Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный технологический университет Серия «Методология инженерной деятельности» ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Коллективная монография Казань 2006 УДК ББК 60-05 Ч481.29+Ч488.77 Рекомендовано к печати Формирование основ методологической культуры инженера ISBN 978-5-7882-0320-1 в техническом вузе Монография написана коллективом авторов: Л.И.Гурье, Н.С.Сагитова, Л.В.Редин, И.В.Красина, И.В.Вишнякова, Э.А.Якупова, Т.В.Толок, Н.А.Чудинова, Е.И.Сидорова, Ф.Р.Мифтахутдинова. <...> Научный редактор: Гурье Л.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии инженерной деятельности Казанского государственного технологического университета. <...> Предлагаемая монография представляет собой размышления на тему о направлениях и способах в настоящее образовательного процесса в технологическом университете на основе формирующихся практикоориентированных развиваться, уточняться, дополняться исследований, переориентации время новых парадигмальных оснований образования. <...> В основе монографии лежит междисциплинарный подход к проблеме подготовки инженеров к профессиональной деятельности и обосновывается идея, в соответствии с которой информационной моделью подготовки инженера должна стать 3 методология инженерной деятельности, в том числе инновационной. <...> В первой главе раскрываются концептуальные основы формирования методологической культуры инженеров в условиях многоуровневой инновационных технологическом университете. <...> Монография создана коллективом кафедра методологии инженерной деятельности Казанского государственного технологического университета. <...> Главы и отдельные параграфы написаны следующими авторами: Введение – Л.И.Гурье, глава 1 – Л.И.Гурье, глава 2 – Н.С.Сагитова <...>
Проектирование_методологической_культуры_инженера_в_технологическом_университете._Монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Казанский государственный технологический университет
Серия «Методология инженерной деятельности»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
Коллективная монография
Казань 2006
Стр.1
УДК
ББК
60-05
Ч481.29+Ч488.77
Рекомендовано к печати
Формирование основ методологической культуры инженера
ISBN 978-5-7882-0320-1
в техническом вузе
Монография написана коллективом авторов: Л.И.Гурье,
Н.С.Сагитова, Л.В.Редин, И.В.Красина, И.В.Вишнякова,
Э.А.Якупова, Т.В.Толок, Н.А.Чудинова, Е.И.Сидорова,
Ф.Р.Мифтахутдинова.
Научный редактор: Гурье Л.И., д.п.н., профессор, зав.
кафедрой методологии инженерной деятельности Казанского
государственного технологического университета.
Монография
предназначена
для
преподавателей
технических вузов, аспирантов, докторантов, занимающихся
исследованиями в области проблем инженерного образования.
ISBN 978-5-7882-0320-1
© Казанский государственный
технологический университет
© Коллектив авторов
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ИНЖЕНЕРОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ .....7
1.1 Предпосылки развития инновационных процессов в
современном обществе.................................................................7
1.2 Сущность и особенности инновационных процессов в
инженерной деятельности и образовании................................15
1.3 Методология в контексте современной научной
парадигмы.................................................................................... 32
1.4 Инженерная деятельность как объект
методологического осмысления................................................41
1.5 Сущность и направления методологизации
инженерного образования..........................................................54
1.6 Методологическая культура инженера как
стратегическая задача инженерного образования. ................83
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ
СТУДЕНТОВ НА ИННОВАЦИОННУЮ ИНЖЕНЕРНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .........................................................................103
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.............................................................128
3.1 Проблемы повышения интеллектуальной
производительности специалиста. ..........................................128
3.2 Возможности улучшения познавательных процессов
студента в учебном процессе...................................................136
3.3 Способы развития мышления......................................146
3.4 Формы представления информации как условие
повышения интеллектуальной продуктивности....................152
Глава 4. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПОНЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ..................159
4.1 Основные аспекты современной парадигмы. ............159
4.2 Творчество и творческое мышление...........................171
322
Стр.322
4.3 Схема курса формирования компонентов
творческого мышления. ...........................................................185
4.4
4.5
Этика и творческая деятельность................................191
Экология и творческая деятельность..........................196
4.6 Психология и творческая деятельность......................201
4.7 Методы научно-технического творчества..................217
Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ КАК КОМПОНЕНТ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРА...............246
Глава 6. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ.........271
Глава 7. ФОРМИРОВАНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРА............................................................292
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.........................................................321
ОГЛАВЛЕНИЕ .............................................................................322
323
Стр.323