЮ НЕ РЕШАТ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТОвАНИя вООРУЖЕННЫХ СИЛ ФЛОТ НУЖДАЕТСЯ В ВЕРТОЛЕТОНОСЦАХ Министерство обороны объявило международный тендер на постройку двух вертолетонесущих кораблей По словам министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, производитель кораблей «Мистраль» также может принять участие в тендере, который пройдет в сентябре. <...> 04 02–03 ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ РЕШЕНО… Тендер на поставку истребителей ВВС Индии: слухи и реалии 06 ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОГАЛА В ПРОШЛОМ, ПОМОЖЕТ И В БУДУЩЕМ военно-техническое сотрудничество как условие для преобразований армии и флота РАКУРС БЕСПОЛЕЗНЫ В МИРНОЕ И ОПАСНЫ Михаил ХОДАРЕНОК России нет личности более яркой, чем Александр Васильевич Суворов. <...> Поэтому чтобы слеВ ратной истории 10 В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ выпроваживали из кабинета Верховного главнокомандующего и настоятельно предлагали подумать над корректировкой замысла наступления подчиненного ему фронта, но генерал все равно отстаивал свое мнение и в конечном итоге убедил Сталина согласиться с его вариантом. <...> Итогом форума стала договоренность шести стран по изменению уставных документов ОДКБ. <...> Дмитрий ТРЕНИН, директор Московского центра Карнеги У ОДКБ сегодня есть очень серьезные проблемы. <...> Напомню: речь шла не о призыве к вмешательству в конфликт и не о посылке миротворцев под эгидой ОДКБ, а о важности анализа и прогнозирования ситуации, постоянных политических консультаций и эффективных согласованных действий участников организации. <...> Из бесед следовало, что если в отношении предстоящей ратификации российско-американского Договора СНВ-3 мнения законодателей могут разойтись, то по иранскому вопросу позиции на Капитолии едины. <...> Директор <...>
Военно-промышленный_курьер_№33_2010.pdf
№ 33 (349) 25 –31 августа 2010 года выходит по средам ПАСЫНОК У ПОСТСОВЕТСКИХ ЛИДЕРОВ Почему надо срочно реформировать ОДКБ ТЕМА ОТвЕТ КРЕМЛя ПРО Продолжение на стр. 05 НА ГЛОБАЛЬНУЮ ЦИФРЫ ОПК ТРЕБУЕТСя 329 МИЛЛИАРДОв По расчетам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), на реализацию Федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию обороннопромышленного комплекса 2011–2020 годов в ближайшие три года необходимо потратить 329,3 млрд рублей. На сегодня Министерством финансов РФ подтверждена сумма только на 2011-й в объеме 60 млрд рублей, а на 2012–2013 годы определены лимиты по 60 млрд. Этого недостаточно, поскольку согласно расчетам Минпромторга на исполнение ФЦП из средств федерального бюджета требуется выделение в 2012-м 117,8 млрд рублей, а в 2013-м – 151,5 млрд. В Минпромторге подчеркивают, что программа развития ОПК на 2011–2020 годы нацелена на его технологическую модернизацию. В период действия ФЦП планируется производство 1300 образцов вооружения, военной и специальной техники. Для обеспечения выпуска 213 образцов потребуются создание новых мощностей и наращивание уже имеющихся. Всего для запланированного необходимы разработка и индустриальное освоение более 1000 промышленных критических и базовых технологий. Минпромторгу, Минобороны, Минфину, Роскосмосу, Минэкономразвития и госкорпорации «Ростехнологии» до 1 сентября поручено внести в правительство РФ свои замечания по проекту программы. Рассмотрение ФЦП президиумом правительства запланировано на 30 сентября. Вице-премьер Сергей Иванов на недавнем заседании военно-промышленной комиссии при правительстве РФ отметил, что ФЦП по развитию ОПК «разрабатывается параллельно с новой государственной программой вооружения, средства на которую уже определены, и средства весьма большие, значительные. От обоснованности мероприятий «обороннопромышленной» программы напрямую зависит реализуемость планов по оснащению силовой составляющей нашего государства». Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Нанесет ли в ближайшее время Израиль ракетно-авиационный удар по ядерным объектам Ирана? ДА 51% НЕТ 47% НЕ ЗНАЮ 2% ТЕНДЕНЦИИ ОТ 18 ДО 30 ПОДПИСКА О НЕВЫЕЗДЕ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СЕГОДНя МИНИСТЕРСТвОМ ОБОРОНЫ МЕРЫ ПО ПРИЗЫвУ в АРМИЮ НЕ РЕШАТ ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКТОвАНИя вООРУЖЕННЫХ СИЛ ФЛОТ НУЖДАЕТСЯ В ВЕРТОЛЕТОНОСЦАХ Министерство обороны объявило международный тендер на постройку двух вертолетонесущих кораблей По словам министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, производитель кораблей «Мистраль» также может принять участие в тендере, который пройдет в сентябре. Итоги конкурса будут объявлены до конца года. Официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Рябов сообщил, что три российских предприятия примут участие в тендере на постройку вертолетоносца и скорее всего два из них – в кооперации с иностранными партнерами. Корабль может быть возведен на площадках петербургских «Адмиралтейских верфей», калининградского «Янтаря» или дальневосточной «Звезды» за 30 месяцев. По неофициальным данным, стоимость его в зависимости от электронной начинки составит до 700 млн долларов без учета авиагруппы и десантных судов. Ранее сообщалось, что Объединенная судостроительная корпорация добивалась открытого тендера, в котором могли бы также принять участие французский вертолетоносец «Мистраль», южнокорейский «Докдо», а также голландские и испанские проекты. Минобороны РФ неоднократно заявляло о намерении приобрести во Франции десантный вертолетный корабль-док «Мистраль». Многоцелевой вертолетоносец класса «Мистраль» имеет стандартное водоизмещеПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 ние 16 500 т, полное – 21 300 т, при заполненном доке – 32 300 т. Длина – 199 м, ширина – 32 м, осадка – 6,2 м. Скорость полного хода – 18,8 узла, дальность плавания – до 19 800 миль. Вертолетная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 штурмовых боевых вертолетов). Одновременно на взлетной палубе может размещаться 6 вертолетов. Кроме того, в арсенале корабля имеется четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. На грузовой палубе (длиной 122 м и шириной 13,5 м) можно перевозить 1100 т грузов: