История ИСТОРИЯ УДК 930 Т. Г. Леонтьева ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЩЕННИКИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ ПРОТИВ «ТУПОГО РАЗГУЛА КАБАКА» Борьба с пьянством – актуальная для России проблема. <...> Во второй полвине XIX в. в ее решении активно участвовали православные священники. <...> В статье рассмотрена деятельность таких священников, как Н. Лебедев <...> и др., освещен вопрос организации обществ трезвости, издания тематических журналов «Вестник трезвости», «К свету». <...> Попытки ее преодоления не раз заводили сторонников трезвости в лабиринты бесполезных дискуссий, а власть – в тупики «сухого закона», но это не снижало энтузиазма желающих навсегда покончить со зловредной привычкой русского человека «выпить или напиться с горя и радости», «с устатку» или безделья. <...> Различные асоциальные явления: пьянство, пауперизация, бродяжничество, рост преступности – разлагали патриархальную крестьянскую среду. <...> В самой деревне «зеленый змий» определенно вышел из-под контроля как помещика, так и общины: непременным компонентом народного быта сделались кабаки и трактиры, численность которых к 1890-м гг. на порядок превосходила количество просветительских учреждений [2, с. <...> Так, в Тверской губернии официально насчитывалось 105 трактирных заведений, 15 пивных лавок, 4 винных склада и 18 погребов [4, 5]. <...> Причинами спонтанных возлияний становились как семейные радости, так и неурядицы, а православные священники отмечали, что в селах и деревнях свадьбы зачастую превращаются в разгул, «где пьют без просыпа по целой неделе сряду» [8]. <...> Поволжский регион водки [7], а среднегодовое потребление этого напитка на душу населения составляло 0,31 ведра1. <...> Менее пристрастными к алкоголю оставались жители восточных и северных губерний и Царства Польского [2, c. <...> Не удивительно, что именно в пореформенный период российская общественность рьяно взялась за искоренение пьянства: утверждали, что от чрезмерного употребления алкоголя вырождаются целые семьи, что неслыханно жестокие <...>