Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История России (1945 г. - начало XXI в.) (220,00 руб.)

0   0
Первый авторШнайдер Владимир Геннадьевич
ИздательствоРИО АГПА
Страниц83
ID257916
АннотацияКурс лекций «История России (1945 г. - начало XXI в.)» содержит необходимый программный материал по заключительному курсу «История России» в рамках подготовки специалиста, согласно Государственного образовательного стандарта второго поколения 050401 - «история».
УДК94(47(Н-571)(075)
ББК63.3(2)
Шнайдер, В. Г. История России (1945 г. - начало XXI в.) : конспект лекций: учеб.-метод. пособие / В. Г. Шнайдер .— Армавир : РИО АГПА, 2012 .— 83 с. — URL: https://rucont.ru/efd/257916 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Курс лекций «История России (1945г. - начало XXI в.)» содержит необходимый программный материал по заключительному курсу «История России» в рамках подготовки специалиста, согласно Государственного образовательного стандарта второго поколения 050401 - «история». <...> Общественная атмосфера, социокультурное развитие и повседневность советского общества 1945-1991 гг. <...> В истории СССР послевоенного периода, таким образом, нами выделяются как «сквозные» такие темы как внешняя и внутренняя политика, 3 социокультурное развитие, экономика, проблемы социального и демографического развития общества. <...> Задачи курса: - выявить закономерности становления СССР как сверхдержавы политически биполярного мира послевоенного периода; - показать эволюцию политических структур советского общества, как результат поисков партийного руководства в условиях нараставших социально-экономических противоречий; - проследить поэтапную эволюцию общественных представлений и взглядов на перспективы построения коммунистического общества, как идеологическую доминанту правящей партии; - раскрыть своеобразие повседневной жизни советских людей; - показать эволюцию международного положения Советского Союза: закономерности его укрепления и причины кризиса внешнеполитической линии; - рассмотреть проблемы исторического развития постсоветской России; - проанализировать наиболее актуальные проблемы и дискуссионные вопросы в историографии данного периода; - сформировать представление об источниковой базе изучаемого периода; - выявить место и значение данного курса истории России в системе школьного исторического образования; - проследить межпредметные связи с целью формирования наиболее полного представления студентов об истории Отечества 1945-2005 гг. <...> Требования к уровню освоения содержания курса: студент, прослушавший курс, должен знать и уметь объяснить: - значение данного курса в рамках «Истории России» в целом, а также его <...>
История_России_(1945_-_начало_XXI_в.)_учебно-методический_комплекс.pdf
УДК-94(47(Н-571)(075) Печатается по решению редакционноББК-63.3(2) Ш 78 издательского совета АГПА протокол № 6 от 23.03.2012 г. Шнайдер В.Г. История России (1945 г. - начало XXI в.) (конспект лекций): учебно-методическое пособие. - Армавир: РИО АГПА, 2012.-68 с. Курс лекций «История России (1945г. - начало XXI в.)» содержит необходимый программный материал по заключительному курсу «История России» в рамках подготовки специалиста, согласно Государственного образовательного стандарта второго поколения 050401 - «история». Печатается в авторской редакции УДК-94(470+571)(075) ББК-633(2) © Шнайдер В.Г., 2012. © Оформление. ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия», 2012.
Стр.1
2 ВВЕДЕНИЕ Курс включает в себя четыре раздела: 1. Социально-экономические и политические процессы в СССР в 19451991 гг. 2. Внешняя политика СССР 1945-1991 гг. 3. Общественная атмосфера, социокультурное развитие и повседневность советского общества 1945-1991 гг. 4. Основные тенденции развития постсоветской России. В силу высокой динамичности событийного контекста отечественной истории во второй половине ХХ в., нами избран проблемно-хронологический принцип деления курса. При этом нам представляется необходимым выделение в самостоятельный раздел курса истории России после 1991 г. Его незначительная временная продолжительность и текущий характер, безусловно, являются существенным препятствием в концептуальном осмыслении этого временного отрезка, как некоего целостного этапа. С другой стороны, революционный характер преобразований постсоветского периода в социально-экономической, политической и др. сферах российского государства и общества делают затруднительным рассмотрение исторического процесса в это время в контексте и наряду с событиями советского периода. Советский период истории с 1945 по 1991 гг., хотя и представляется внешне целостным, обладает напряженной внутренней динамикой эволюции социокультурных, экономических и др. структур на фоне сдерживающей и консервирующей эти процессы политической системы. В истории СССР послевоенного периода, таким образом, нами выделяются как «сквозные» такие темы как внешняя и внутренняя политика,
Стр.2
3 социокультурное развитие, экономика, проблемы социального и демографического развития общества. Цель курса: сформировать у студентов понимание сущности и закономерностей исторической эволюции советского и постсоветского общества 1945 г. – начала XXI в. Задачи курса: - выявить закономерности становления СССР как сверхдержавы политически биполярного мира послевоенного периода; - показать эволюцию политических структур советского общества, как результат поисков партийного руководства в условиях нараставших социально-экономических противоречий; - проследить поэтапную эволюцию общественных представлений и взглядов на перспективы построения коммунистического общества, как идеологическую доминанту правящей партии; - раскрыть своеобразие повседневной жизни советских людей; - показать эволюцию международного положения Советского Союза: закономерности его укрепления и причины кризиса внешнеполитической линии; - рассмотреть проблемы исторического развития постсоветской России; - проанализировать наиболее актуальные проблемы и дискуссионные вопросы в историографии данного периода; - сформировать представление об источниковой базе изучаемого периода; - выявить место и значение данного курса истории России в системе школьного исторического образования; - проследить межпредметные связи с целью формирования наиболее полного представления студентов об истории Отечества 1945-2005 гг. Место курса в системе исторического знания. Курс «История России (1945-2005 гг.)» представляет собой часть базового курса «История России» в
Стр.3
4 рамках подготовки специалиста, согласно Государственному образовательному стандарту второго поколения 050401 – «история». Требования к уровню освоения содержания курса: студент, прослушавший курс, должен знать и уметь объяснить: - значение данного курса в рамках «Истории России» в целом, а также его взаимосвязь со смежными дисциплинами; - преемственность исторической эволюции России (включая советский период), его системный характер; - особенности социальной эволюции советского общества, и изменения в этой сфере в постсоветский период; - противоречия процесса модернизации советского общества индустриального типа в эпоху становления постиндустриальной модели в ведущих буржуазных государствах; - причины и закономерности противостояния двух мировых политических систем, нашедшие свое выражение в явлении «холодной войны»; - причины формирования и укрепления международной системы социалистических государств, и последующего ее кризиса и упадка; - особенности мировосприятия советских людей, доминанты и стереотипы общественного мнения, касающиеся наиболее важных проблем внутри- и внешнеполитического развития страны; - характерные черты повседневной жизни советских людей, особенности их быта и досуга; - закономерности эволюции идеологических доктрин коммунистического руководства страны, причины и следствия этих процессов; - особенности культурной эволюции и развитие общественной мысли советского и постсоветского периодов истории России с 1945 г. по 2005 г.;
Стр.4
5 - причины кризиса коммунистической идеи, в целом, и конкретноисторических форм ее реализации в рамках советского социалистического общества, в частности; - особенности становления демократического общества в новой России: формирование ветвей государственной власти, проблема гражданского общества; - сущность политических и социально-экономических реформ и преобразований в постсоветский период, их цели и результаты; - геополитические проблемы новой России конца ХХ в.; - особенности источниковой базы курса; - основные направления в отечественной и зарубежной историографии данного периода.
Стр.5