до 470 десантников (кратковременно до 900), до 40 танков или до 70 автомашин. Читайте материал на стр. 04 02–03 ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ РЕШЕНО… Тендер на поставку истребителей ВВС Индии: слухи и реалии 06 ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОГАЛА В ПРОШЛОМ, ПОМОЖЕТ И В БУДУЩЕМ военно-техническое сотрудничество как условие для преобразований армии и флота РАКУРС БЕСПОЛЕЗНЫ В МИРНОЕ И ОПАСНЫ Михаил ХОДАРЕНОК России нет личности более яркой, чем Александр Васильевич Суворов. Однако даже многим своим современникам он казался иногда отнюдь не выдающимся военным мыслителем, а неким чудаковатым персонажем. И уж тем более не руководствуются его заветами (на деле, а не на словах) в наше время. А то и перевирают известные высказывания великого полководца. Поэтому чтобы слеВ ратной истории 10 В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ выпроваживали из кабинета Верховного главнокомандующего и настоятельно предлагали подумать над корректировкой замысла наступления подчиненного ему фронта, но генерал все равно отстаивал свое мнение и в конечном итоге убедил Сталина согласиться с его вариантом. А возражать «кремлевскому горцу» было не то чтобы нелегко – просто опасно. И приведем всего довать предначертаниям генералиссимуса, надо хотя бы понимать, что он имел в виду. В частности, в одном из своих писем граф Рымникский отмечал: «Достоинства военные суть храбрость для солдата, бодрость для офицера, мужество для генерала». То есть именно мужество выдвигал Александр Васильевич на первое место среди необходимых высшему офицерскому составу качеств. Между тем в России военное искусство всегда окутывалось неким ореолом таинственности. Считалось (да и считается по сей день), что военачальнику при выработке замысла боевых действий требуется как минимум пользоваться чуть ли не рядами Фурье и прикладывать к топографическим картам бином Ньютона. По этому поводу генерал Василий Флуг в свое время говорил: «Гениальность стратегических и тактических замыслов заключается вовсе не в самих замыслах, обыкновенно крайне простых и не выходящих за пределы способностей обыкновенного здравого смысла, а в той огромной силе духа, которая была приложена для проведения замыслов в жизнь». Приведем несколько хрестоматийных примеров проявлений мужества из биографии одного известного отечественного полководца. 22 июня 1941 года генерал-майор Константин Рокоссовский, не имея связи с вышестоящим командованием, вскрыл «красный» пакет наркома обороны, склады НЗ и мобилизовал автотранспорт. Корпус Рокоссовского организованно вступил в войну. На первый взгляд, так должен был поступить каждый командир. Однако если учесть, что совсем недавно будущий маршал и дважды Герой Советского Союза был освобожден из мест заключения, где ему выбивали зубы, ломали ребра и несколько раз выводили на расстрел, его поступок приобретает совершенно другую окраску. Высшие офицеры «ломались» в те времена даже от пристального взгляда вождя всех народов. Хорошо известно и поведение генерала армии Рокоссовского накануне стратегической наступательной операции «Багратион», когда его несколько раз один пример из недавней истории РФ. Ноябрь 1994 года, собравшиеся в кабинете президента России Бориса Ельцина государственные мужи обсуждают вопрос о проведении специальной операции против незаконных вооруженных формирований генерала Дудаева. По большому счету министр обороны, присутствовавший на этом совещании, теоретически мог встать и честно сказать: «Товарищ Верховный главнокомандующий, армия не готова в установленные вами сроки начать военные действия. Прошу дополнительно два-три месяца на доукомплектование и боевое слаживание соединений и частей». Разумеется, тем самым министр обороны мог подвести черту под своей карьерой как главы военного ведомства. Как же, война, а у него ничего не готово. Но это был бы честный и самое главное – мужественный ответ генерала. Однако министр промолчал. Как известно, больших охотников возражать Борису Ельцину в России 90-х не было. И ведь на том приснопамятном совещании не выбивали зубы, не ломали ребра, не расстреливали. Общий результат известен – позор на весь мир: 273 убитых военнослужащих только за одну новогоднюю ночь. После 1 января 1995 года западные аналитики заявили, что в России отсутствуют Вооруженные Силы, способные вести боевые действия с применением только обычных средств поражения. Вернемся к временам сегодняшним. Как известно, высший офицерский состав ВС РФ за последние годы без звука «сдал» виды Вооруженных Сил, округа, главные командования, армии, корпуса, дивизии, военно-учебные заведения. Никто «даже в доступных для этого рамках» (так иногда писали раньше в служебных аттестациях) не пытался возражать, отстаивать иную точку зрения. Критика звучала только из уст отставников. Верховному главному командованию стоит всерьез присмотреться к этому феномену (да и детально разобраться: такое уж ли это достоинство). Потому что в природе так не бывает – рыбье молчание и услужливая покорность в мирное время и редкое мужество в военное. Подобные черты отечественного высшего офицерского состава могут привести к самой главной беде – утрате управления войсками и общему поражению в войне. А последнюю еще никто не отменял. РИА НОВОСТИ Алексей МАТВЕЕВ
Стр.1
