Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 3 Екатеринбург 2004 УДК 371.90(05) ББК 4430 С 71 Учредители: Уральский государственный педагогический университет Институт специального образования Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал.гос.пед. ун-т; Ин-т спец. образования. <...> УДК 371.90 (05) ББК 4430 Ответственный за выпуск директор Института специального образования УрГПУ, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации А.Н. <...> З.А.Репина, Ю.С. Чурилов, Т.В. Васильева, И.А. Филатова, М.В. Брызгалов НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Научно-методический журнал Редактор JI.H. <...> Полифункциональное использование кабинета математики в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. <...> Из опыта работы по организации ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в г. Екатеринбурге . <...> Психолого-педагогические условия восприятия литературного текста младшими школьниками с нарушениями интеллекта . <...> Анализ изобразительной деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом . <...> Развитие речи учащихся с нарушением интеллекта в процессе работы над составлением характеристики героя . <...> Инновационный подход в изучении личностных особенностей подростков с интеллектуальной недостаточностью . <...> 43 Смирнова И. Г. Проблема профессионального самоопределения учащихся специального (коррекционного) учреждения. <...> Студенты-инвалиды в Челябинском государственном университете: интегрированное обучение и содействие трудоустройству. <...> Центр образования инвалидов Уральского государственного педагогического университета приглашает к сотрудничеству. <...> 73 КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ Научно-практическая конференция «Ранняя комплексная помощь детям <...>
Специальное_образование_№3_2004.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
3
Екатеринбург 2004
Стр.1
УДК 371.90(05) ББК 4430 С 71
Учредители:
Уральский государственный педагогический университет Институт
специального образования
Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал.гос.пед. ун-т; Ин-т спец.
образования. – Екатеринбург, 2004. № 3. – 86 с.
УДК 371.90 (05)
ББК 4430
Ответственный за выпуск
директор Института специального образования УрГПУ, заслуженный работник высшей
школы Российской Федерации А.Н. Нигаев
Редакционная коллегия:
Б.М. Игошев, А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев, А.П. Ювкина, В.В. Коркунов. З.А.Репина, Ю.С.
Чурилов, Т.В. Васильева, И.А. Филатова, М.В. Брызгалов
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Научно-методический журнал
Редактор JI.H. Лексина
Оригинал-макет Т.Р. Тенкачева
ЛР № 040330 от 18.04.1997 г.
Подписано в печать 24.05.2004 г. Формат 60x84 1/16
Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.
Усл.печ.л. 8,2 Уч.-изд.л. 8,2 Тираж 500 экз.
Заказ 1199
2
Стр.2
© Уральский государственный
педагогический университет, 2004
ISBN 5-7186-0060-0
СОДЕРЖАНИЕ
Волосовец Т.В.
Состояние и перспективы развития специального образования в России............................................................................5
ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
РАЗВИТИЯ
Андриевич М. А.
Гуманистическая педагогика Марии Монтессори в коррекционно-образовательном процессе......................................10
Богановская Н. Д.
Полифункциональное использование кабинета математики
в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида................................................................12
Васильева Т. В.
Из опыта работы по организации ранней помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья в г. Екатеринбурге ........................................................................................16
Голдусь М. О.
Психолого-педагогические условия восприятия литературного
текста младшими школьниками с нарушениями интеллекта ..............................................................................................19
Звонарева Ю. И.
Взаимодействие врачей, родителей и клинических психологов
как основа реабилитационного процесса...............................................................................................................................25
Наумов А. А.
Роль социально-педагогической службы в процессе социальной
реабилитации ребенка с различными формами детского церебрального паралича ..........................................................28
Нестерова Т.В.
Анализ изобразительной деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом ..........................................31
Панченко Н. А.
Развитие речи учащихся с нарушением интеллекта
в процессе работы над составлением характеристики героя ................................................................................ .............38
Скоробогатова Н. В.
Инновационный подход в изучении личностных особенностей подростков
с интеллектуальной недостаточностью .................................................................................................................................43
Смирнова И. Г.
Проблема профессионального самоопределения учащихся
специального (коррекционного) учреждения........................................................................................................................47
Соловьева С. В.
О распространенности нарушения поведения среди учащихся
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида ..........................................................50
Тимофеева И. В.
Цели и задачи коррекционной работы в комплексной реабилитации ребенка-инвалида.................................................57
3
Стр.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Волосовец Т. В.
К проблеме развития профессионального
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья ........................ ....... ................... ………............................59
Батухтин В. Д., Мартынова Е. А., Смирнова Л. Н.
Студенты-инвалиды в Челябинском государственном университете:
интегрированное обучение и содействие трудоустройству.................................................................................................61
Ивачев П. В., Мотовилова И. А., Чурилов Ю. С.
Обеспечение равного доступа инвалидам к образовательным
ресурсам вуза в условиях интегрированного обучения студентов......................................................................................68
Вдовина Д. В., Жгутова Т. И.
Центр образования инвалидов Уральского государственного
педагогического университета приглашает к сотрудничеству............................................................................................73
КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ
Научно-практическая конференция «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям в
Свердловской области» (24-25 марта 2004 г., г. Екатеринбург, Россия)……………………….........................................75
Международный семинар «Теоретико-методологические и практические
основы лечебной педагогики» (24-25 марта 2004 г., г. Екатеринбург, Россия) ............................................. ...... ........... 76
Научно-практическая конференция студентов и аспирантов Института специального образования «Изучение и
образование детей с нарушениями развития»
(29 апреля 2004 г., г. Екатеринбург) ..................................................................................................................................... 79
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Министерство Образования Российской Федерации (Минобразования России) ПРИКАЗ 14.01.2004 Москва № 76
О создании общественного Экспертного совета Министерства образования Российской Федерации
по информатизации и новым технологиям образования инвалидов.................................................................................. 80
В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТАМ
Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003 № 27/2722-6 ............................................... 85
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2003 № 27/2643-6 Методические
рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения.............................…87
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
Богановская Н. Д.................................................................................................................................................................... 89
ИНСТИТУТУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА – 40 ЛЕТ!
ВЕХИ ПУТИ……………………………………………………………………………………………………………………..90
ПРИГЛАШАЕМ НА УЧЕБУ.......................................................................................................................................94
4
Стр.4
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Предполагаемая периодичность выхода журнала — 2 раза в год.
Материалы принимаются в бумажном варианте и на магнитном носителе;
рукописи рецензируются и не возвращаются.
Объем предлагаемого к публикации материала 0,5 – 0,7 уч. изд. л. Авторский
гонорар высылается частью тиража.
Автора просим сообщить Ф.И.О. полностью, место работы, должность, ученую
степень, ученое звание, адрес и контактный телефон.
Материалы для публикации и заказы на журналы просим направлять по адресу:
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26,
Институт специального образования,
журнал «Специальное образование».
Тел/факс: (343) 334-33-63
E-mail: nigaev@mail.ur.ru
Редакционная коллегия
97
Стр.97