Типологические характеристики ренессансной культуры Германии рассмотрены в контексте дискуссии о соотношении немецкого Ренессанса с немецким готическим средневековьем (в связи с т.н. «кризисом историзма» и последующим медиевалистическим поворотом). <...> Брант, Эразм, Гуттен и проблема своеобразия североренессансного гуманизма ………………………………. <...> Дискуссия о немецком Возрождении: понятие, хронологические рамки, типологические черты …………. <...> Возрождение в Германии XVI в.: «немецкий Ренессанс» или «немецкая неоготика» ………………………. <...> Немецкое искусство в период Реформации и иконоборческих движений. <...> Дитце и др.),9 как и прежде, предпочитали начинать немецкое Возрождение лишь с начала XVI столетия; немецкая культура XV столетия рассматривалась ими как «позднее проявление духовной жизни средневековья, как своеобразный итог минувшего». <...> );12 попрежнему актуально обращение к событиям Реформации и к М. <...> Тем более актуальной является задача воссоздания разнообразной исследовательской стратегии, в результате реализации которой отечественные историки и искусствоведы смогли разработать свою концепцию немецкого Ренессанса. <...> Выявляемая при этом дихотомия «классическое» - «неклассическое» (итальянский Ренессанс – северное, немецкое Возрождение) способствует прояснению общей типологии европейского Возрождения в контексте дискуссий о переходном типе культуры, о соотношении предложенных Л. Баткиным <...> 18 Тем не менее, как полагает А.Н. Немилов, в отечественной культурологической и искусствоведческой науке рубежа XIX - XX вв. не сложилось определенной научной традиции, научной школы, подобно той, которая уже существовала в области изучения истории культуры Италии, Франции и особенно Голландии. <...> XX в. – период издания работ, посвященных частным вопросам истории немецкого Ренессанса, истории немецкой живописи в целом или творчеству отдельных художников (имеются в виду исследования А.А. Сидорова, Н. Чечулина <...> Немецкие <...>
Проблема_немецкого_Ренессанса_в_интерпретации_отечественной_историко-искусствоведческой_мысли_конца_XIX_–_XX_вв._Монография.pdf
Министерство образования и науки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский
технологический университет»
Т.Н. ГУРЬЯНОВА
ПРОБЛЕМА НЕМЕЦКОГО РЕНЕССАНСА
В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИКО – ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ
МЫСЛИ КОНЦА XIX - XX ВВ.
Монография
Казань
КНИТУ
2011
Стр.1
УДК 008.001
Гурьянова Т.Н.
Проблема немецкого Ренессанса в интерпретации
отечественной историко-искусствоведческой мысли конца XIX –
XX вв.: монография / Т.Н. Гурьянова; М-во образ. и науки России,
Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: КНИТУ, 2011. – 217 с.
ISBN 978 5-7882-1165-7
В работе представлены разнообразные
варианты
интерпретаций немецкого Ренессанса российскими историками
конца XIX – XX вв.
Типологические характеристики ренессансной культуры
Германии рассмотрены в контексте дискуссии о соотношении
немецкого Ренессанса с немецким готическим средневековьем (в
связи с
т.н. «кризисом историзма» и последующим
медиевалистическим поворотом). Особое внимание в работе
уделено проблеме культурно-исторических предпосылок (характер
античного
влияния,
предопределивших
преподавателей,
события
специфику
Германии в эпоху Ренессанса.
Книга
предназначена
аспирантов,
для
Реформации
общекультурного
научных
и
др.),
развития
работников,
студентов высщих учебных
заведений, специализирующихся в области общественных наук и
широкого круга читателей.
Подготовлена на кафедре социальной работы, педагогики и
психологии.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского национального исследовательского технологического
университета
Рецензенты: д-р ист. наук, проф. С.Ю. Малышева
канд. ист. наук, доц. М.Г. Юнусова
ISBN 978 5-7882-1165-7 © Гурьянова Т.Н., 2011
© Казанский национальный
исследовательский технологический
университет, 2011
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………….......................................
Глава I. Культурно-исторические и религиознофилософские
истоки немецкого Ренессанса.........................
1.1. Формирование немецкой этнокультурной
идентичности: история и мифы ………………………………..
1.2. Проблема децентрализации Германии в контексте
итальянских походов и начала реформационного движения
1.3. Брант, Эразм, Гуттен и проблема своеобразия
североренессансного гуманизма ……………………………….
1.4. Реформация и немецкий Ренессанс ………….................
Глава II. Дискуссия о немецком Возрождении: понятие,
хронологические рамки, типологические черты ………….
2.1. Возрождение в Германии XVI в.: «немецкий
Ренессанс» или «немецкая неоготика» ………………………..
2.2. Реготизирующие и ренессансные черты в немецкой
живописи середины XV – второй половины XVI вв. ………...
2.3. Немецкое искусство в период Реформации и
иконоборческих движений...........................................................
Заключение ……………………………......................................
Библиографический список ……...…………………………..
96
133
159
191
198
14
34
49
78
96
4
14
3
Стр.3