№ 33 (349) 25–31 августа 2010 года АРМИЯ ТЕНДЕНЦИИ В августе в российских СМИ появились сообщения, что Минобороны РФ готовит реформу призывной системы и хочет увеличить контингент призывников до 800 тысяч человек путем привлечения на службу всех уклонистов. Для этого планируется внести поправки в законодательные акты. О наличии проблем в комплектовании войск сказал президент России во время посещения 5 мая Таманской мотострелковой бригады. Предлагаемые кардинальные изменения оценили для «ВПК» эксперты Ассоциации военных политологов. Сергей МЕЛЬКОВ, доктор политических наук, сопредседатель Ассоциации военных политологов Александр ПЕРЕНДЖИЕВ, кандидат политических наук, эксперт Ассоциации военных политологов ПЛАНЫ МИНОБОРОНЫ Если верить сообщениям СМИ, то, во-первых, в Минобороны хотят ограничить передвижение молодых людей призывного возраста, запретить им уезжать в другой город и за границу. При попытке выезда у них будут проверять наличие специальной отметки в военном билете. Для этого планируется привлечь пограничников, милиционеров и военных полицейских, институт которых предполагается создать в ближайшее время. Во-вторых, Министерство обороны предлагает увеличить призывной возраст до 30 лет включительно. В-третьих, прорабатывается отмена повестки в военконость самих призывников. В случае прибытия с опозданием в военкомат или на сборный пункт к будущему за№ п/п 1 Предложение МО РФ Ограничить передвижение призывников. Запретить выезд в другой город и/или другую страну. Чего хочет МО (на наш взгляд)? 1. Облегчить работу призывным комиссиям и местным органам власти. 2. Улучшить контроль за призывниками. 3. Обеспечить стабильно необходимую численность ВС. 4. Получить новые рычаги воздействия на граждан страны. ПОДПИСКА О НЕВЫЕЗДЕ ОТ 18 ДО 30 в армии. Основная из них – введение запрета приема на государственную службу граждан, не являющихся военнослужащими запаса (или в отставке). В-шестых, военное ведомство заинтересовано во введении щитнику Отечества будут применяться административные меры. Уклонение же от призыва на военную службу повлечет за собой возбуждение уголовного дела и принятие оперативно-розыскных мер. При этом уголовная ответственность за уклонение может быть ужесточена. В-пятых, предлагаются меры повышения имиджа службы учебного предмета «Основы военной службы» в средних общеобразовательных учреждениях. Планируется, что обучение будут вести офицеры запаса, которые смогут создать у учащейся молодежи привлекательный образ армейской службы. МЕНЯТЬ НАДО, НО ПРОДУМАННО Сложившаяся острая ситуация с призывом граждан на службу в армию, по нашему мнению, вызвана следующими обстоятельствами: 1. Престиж военной службы в целом и службы по призыву в частности остается у российского общества низким. Профессия военнослужащего пока не стала популярной на рынке труда нашего государства. Да, видимо, и не станет таковой в связи с фактическим закрытием темы контракта. А жаль! 2. Надо признать, что есть случаи уклонения лиц призыввоенной службы по призыву до одного года поставило органы военного управления в непростую ситуацию. С одной стороны, за 12 месяцев молодому человеку предстоит овладеть воинской специальностью и военные руководители заявили свою готовность выполнить эту задачу. Однако несколько значимых заявлений министра обороны о «разгрузке» военнослужащих по призыву от непрофильных занятий рождают сомнение: а чем же они в основном будут заниматься? 5. В стране обостряется демографическая ситуация. Если в 4. Принятие законодательного решения о снижении срока системе призыва ничего не изменится в ближайшее время, то в 2012 году в ВС России должно быть 80% военнослужащих, проходящих службу по призыву, от общего числа 18-летних россиян. При этом демографическая яма со временем не исчезнет, и к 2015-му в России будут только 680 тысяч молодых людей, достигших призывного возраста. То есть наступит ситуация, при которой даже призыв всех 18-летних юношей не позволит полностью укомплектовать ВС. 6. Минобороны вынуждено демонстрировать высокую ного возраста от военной службы путем длительного выезда в другой регион страны и за границу. В то же время нашему обществу долго внушали, что отечественные Вооруженные Силы станут в основном контрактными, а военнослужащие по призыву не будут принимать участия в вооруженных конфликтах. Многочисленные военные руководители неоднократно пиарили свою способность покончить с дедовщиной. Обещания не были выполнены. 3. Отказ высшего политического руководства от создания мат. Вместо этого молодые люди в определенный день должны будут самостоятельно прибыть на призывную комиссию, чтобы определиться с направлением на военную службу. В-четвертых, Минобороны хочет усилить ответственв ближайшей перспективе контрактной армии вызвал разочарование у многих экспертов. Согласно официально озвученной концепции придания Вооруженным Силам РФ нового облика в них из миллиона военнослужащих к концу 2010 года оставят только 150 тысяч офицеров и 90 тысяч контрактников. Остальные 760 тысяч будут состоять из призывников. Полагаем, данный месседж власти вступает в противоречие с современными зарубежными концепциями построения армии нового типа. Что это даст власти (на наш взгляд)? степень активности, поскольку надежды на эффективного менеджера и членов его команды велики. Объявленная главой государства модернизация постоянно должна подтверждаться какими-то инициативами. В то же время, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Итак, сложилась противоречивая ситуация. Понятно, что современную Российскую армию необходимо модернизировать, но сделать это, похоже, собираются на базе устаревшей призывной системы. ПРОТИВОРЕЧИЕ С КОНСТИТУЦИЕЙ Могут ли в создавшейся обстановке предлагаемые Минобороны меры, озвученные СМИ, решить проблему комплектования ВС России? На наш взгляд, вряд ли. Для доказательства такого вывода результаты анализа предложений военного ведомства сведены в таблицу. Данные меры могут быть оценены двояко. Они носят как административно-запретительный (1, 3 и 4-е предложение), так и имиджево-пропагандистский характер. Приведем ниже несколько общих выводов. Ужесточение правил выезда для молодых людей призывнонеобходимость, должно повлечь за собой льготы со стороны власти. Поэтому предлагается принять особый статус призывника, в котором были бы предусмотрены меры компенсационного характера за ограничение их конституционных прав. Эти меры могут быть различными: предоставление льгот при получении и выплате банковского кредита, в области образования, медицинского обслуживания, пользования общественным транспортом и т. д. Вместе с этим необходимо поднимать и расширять статус почему она, требуя от гражданина добросовестного выполнения своих обязанностей по защите Отечества, не обеспечивает со своей стороны соблюдение его конституционных прав? Фактически будет создан прецедент, когда появится категория граждан, которые не являются преступниками, но в отношении которых действует санкция «Подписка о невыезде». Любое ограничение