Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета №3 2014

0   0
Страниц228
ID265594
АннотацияЦели, которые преследовали учредители настоящего журнала, состоят в следующем: - предоставить целевой аудитории теоретическую, методологическую и практико-ориентированную информацию, способствующую не только развитию российских и зарубежных исследований в области корпоративного управления и инновационного развития, но и обеспечивающую устойчивое развитие регионов Севера. - удовлетворить растущую потребность научного сообщества и практиков в актуальной, объективной и профессиональной информации по новым неоднозначным вопросам управления бизнесом в условиях Севера, обеспечивающего существенный вклад в развитие мировой экономики. - стимулировать развитие системы электронных научных журналов как специализированных, так и многопрофильных, позволяющей создать принципиально новую информационную среду для российского и зарубежного научного сообщества, помочь представить результаты исследований рассредоточенных в пространстве научных школ и избежать самоизолированности, информационного вакуума.
Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета : Научный журнал .— Сыктывкар : Сыктывкарский государственный университет .— 2014 .— №3 .— 228 с. — URL: https://rucont.ru/efd/265594 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Номер 3, 2014 Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА - ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ: ВЗГЛЯД АНАЛИТИКА RUSSIAN ECONOMY - IS THERE A LIGHT AT THE END OF THE TUNNEL: ANALYST VIEW Блинов А.О. <...> В этих целях желательно дать прежде всего макроэкономическую характеристику 1 Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Номер 3, 2014 Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru российской промышленности, провести аудит нашего потенциала, для чего следует воспользоваться следующими принципами: Первый принцип состоит в том, что сегодня необходимо соотносить развитие некой национальной экономики с внешним миром. <...> В российской практике нередки и такие ситуации, когда значение морального износа объектов основных средств выше их физического 2 Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Номер 3, 2014 Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru износа. <...> Промышленная политика позволяет сконцентрировать национальные усилия на важнейших направлениях технологического прорыва и экономического роста, реализации крупномасштабных проектов, развитии высокотехнологичных отраслей промышленности и наукоёмких предприятий, 3 Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера <...>
Корпоративное_управление_и_инновационное_развитие_Севера_Вестник_Научно-исследовательского_центра_корпоративного_права,_управления_и_венчурного_инвестирования_Сыктывкарского_государственного_университета_№3_2014.pdf
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Номер 3, 2014 Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА - ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ: ВЗГЛЯД АНАЛИТИКА RUSSIAN ECONOMY - IS THERE A LIGHT AT THE END OF THE TUNNEL: ANALYST VIEW Блинов А.О. Blinov A.O. В статье рассматривается проблема инновационно-технологического потенциала российской экономики и влияние его на мировой экономический кризис. Раскрываются причины разрушения нравственности российской экономики и потеря устойчивости экономического развития. Констатируется, что сегодняшнее положение в России не позволит создать инновационную экономику ни к 2020-му году, ни к 2050-году. The problem of innovation and technological potential of Russian economy and its influence on the global economic crisis are considered in the article. The reasons of the morality destruction of the Russian economy and the loss of economic development stability are analyzed. The author states that the current situation in Russia does not allow creation of innovative economy not until the year 2020, neither to the year 2050. Ключевые слова: промышленность, нравственность, Россия, кризис, безопасность, инновации, модернизация, программы. Keywords: industry, morality, Russia, crisis, safety, innovation, modernization programs. Введение Актуальность исследования. В силу запредельной изношенности основных фондов, старения высококвалифицированных кадров, глубокого падения производства высокотехнологических товаров и нарастающей переориентацией экономики на импортную технологическую базу меры по переводу экономики России на инновационный путь развития нужно предпринимать немедленно, пока сохраняющийся научно-производственный потенциал еще позволяет реализовать заявленную президентом стратегию инновационного развития. Необходимо оценить инновационно-технологический потенциал российской экономики, разработать индикаторы и подходы к диагностике истинного потенциала России, не претендуя на их непогрешимость и безальтернативность, необходимо разработать ключевые технологические индикаторы России в контексте развитых стран мира. Диагностика инновационно-технологического потенциала российской экономики. Исследование инновационно-технологического потенциала российской экономики целесообразно начать с самых общих моментов, на которые впоследствии будут нанизываться более частные аспекты. В этих целях желательно дать прежде всего макроэкономическую характеристику 1
Стр.1
