ШАРИПОВ, член-корреспондент Россельхозакадемии и АН РТ, доктор экономических наук, профессор, ректор П.А. КОЛПАКОВ, кандидат экономических наук, доцент И.М. НАСИБУЛЛИН, аспирант (ФГБОУ «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» (ТИПКА) В повседневной жизни людей сопровождает неопределенность, вызванная отсутствием или недостатком информации о происходящих событиях. <...> Поэтому, принимая те или иные решения хозяйственных вопросов, они идут на риск. <...> Закономерность рисков вытекает из того, что в экономике существует асимметричность распространения информации, когда одни заинтересованные лица имеют доступ к важной информации, а другие нет. <...> В условиях рыночной экономики интересы субъектов рынка – продавцов и покупателей – не совпадают. <...> Продавец в целях получения большей выгоды не заинтересован в раскрытии полной информации о потребительских свойствах своего товара, издержках на его производство. <...> К тому же на производстве возникает проблема «принципал – агент». <...> Принципал – собственник ресурсов, а агент – это субъект, которого принципал наделил правом использования ресурсов. <...> Агент обладает большей информацией в сфере использования ресурсов, и принципал в этих условиях не может полностью контролировать действия агента. <...> У агента возникают стимулы к использованию своих правомочий в собственных интересах. <...> Кроме того, у каждого субъекта предпринимательской деятельности имеется коммерческая тайна, охраняемая законом. <...> «Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. <...> Информация, составляющая коммерческую тайну – это научнотехническая, технологическая, производственная, финансовоэкономическая или иная информация (в том числе содержащая секреты производства <...>