прав гражданина, если в этом есть 04 всех военнообязанных (призывников, военнослужащих, военнослужащих запаса), военных пенсионеров и ветеранов. То есть нужно закрепить меры поощрительного характера для всех тех, кто идет служить, кто служит и кто добросовестно отслужил в ВС РФ. Полагаем, что этого можно добиться путем принятия федерального закона РФ «О статусе военнообязанных и военных пенсионеров», в котором будут четыре положения: «О статусе призывника», «О статусе военнослужащего», «О статусе военнослужащего запаса» и «О статусе военного пенсионера». Считаем, что увеличение призывного возраста до 30 лет, возможно, частично и решает проблему призыва, но в то же время наносит ощутимый вред экономике страны за счет снижения социальной мобильности части мужского населения. Кроме того, некоторые фирмы, предприятия лишатся на год подготовленных и опытных работников. В этом случае будут терпеть убытки не только отдельные семьи, но и малые и средние предприятия, где трудится большинство молодых людей до 30 лет, а также использующие вахтовый метод. На наш взгляд, реализация этой меры может породить всплеск социального недовольства. Полагаем, что предлагаемые меры популяризации службы в армии весьма ограниченны и неэффективны. Учебный предмет «Основы военной службы» лишь частично повысит ее имидж, однако актуализирует множество нерешенных проблем. Кратко их перечислим: отсутствие надлежащей материальной базы, системы подбора преподавателей из числа военнослужащих запаса, их заинтересованности идти в учителя, утеря опыта в преподавании начальной военной подготовки. Не надо забывать, что в российском обществе есть немало граждан и групп, отрицательно относящихся к введению данного учебного предмета. К тому же и международная общественность может негативно отреагировать. Отсутствие же эффективной системы подготовки юношей к службе в армии (сеть поддерживаемых государством спортивных секций, кружков и клубов, уменьшившиеся возможности РОСТО-ДОСААФ) скорее всего дезавуирует эту идею Минобороны. От себя предложим еще две меры: 1. Принять Федеральную целевую программу подготовки призывников к военной службе, включая введение учебного предмета «Основы военной службы» и повышение заинтересованности как будущих воинов, так и тех, кто их будет готовить к армейской жизни. 2. Для возвращения престижа службы в армии Министерго возраста влечет за собой ограничение их гражданских прав (ст. 27 и 55 Конституции РФ). В результате неминуемо обострение отношений между властью и обществом. Ведь если высшая власть пойдет на эти ограничения, то уместен вопрос: Результаты анализа предложений Минобороны России Ассоциацией военных политологов В чем настоящая проблема? Что это даст обществу (на наш взгляд)? 1. Создается прецедент ограничения прав граждан. 2. В потенциале – возможность ограничения прав других категорий граждан. 3. Возможность ужесточения других управленческих решений. 1. Общество получает новые ограничения своих конституционных прав. 3. Снижение социальной мобильности населения. 2. В обществе появляется группа граждан, к которым без суда будет применена санкция «Подписка о невыезде». 4. Определенные ограничения для малого и среднего бизнеса, где в основном трудится молодежь. 2 Увеличить призывной возраст до 30 лет. 1. Увеличить число призывного контингента на ближайшую перспективу. 2. Закрепить призывной характер комплектования и добиться определенной экономии на этом. 3 Отменить повестку. Призывник обязан без повестки прибыть на заседание призывной комиссии. 4 В случае неприбытия на призывной пункт – уголовная ответственность, несвоевременное прибытие – административная ответственность. 5 Запретить прием на госслужбу лиц, не отслуживших в рядах ВС. 1. Облегчить условия работы военкоматов и призывных комиссий. 2. Обеспечить стабильно высокую численность ВС. 1. Определенная экономия в связи с отказом от приоритетно контрактной армии. 1. Очередной рычаг воздействия со стороны власти, особенно на молодежь. 2. Дополнительные рычаги воздействия на молодежь до 30 лет и контроля ее поведения. 1. Упрощается контроль за призывниками. 2. Уменьшение социальной мобильности населения. 3. Снижение заработков для определенной части населения (мужчины от 28 до 30 лет). 2. Упрощается работа МВД РФ и местных органов власти. 3. Усиливается так называемое патриотическое воспитание. 4. Скорее всего в учебные заведения возвращается начальная военная подготовка. 1. Сотрудники военкоматов и другие должностные лица Минобороны освобождаются от розыска и воспитательного воздействия на уклонистов. 2. Уклонистами занимаются правоохранительные и судебные органы. 1. Повысить авторитет военной службы в обществе. 2. Привлечь в ряды ВС наиболее образованную молодежь. 3. Полнее использовать зарубежный опыт госслужбы. 4. Создать лучшие условия для социализации военнослужащих запаса. 5. Есть стремление сделать военную службу начальной стадией (этапом) госслужбы. 6 Ввести в школах учебный предмет «Основы военной службы» (ОВС). 6. Активизировать госчиновников к повышению престижа военной службы. 1. Повысить качество и общий уровень знаний призывников о военной службе и деятельности ВС. 2. Сориентировать среднюю школу на деятельность в интересах Минобороны. 3. Возродить советские традиции. 4. Полнее использовать менталитет российских граждан в интересах военной службы. 5. Частичная социализация военнослужащих запаса. 1. Дополнительный рычаг информационно-образовательного характера на учащуюся молодежь. 2. Дополнительная социализация военнослужащих запаса. 3. Усиление так называемого патриотического воспитания молодежи. 4. Подготовка резерва на случай тотальной мобилизации населения. 1. Получает дополнительный рычаг воздействия на призывников и их родителей. 1. Общество будет вынуждено рассматривать призывную кампанию как составную часть своей жизни. 2. Местной общественности придется определить свое отношение к уклонениям от призыва в ВС РФ. 1. МО неспособно создать систему стимулов для прохождения гражданами военной службы. 3. Государство выделило недостаточно ресурсов для формирования армии в основном по контракту. 1. Высшая власть неспособна и не желает создать контрактную армию. 