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Номер 3, 2014 Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru российской промышленности, провести аудит нашего потенциала, для чего следует воспользоваться следующими принципами: Первый принцип состоит в том, что сегодня необходимо соотносить развитие некой национальной экономики с внешним миром. Бесполезно сравнивать страну саму с собой, т.к. это не дает понимания места страны в мировой экономической системе. В условиях глобализации, когда взаимозависимость стран невероятно возросла, следует ориентироваться на мировых лидеров. Все государства мира сегодня жестко разделены на лидеров и аутсайдеров. И если рассматриваемая национальная экономика, например, российская, растет, но при этом попадает в разряд странаутсайдеров, то говорить о ее экономических успехах можно лишь весьма условно. В этой связи сопоставим экономические параметры России с аналогичными параметрами развитых стран мира, что позволит определить место России в мировой технологической иерархии. Такой подход позволит взглянуть на нашу страну как бы извне, оценив её конкурентные преимущества. Второй принцип состоит в оценке существующего разрыва в экономическом развитии России и стран-лидеров с точки зрения «много/мало». Простая констатация перепада в различных технологических характеристиках сейчас уже является недостаточной. Помимо этого необходимо понять, отставание России – это «естественный» проигрыш лидеру, либо это цивилизационный разрыв. В последнем случае отставание уже, как правило, нельзя преодолеть в сжатые сроки. Третий принцип состоит в переводе существующего разрыва в экономическом развитии России и стран-лидеров во временную плоскость. Иными словами необходимо не только зафиксировать технологический разрыв и дать ему оценку, но и хотя бы ориентировочно определить время, в течение которого Россия сможет преодолеть свое отставание от стран-лидеров. Оценка сроков отставания позволит прояснить вопрос о степени технологических различий, а предстоящий «забег» за лидером в несколько десятилетий уже сам по себе может служить в качестве элементарного прогноза событий. Четвертый принцип состоит в том, чтобы совместить анализ технологической и институциональной составляющей экономики России и экономики стран-лидеров. Это связано с тем, что сегодня любая страна-лидер сочетает в себе превосходство одновременно по двум направлениям: технологическому и институциональному. Высокоэффективная институциональная среда, как правило, инициирует технологические инновации, а высокотехнологичная экономика требует прогрессивных институциональных изменений. Понимание связи между двумя составляющими национальной экономики позволяет четче понять болевые точки и направления приложения основных усилий государства. Исследование показало, что самое плачевное состояние России проявляется в сфере использования трудовых ресурсов, в которой наиболее ярко и зримо воплощаются результаты научнотехнологического прогресса. Весьма негативная картина наблюдается в уровне физического износа и возраста оборудования. Помимо физического износа наблюдается и моральный износ. В российской практике нередки и такие ситуации, когда значение морального износа объектов основных средств выше их физического 2
Стр.2
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК Номер 3, 2014 Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru износа. Работать на таком оборудовании в принципе можно, но эффективность этой работы будет далека от современных стандартов, что, в конечном счете, выразится в низкой производительности труда, высоком энергопотреблении и нанесении окружающей среде большого экологического ущерба. В российской экономике не созданы гибкие механизмы запуска рыночных преобразований предприятий, создания предпосылок для устойчивого роста. Потому что и преобразованием, и развитием необходимо заниматься одновременно. В такой ситуации в системе управления трансформацией экономики ведущую роль играет государство. Рынок сам по себе может быть свободным только в том случае, когда он становится зрелым и безупречным. Но это идеальная модель. Обратившись к истории, можно заметить, что рынки во всех странах складывались при прямой поддержке государства, они конструировались в соответствии с интересами государства (стратегией его экономического развития). России предстоит создать тип рыночной системы, ориентированной на развитие и обеспечивающей устойчивый экономический рост в российских условиях. Основная цель, стоящая перед российской экономикой — обретение нового качества развития, обеспечивающего повышение эффективности и конкурентоспособности материального и интеллектуального производства, высокие и устойчивые темпы роста. Достижение этой масштабной, но реальной цели требует кардинальных перемен в социально-экономическом развитии на основе целеустремлённой национальной стратегии, опирающейся на программу технологической модернизации России. Формирование государственных приоритетов промышленной политики Важнейшей проблемой, требующей активного государственного поведения, является национальная конкурентоспособность, представляющая собой интегрированное свойство всей экономической системы. В разработке стратегии повышения национальной конкурентоспособности целесообразна опора на позиции с конкурентными преимуществами России, к которым можно отнести: достаточно образованную, квалифицированную и относительно недорогую по мировым меркам рабочую силу, богатые природные ресурсы, накопленный научно-технический потенциал, транзитный потенциал и реальные транспортные возможности, относительно ёмкий внутренний рынок. Однако эти конкурентные преимущества пока не только не используются и не развиваются, но и стремительно деградируют. Сложившаяся ситуация требует разработки и реализации целеустремлённой промышленной политики. Промышленная политика предполагает наличие чётких государственных приоритетов развития и активных действий по их реализации. Она разрабатывается и осуществляется с целью изменить «естественный ход событий» под воздействием «невидимой руки рынка», который представляется неприемлемым государству. Необходимость разработки и реализации промышленной политики определяется неспособностью устранения рыночными механизмами «глобальных» дисбалансов и необходимостью применения специальных нерыночных мер. Промышленная политика позволяет сконцентрировать национальные усилия на важнейших направлениях технологического прорыва и экономического роста, реализации крупномасштабных проектов, развитии высокотехнологичных отраслей промышленности и наукоёмких предприятий, 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