Курс лекций «История России (1945г. - начало XXI в.)» содержит необходимый программный материал по заключительному курсу «История России» в рамках подготовки специалиста, согласно Государственного образовательного стандарта второго поколения 050401 - «история». <...> Общественная атмосфера, социокультурное развитие и повседневность советского общества 1945-1991 гг. <...> В истории СССР послевоенного периода, таким образом, нами выделяются как «сквозные» такие темы как внешняя и внутренняя политика, 3 социокультурное развитие, экономика, проблемы социального и демографического развития общества. <...> Задачи курса: - выявить закономерности становления СССР как сверхдержавы политически биполярного мира послевоенного периода; - показать эволюцию политических структур советского общества, как результат поисков партийного руководства в условиях нараставших социально-экономических противоречий; - проследить поэтапную эволюцию общественных представлений и взглядов на перспективы построения коммунистического общества, как идеологическую доминанту правящей партии; - раскрыть своеобразие повседневной жизни советских людей; - показать эволюцию международного положения Советского Союза: закономерности его укрепления и причины кризиса внешнеполитической линии; - рассмотреть проблемы исторического развития постсоветской России; - проанализировать наиболее актуальные проблемы и дискуссионные вопросы в историографии данного периода; - сформировать представление об источниковой базе изучаемого периода; - выявить место и значение данного курса истории России в системе школьного исторического образования; - проследить межпредметные связи с целью формирования наиболее полного представления студентов об истории Отечества 1945-2005 гг. <...> Требования к уровню освоения содержания курса: студент, прослушавший курс, должен знать и уметь объяснить: - значение данного курса в рамках «Истории России» в целом, а также его <...>
История_России_(1945_-_начало_XXI_в.)_учебно-методический_комплекс.pdf
УДК-94(47(Н-571)(075) Печатается по решению редакционноББК-63.3(2)
Ш
78
издательского совета АГПА
протокол № 6 от 23.03.2012 г.
Шнайдер В.Г.
История России (1945 г. - начало XXI в.) (конспект лекций): учебно-методическое пособие. -
Армавир: РИО АГПА, 2012.-68 с.
Курс лекций «История России (1945г. - начало XXI в.)» содержит необходимый программный
материал по заключительному курсу «История России» в рамках подготовки специалиста, согласно
Государственного образовательного стандарта второго поколения 050401 - «история».
Печатается в авторской редакции
УДК-94(470+571)(075)
ББК-633(2)
© Шнайдер В.Г., 2012.
© Оформление. ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная
педагогическая академия», 2012.
Стр.1
2
ВВЕДЕНИЕ
Курс включает в себя четыре раздела:
1. Социально-экономические и политические процессы в СССР в 19451991
гг.
2. Внешняя политика СССР 1945-1991 гг.
3. Общественная атмосфера, социокультурное развитие и
повседневность советского общества 1945-1991 гг.
4. Основные тенденции развития постсоветской России.
В силу высокой динамичности событийного контекста отечественной
истории во второй половине ХХ в., нами избран проблемно-хронологический
принцип деления курса. При этом нам представляется необходимым
выделение в самостоятельный раздел курса истории России после 1991 г. Его
незначительная временная продолжительность и текущий характер,
безусловно, являются существенным препятствием в концептуальном
осмыслении этого временного отрезка, как некоего целостного этапа. С
другой стороны, революционный характер преобразований постсоветского
периода в социально-экономической, политической и др. сферах российского
государства и общества делают затруднительным рассмотрение
исторического процесса в это время в контексте и наряду с событиями
советского периода.
Советский период истории с 1945 по 1991 гг., хотя и представляется
внешне целостным, обладает напряженной внутренней динамикой эволюции
социокультурных, экономических и др. структур на фоне сдерживающей и
консервирующей эти процессы политической системы.
В истории СССР послевоенного периода, таким образом, нами
выделяются как «сквозные» такие темы как внешняя и внутренняя политика,
Стр.2
3
социокультурное развитие, экономика, проблемы социального и
демографического развития общества.
Цель курса: сформировать у студентов понимание сущности и
закономерностей исторической эволюции советского и постсоветского
общества 1945 г. – начала XXI в.
Задачи курса:
- выявить закономерности становления СССР как сверхдержавы
политически биполярного мира послевоенного периода;
- показать эволюцию политических структур советского общества,
как результат поисков партийного руководства в условиях нараставших
социально-экономических противоречий;
- проследить поэтапную эволюцию общественных представлений и
взглядов на перспективы построения коммунистического общества, как
идеологическую доминанту правящей партии;
- раскрыть своеобразие повседневной жизни советских людей;
- показать эволюцию международного положения Советского Союза:
закономерности его укрепления и причины кризиса внешнеполитической
линии;
- рассмотреть проблемы исторического развития постсоветской
России;
- проанализировать наиболее актуальные проблемы и дискуссионные
вопросы в историографии данного периода;
- сформировать представление об источниковой базе изучаемого
периода;
- выявить место и значение данного курса истории России в системе
школьного исторического образования;
- проследить межпредметные связи с целью формирования наиболее
полного представления студентов об истории Отечества 1945-2005 гг.
Место курса в системе исторического знания. Курс «История России
(1945-2005 гг.)» представляет собой часть базового курса «История России» в
Стр.3
4
рамках подготовки специалиста, согласно Государственному
образовательному стандарту второго поколения 050401 – «история».
Требования к уровню освоения содержания курса: студент,
прослушавший курс, должен знать и уметь объяснить:
- значение данного курса в рамках «Истории России» в целом, а
также его взаимосвязь со смежными дисциплинами;
- преемственность исторической эволюции России (включая
советский период), его системный характер;
- особенности социальной эволюции советского общества, и
изменения в этой сфере в постсоветский период;
- противоречия процесса модернизации советского общества
индустриального типа в эпоху становления постиндустриальной модели в
ведущих буржуазных государствах;
- причины и закономерности противостояния двух мировых
политических систем, нашедшие свое выражение в явлении «холодной
войны»;
- причины формирования и укрепления международной системы
социалистических государств, и последующего ее кризиса и упадка;
- особенности мировосприятия советских людей, доминанты и
стереотипы общественного мнения, касающиеся наиболее важных проблем
внутри- и внешнеполитического развития страны;
- характерные черты повседневной жизни советских людей,
особенности их быта и досуга;
- закономерности эволюции идеологических доктрин
коммунистического руководства страны, причины и следствия этих
процессов;
- особенности культурной эволюции и развитие общественной мысли
советского и постсоветского периодов истории России с 1945 г. по 2005 г.;
Стр.4
5
- причины кризиса коммунистической идеи, в целом, и конкретноисторических
форм ее реализации в рамках советского социалистического
общества, в частности;
- особенности становления демократического общества в новой
России: формирование ветвей государственной власти, проблема
гражданского общества;
- сущность политических и социально-экономических реформ и
преобразований в постсоветский период, их цели и результаты;
- геополитические проблемы новой России конца ХХ в.;
- особенности источниковой базы курса;
- основные направления в отечественной и зарубежной
историографии данного периода.
Стр.5