2. Минобороны неспособно и не желает создать контрактную армию. 3. Экономия на контрактной армии не в интересах современной экономики. 1. Не решена проблема статуса призывника и контрактника. 2. Не решена проблема статуса военнослужащего. 3. Профессия военного непрестижна в обществе. 2. Отказ от приоритетности военной службы по контракту создает новые проблемы для МО. станут продолжением политического курса министра обороны РФ на гуманизацию внутриармейских отношений и созидание ВС нового облика. Скорее всего они не будут содействовать нормальному диалогу между руководством Минобороны и обществом. Все проекты законов, разрабатываемые военным ведомством, которые влияют на содержание конституционных прав граждан, уместно заранее размещать в Интернете для широкого обсуждения по примеру законопроекта «О полиции». ству обороны целесообразно сформировать, а правительству РФ профинансировать ведомственную целевую программу повышения имиджа ВС и военной службы. Предложенные Министерством обороны меры вряд ли предложения 1. Минобороны следует доказать необходимость и целесообразность ограничений прав призывников. 2. В случае доказанности эти ограничения надо подкрепить компенсационными льготами. 3. Необходимо подготовить и принять положение «О статусе призывника» как составной части ФЗ РФ «О статусе военнообязанных и военных пенсионеров». 1. Призывной возраст не увеличивать. 2. Продолжить курс на формирование контрактной армии. 3. Доработать список компенсационных льгот в законе «О статусе военнослужащих». Наши 1. Разработать и закрепить законодательно положения «О статусе призывников», «О статусе военнослужащих запаса» и «О статусе военных пенсионеров», которые вместе с положением «О статусе военнослужащих» должны стать составными частями общего ФЗ «О статусе военнообязанных и военных пенсионеров». 2. Разработать положение о системе общественного контроля хода призывной кампании с участием родителей призывников, которое должно стать составной частью ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». 2. Косвенно включается судебная власть. 3. Местные органы власти и МВД получают новый инструментарий принуждения. 1. Повысить привлекательность госслужбы и частично военной службы. 2. Получить в перспективе более лояльные кадры. 3. Частично вернуться к советской кадровой политике. 4. Полнее использовать зарубежный опыт госслужбы. 1. Еще один рычаг административнорепрессивного воздействия со стороны власти. 2. Уменьшение социальной мобильности населения. 3. Снижение заработков для определенной части населения (мужчины от 18 до 30 лет). 1. Повышение интереса к военной службе, особенно у обучающейся в вузах молодежи. 2. Повышение социальной значимости военной службы как социального «лифта». 3. Повышение доверия к государственной власти как открытой системе. 4. Усиление восприятия военной службы частью госслужбы. 5. Возможно, удастся активнее контролировать подготовку граждан к военной службе. 1. Преподаватели «Основ военной службы» становятся общественными экспертами взаимоотношений армии и общества. 3. Уверенность в лучшей подготовке молодежи к службе в рядах ВС. 1. Достаточно большое число молодежи не желает служить в ВС. 3. Живучи надежды на административный ресурс и репрессивные меры при мобилизации населения на решение государственной задачи. 1. Нежелание большого числа молодежи служить в ВС. 3. Государственная власть остается достаточно закрытой системой. 2. Престиж военной службы остается весьма низким. 1. Принять меры поощрительного характера, дополняющие «Статус призывников» в целях заинтересованности граждан добросовестно готовиться к военной службе, своевременно прибывать на заседание призывной комиссии и сборный пункт. 2. Нужна программа улучшения имиджа ВС и военной службы. 3. Минобороны целесообразно сформировать, а правительству РФ – профинансировать ведомственную целевую программу улучшения имиджа ВС и военной службы. 2. Престиж ВС и военной службы остается весьма низким. 4. У современной власти нет полного доверия к военным. 5. Система социализации военнослужащих не работает. 1. Реально добиться, чтобы прием на госслужбу осуществлялся на конкурсной основе. 2. Военнослужащие запаса должны иметь законодательные преимущества перед другими гражданами в этом конкурсе. 3. Изменить всю законодательную базу госслужбы. 4. Эта идея Минобороны может оказать частичную помощь в антикоррупционной деятельности. 6. Отсутствует действенный гражданский контроль за деятельностью госорганов и ВС. 7. Госаппарат нуждается в дебюрократизации. 1. Уничтожена система начальной военной подготовки. 2. Для части граждан – усиление так называемого патриотического воспитания молодежи. 4. Возможность более активного привлечения к воспитанию молодежи ветеранов военной службы и военнослужащих запаса. 2. Нет эффективной системы подготовки молодежи к службе в рядах ВС. 3. Нет эффективной системы социализации военнослужащих запаса. 4. В обществе нет единства в отношении так называемого патриотического воспитания. 6. Создать систему действенного общественного контроля за деятельностью госорганов. 5. Определить перечень госдолжностей, в том числе высших, на которые принимаются исключительно военнослужащие запаса. 1. Принятие федеральной целевой программы по созданию эффективной системы подготовки призывников к военной службе. 2. Принять положение по организации «Основ военной службы». 3. Предусмотреть дополнительную оплату труда учителей ОВС от Минобороны. 4. Государству и Минобороны следует больше надеяться не на среднюю школу, а на специализированные негосударственные организации (типа РОСТО-ДОСААФ). 5. Поощрять создание спортивных секций, кружков и клубов, специализирующихся на подготовке молодежи к военной службе. PHOTOXPRESS
Стр.4
