Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611477)
Контекстум

Ускользающая красота головоломок (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКислов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц17
ID260238
АннотацияАнализируются поэтика задач и риторика решений, указанных в качестве концептуальной основы культуры досуга. Сравниваются различные стратегии интеллектуальных развлечений, принадлежащие Сэмюэлю Лойду и Генри Эрнесту Дьюдени, авторам, сформировавшим современный взгляд на это явление.
УДК51(091)
ББК22.1г
Кислов, А.Г. Ускользающая красота головоломок / А.Г. Кислов // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры .— 2013 .— №4 .— С. 198-214 .— URL: https://rucont.ru/efd/260238 (дата обращения: 14.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сравниваются различные стратегии интеллектуальных развлечений, принадлежащие Сэму Лойду и Генри Э. <...> В самом словосочетании «культура интеллектуального досуга» каждое из слов, стоящих по краям, в известном смысле конфликтует со словом, расположенном в центре. <...> КИСЛОВ Алексей Геннадьевич — кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания Института социальных и политических наук Уральского федерального университета (е-mail: aleksey.kislov@list.ru, kislov@e-sky.ru, ontology1@yandex.ru). <...> Ускользающая красота головоломок 199 радикальная позиция, совсем отказывающая разуму в творческом начале, а потому и не усматривающая в интеллектуальности никакого показателя человеческой ценности, чаще всего случается лишь в поспешных полемических выпадах, в необдуманных попытках занять и выразить ригористическую точку зрения там, где стоит быть внимательнее и осторожнее. <...> Мы же, следуя мнению, что «головоломка в противоположность задаче представляет собой нечто такое, от решения чего вы получаете удовольствие — в противном случае, с какой стати вы стали бы ее решать? <...> »2 , постараемся 2 Из поздравительной речи доктора Силвэна Мура, произнесенной в Регент-клубе (Лондон, 1954), цит. по: [5, 11]. <...> 200 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДОСУГ преодолеть указанную конфликтность в любых ее проявлениях3 ; , и не столько в попытках определить наш сложный по природе предмет обсуждения, сколько посильным образом идентифицируя его (здесь и в дальнейшем): — сквозь «историю в лицах»4 — сквозь предметное богатство — задачи занимательной математики (от классических задач на геометрические построения с помощью циркуля и линейки до современных топологических, комбинаторных и прочих математических экзерсисов) и головоломки самых различных видов [12, 47], интеллектуальные игры (настольные и близкие к ним, а сейчас и их компьютерные версии) [3, 22], инженерные «кунстштюки» типа кубика Рубика или других «современных бирюлек», многие образцы научно-популярной литературы <...>