05 Виктор ЕСИН, генерал-полковник в отставке, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук РФ, член научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ Реально в Договор СНВ-3 удалось включить лишь единственное сущностное ограничение на системы ПРО, касающееся размещения противоракет. Согласно пункту 3 статьи V договора «каждая из сторон не переоборудует и не использует пусковые установки МБР и пусковые установки БРПЛ для размещения в них противоракет». Продекларированное же в преамбуле документа упомянутое выше наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями никоим образом не нарушает планы США по развертыванию системы глобальной ПРО. Именно поэтому, несмотря на противодействие американской стороны, Россия вынуждена была сопроводить подписание Договора СНВ-3 заявлением относительно противоракетной обороны. В нем подчеркнуто, что договор «может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки». И далее: «Следовательно, исключительные обстоятельства, упомянутые в статье XIV договора (право выхода из договора), включают также такое наращивание возможностей систем противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки, при котором возникнет угроза потенциалу стратегических ядерных сил Российской Федерации». Могла ли Москва в складывающейся на переговорах ситуации добиться от Вашингтона большего в вопросах ПРО? Представляется, что это было невозможным. Альтернативой мог стать лишь срыв переговоров и как результат не только отсутствие новых российско-американских договоренностей по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, но и конец процессу «перезагрузки» в отношениях двух держав. Такое развитие событий не отвечало ни национальным интересам России, ни сохранению стратегической стабильности в мире да и чаяниям всего здравомыслящего человечества. Поэтому Москва избрала вариант заключения Договора СНВ-3, честно предупредив о возможности выхода из него в случае возникновения угрозы потенциалу СЯС России. Ныне многие российские критики Договора СНВ-3, используя фактическое отсутствие в нем ограничений на системы ПРО, утверждают, что после его выполнения СЯС России утратят потенциал надежного ядерного сдерживания. А так ли это на самом деле? Для ответа на этот вопрос следует оценить, во-первых, намерения и планы Вашингтона по созданию системы глобальной ПРО, а во-вторых, эффективность предпринимаемых Москвой мер по повышению противоракетного потенциала российских МБР и БРПЛ. ПРОЕКТЫ И НАМЕРЕНИЯ ПЕНТАГОНА В феврале этого года Минобороны США опубликовало Обзорный доклад по программе ПРО (Ballistic Missile Defense Review Report). В нем утверждается, что с учетом неопределенностей будущей ракетной угрозы, включая вероятные варианты ее эскалации, Соединенные Штаты намерены: – сохранять боевую готовность и продолжить НИОКР в интересах совершенствования наземного компонента GMD (Ground-based Midcourse Defense) с противоракетами GBI (Ground-Based Interceptor) в Форт-Грили (штат Аляска) и Ванденберге (штат Калифорния); – завершить подготовку второй стартовой позиции в Форт-Грили для страховки на случай необходимости дополнительного развертывания противоракет GBI; – разместить новые информационные средства в Европе для выдачи целеуказаний по ракетам, запущенным по территории США Ираном или другим потенциальным противником на Ближнем Востоке; – инвестировать разработку следующих поколений противоракет семейства Standard Missile-3 (SM-3), в том числе для потенциального их наземного развертывания; – увеличить финансирование НИОКР по информационным средствам и противоракетным комплексам возможно более раннего перехвата, особенно необходимых при применении противником средств преодоления ПРО; – продолжать совершенствовать наземный компонент GMD, создавать технологии ПРО следующего поколения, исследовать альтернативные варианты, в том числе разработать и оценить возможности двухступенчатой противоракеты GBI. Одновременно Пентагон объявил о прекращении в рамках бюджета 2010 года проектов создания ступени перехвата MKV (Multiple Kill Vehicle) с разделяющимися поражающими элементами и противоракеты KEI (Kinetic Energy Interceptor) для перехвата баллистических ракет на активном участке траектории, а также о возврате проекта самолетного комплекса лазерного оружия ABL (Airborne Laser) с фазы НИОКР «разработка и демонстрация системы» на предыдущую – «разработка концепции и технологий». По имеющейся информации, и в заявке на 2011 финансовый год не предусмотрено финансирование проектов MKV и KEI – сказывается ограниченность ресурсов, выделяемых Пентагону на нужды ПРО. Вместе с тем это вовсе не означает, что на этих проектах поставлен крест. В Обзорном докладе одним из приоритетов провозглашено создание перспективных противоракетных комплексов, предназначенных для возможно более раннего перехвата баллистических ракет, так что вполне ожидаемо, что с увеличением финансирования программы ПРО проекты MKV и KEI скорее всего в измененном виде будут реанимированы. Чтобы обеспечить надлежащий контроль над выполнением программы ПРО, Пентагон повысил статус и ответственность исполнительного бюро MDEB (Missile Defense Executive Board). Учрежденное в марте 2007 года, это бюро в коллегиальном режиме осуществляет контроль и координацию всех вовлеченных в программу ПРО организаций Министерства обороны США и некоторых других и ограничению стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-3). При выработке этого документа российская сторона до последнего момента прилагала настойчивые дипломатические усилия, чтобы увязать договоренности о сокращении стратегических наступательных вооружений с обязательствами сторон по ограничению стратегических оборонительных вооружений. При этом, конечно же, речь не шла о том, чтобы реанимировать Договор по ПРО 1972 года, но все же установить определенные рамки для развертывания систем стратегической ПРО, чтобы придать практическую значимость достигнутому на переговорах пониманию наличия взаимосвязи между стратегическими наступательными и возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения ядерного оружия. и стратегическими оборонительными вооружениями 8 апреля этого года в Праге президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали новый Договор о мерах по дальнейшему сокращению АРМИЯ ТЕМА континента (в Польше) еще одной аналогичной противоракетной базы и оснащения SM-3 Block 2A как кораблей, так и наземных комплексов. Это позволит защитить всех европейских союзников США по НАТО. В фазе 4 (до 2020 года) намечено достичь дополнительных возможностей по защите территории США от МБР, запускаемых из Ближневосточного региона. В этот период должны появиться противоракеты SM-3 Block 2B. Все четыре фазы включают модернизацию инфраструктуры боевого управления и связи системы ПРО с наращиванием ее возможностей. Вышеизложенное свидетельствует о том, что администрация США последовательно реализует курс на создание системы глобальной ПРО и не намерена заключать какие-либо международные соглашения, которые накладывали бы ограничения на средства ПРО. Такой же позиции придерживается и нынешняя республиканская оппозиция в конгрессе, что исключает возможность изменения этого курса с приходом к власти Республиканской партии. К тому же не существует окончательной конфигурации системы ПРО США. Поэтому нельзя исключать вероятность ее эскалации, вплоть до развертывания ударного космического эшелона, что в разы повысит боевой потенциал этой системы. Весомым признаком возможного появления в американской системе противоракетной обороны ударного космического эшелона является жесткое неприятие Соединенными Штатами начиная с 2007 года совместной российско-китайской инициативы о выработке в рамках Конференции по разоружению в Женеве договора по запрету развертывания в космосе любых ударных систем. ВОЗМОЖНОСТИ МОСКВЫ И ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ В складывающейся ситуации военнополитическое руководство Российской Федерации принимает меры по повышению противоракетного потенциала отечественных МБР и БРПЛ, чтобы ни у кого никогда не возникло сомнения в том, что СЯС России выполнят свою задачу по гарантированному ядерному сдерживанию. В рамках апробированной еще в 80-е годы прошлого века стратегии асимметричного ответа на развертывание систем ПРО, которая ныне адаптирована к складывающейся и прогнозируемой на перспективу ситуации в противостоянии «ракетный меч – противоракетный щит», создаваемым российским ракетным комплексам придаются такие боевые качества, которые сводят на нет иллюзии любого агрессора защититься от возмездия. Уже сейчас на вооружении РВСН состоит США: КУРС НА ГЛОБАЛЬНУЮ ОДНАКО РОССИЯ И СЕГОДНЯ СПОСОБНА НАНЕСТИ ГАРАНТИРОВАННЫЙ НЕПРИЕМЛЕМЫЙ УЩЕРБ ЛЮБОМУ АГРЕССОРУ федеральных ведомств. Деятельность MDEB в части анализа требований дополняется работой органа стратегического командования США по использованию боевого опыта. Бюро также осуществляет надзор за процессом управления жизненным циклом противоракетных систем. Существующие планы Пентагона предусматривают развертывание двухэлементной системы ПРО на ближайшую (до 2015 года) и долгосрочную перспективу. Первый элемент представляет собой защиту американской территории от ракетной угрозы, второй – защиту войск США, союзников и партнеров от региональных ракетных угроз. В рамках защиты территории США от ограниченного ракетного удара предусмотрено завершить в 2010 году развертывание 30 противоракет GBI в двух позиционных районах: 26 – в Форт-Грили и 4 – в Ванденберге. Для того чтобы эти противоракеты могли успешно перехватывать баллистические цели на среднем участке их траектории, задействуются РЛС раннего предупреждения на Аляске, в Калифорнии, Гренландии и Великобритании, а также РЛС AN/SPY-1 на эсминцах и крейсерах, оснащенных системой ПВО/ПРО Aegis, и РЛС X-диапазона SBX (Sea-Based X-Band Radar), которая развернута на мобильной морской платформе в Тихом океане. Для обеспечения возможности развертывания дополнительного количества противоракет GBI в Форт-Грили там будут выполнены работы по оборудованию уже упоминавшейся второй стартовой позиции из 14 шахтных пусковых установок. На долгосрочную перспективу в дополнение к совершенствованию наземного компонента GMD американское Агентство ПРО предусматривает разработку технологий противоракетной обороны следующих поколений, включающих возможность перехвата МБР и БРПЛ на восходящем участке их траектории, запуск противоракеты GBI по предварительному целеуказанию космических оптико-электронных систем до захвата баллистической цели РЛС, интеграцию разнотипных информационно-разведывательных систем в сети новой архитектуры. Что касается защиты войск США, союзников и партнеров от региональных ракетных угроз, то за последнее десятилетие американцы достигли значительного прогресса в разработке и развертывании систем ПРО для перехвата баллистичеПРО ских ракет малой и средней дальности. Среди них модернизированный до уровня PAC-3 зенитноракетный комплекс Patriot, противоракетный комплекс THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) и корабельная система Aegis с противоракетами SM-3 Block 1A, а также мощная мобильная РЛС AN/TPY-2 трехсантиметрового диапазона для обнаружения и сопровождения баллистических целей. Считается, что пока эти средства имеются в количествах, явно недостаточных в контексте усиливающихся региональных ракетных угроз. Поэтому в рамках бюджета на 2010 год администрация США предприняла шаги по выделению дополнительных целевых ассигнований на закупку противоракет THAAD и SM-3 Block 1A, разработку противоракеты SM-3 Block 1B и оснащение большего количества кораблей ВМС системой Aegis, адаптированной под задачи ПРО. В бюджетной заявке на 2011 финансовый год эти возможности еще более расширены. Ожидается, что к 2015-му появится модификация противоракеты SM-3 Block 1A наземного базирования. Это повысит возможности будущих региональных систем ПРО против ракет средней и промежуточной дальности (до 5000 км). Еще одно средство, намеченное к разработке в период до 2015 года, – это инфракрасная оптико-электронная система воздушного базирования. Цель проекта состоит в обеспечении одновременного обнаружения и сопровождения большого количества баллистических ракет с помощью беспилотных летательных аппаратов. Эти пространственно-распределенные воздушные платформы должны существенно увеличить глубину региональной ПРО. Как считает директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов, к 2015 году Пентагон сможет закупить 436 ракет SM-3 Block 1A и Block 1B, которые разместятся на 9 крейсерах типа «Тикондерога» и 28 эсминцах типа «Арли Берке», оснащенных системой Aegis, а также развернуть 6 батарей противоракетного комплекса THAAD, для чего купит 431 ракету-перехватчик. Кроме того, военное ведомство будет располагать примерно 900 ракетами-перехватчиками Patriot РАС-3. Количество мобильных РЛС AN/TPY-2 доведут до 14 единиц. Это позволит США создать необходимую группировку для региональных ПРО против баллистических ракет Ирана и КНДР. На долгосрочную перспективу – к 2020 году в планах Америки разработка более совершенных огневых и информационных средств региональной ПРО. Создаваемая совместно с Японией противоракета SM-3 Block 2A будет иметь большую скорость разгона и более эффективную головку самонаведения, что позволит превзойти возможности противоракет SM-3 Block 1A и Block 1B и расширить зону обороны. Следующая противоракета SM-3 Block 2B, которая ныне находится на начальном этапе разработки, станет еще более совершенной, чем модификация 2А. Обладая большими разгонной скоростью и маневренными характеристиками, она будет обладать и определенными возможностями раннего перехвата МБР, а также БРПЛ. Запланированы ассигнования и на развитие технологии «обстрел удаленной цели», предусматривающей не только пуск противоракеты по данным внешнего целеуказания от удаленного источника, но и возможность передачи команд на ее борт с информационных средств, отличных от корабельной РЛС системы Aegis. Это должно позволить противоракете перехватывать атакующую баллистическую цель на больших дальностях. Для России особое значение имеют планы США по развертыванию региональной ПРО в Европе. Согласно новому подходу, объявленному президентом США Обамой в сентябре 2009 года, предусмотрено поэтапное – в четыре фазы – развертывание этой противоракетной системы. В фазе 1 (до конца 2011 года) должно быть обеспеченно прикрытие нескольких районов на юге Европы с помощью кораблей, оснащенных системой Aegis с противоракетой SM-3 Block 1A. В фазе 2 (до 2015 года) возможности, создаваемые ПРО, будут увеличены за счет более совершенной SM-3 Block 1B, которой оснастят не только корабли, но и созданные к этому времени наземные комплексы, развернутые на юге Европы (в частности, США достигли договоренности с Румынией о размещении в этой стране противоракетной базы в составе 24 ракетперехватчиков). В зону прикрытия войдут территории юго-восточных европейских союзников США по НАТО. В фазе 3 (до 2018 года) зона защиты Европы от ракет средней и промежуточной дальности увеличится путем развертывания на севере ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного и мобильного грунтового базирования, ракета которого РС-12М2 способна надежно преодолевать не только существующие системы ПРО, но и все те, которые в ближайшее десятилетие могут появиться в мире. Немалым противоракетным потенциалом обладают и ракетные комплексы наземного и морского базирования, созданные еще в советские времена. Это ракетные комплексы с МБР РС-12М, РС-18 и РС-20 и корабельный ракетный комплекс с БРПЛ РСМ-54. Совсем недавно БРПЛ РСМ-54 в рамках опытно-конструкторской работы «Синева» подверглась глубокой модернизации, что придало ей наряду с увеличением дальности стрельбы способность надежного преодоления современных систем ПРО. В ближайшее время способность группировок российских МБР и БРПЛ преодолевать системы ПРО будет многократно повышена за счет развертывания нового типа многозарядной МБР РС-24 и принятия на вооружение новейшей многозарядной БРПЛ РСМ-56 («Булава-30»). В Тейковском соединении РВСН уже несет опытно-боевое дежурство первый полк, вооруженный ракетным комплексом «Ярс» с МБР РС-24, а возникшие сложности с летной отработкой БРПЛ РСМ-56 вскоре будут преодолены. В сочетании с применением гиперзвуковых маневрирующих боеголовок, огромным арсеналом бортовых средств создания помех системам обнаружения баллистических целей и наведения на них противоракет и применением большого количества ложных боеголовок российские МБР и БРПЛ делают абсолютно бесполезной любую представляемую в обозримой перспективе систему защиты от ракетно-ядерного удара. При этом следует подчеркнуть, что выбранный асимметричный вариант поддержания стратегического паритета ядерных сил России и США в условиях развертывания американцами системы глобальной ПРО является наиболее экономичным и эффективным ответом на попытки слома этого паритета. Так что опасения российских критиков Договора СНВ-3 в отношении утраты СЯС России потенциала надежного ядерного сдерживания безосновательны. Разумеется, Москва будет внимательно следить за всеми научно-техническими достижениями в области ПРО и адекватно реагировать на исходящие от них угрозы для потенциала отечественных СЯС. Уже сейчас у России имеются такие «домашние заготовки», которые при самом неблагоприятном развитии событий позволят оснастить ее СЯС ракетно-ядерными средствами, способными нанести гарантированный неприемлемый ущерб любому потенциальному агрессору. Эти средства появятся тогда и в том количестве, в котором это будет необходимо, чтобы остудить самые горячие головы зарубежных политиков, вынашивающих планы девальвации ракетно-ядерного потенциала РФ. Не исключено при этом, что для реализации ряда «домашних заготовок» нашей стране потребуется выйти из российско-американских договоренностей по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (например при развертывании США в космосе ударных систем). Но такое нежелательное и губительное для международной безопасности развитие событий – не выбор России. Все будет определяться сдержанностью других ведущих в мире держав в сфере военных приготовлений. В первую очередь это касается США, которые с участием союзников в Европе и Северо-Восточной Азии осуществляют программу создания системы глобальной ПРО, а также безудержно наращивают мощь своего обычного военного потенциала, в том числе путем развертывания систем высокоточного оружия большой дальности. Можно с уверенностью утверждать, что несмотря на трудности, ныне испытываемые Россией в реформировании своей военной организации, включая и оборонно-промышленный комплекс, она в состоянии обеспечить свою национальную безопасность при самом неблагоприятном развитии ситуации на мировой арене. Гарантом этого служат ее СЯС. www.mil.gov.ua
Стр.5