К дискуссии о кластерах УДК 331.522:338.432 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК ОСНОВА НАРАЩИВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛА Ю.Ю. <...> ЧАСТУХИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» А.В. ТКАЧЕНКО, аспирант кафедры «Менеджмент» (Пензенский государственный университет) и взаимодополнять друг друга. <...> Сейчас применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территорий. <...> Отличительная черта любого кластера – целевая деятельность (предпринимательская, научная, природоохранная и т.п.) <...> . Предлагаемый нами сельскохозяйственный образовательный кластер (СХОК) должен будет представлять собой вертикально ориентированную конструкцию, в которую войдут профтехучилища, техникумы, вузы и ряд сельхозпредприятий Пензенской области. <...> Для региона в настоящее время, Современные темпы развития сельского хозяйства оказывают двоякое воздействие на формирование трудового потенциала села: с одной стороны, восстановление предприятий и рост аграрного производства способствуют привлечению работников в отрасль, с другой – интенсификация производства, его модернизация заставляют хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы, основу которой составляют низкоквалифицированные работники. <...> Одни предприятия не могут найти работников для выполнения механизированных и автоматизированных работ из-за отсутствия квалифицированных инженеров, механизаторов, технологов, операторов, а в других организациях складывается напряженная социальная обстановка, обусловленная сокращением численности людей, занятых в сельском хозяйстве, несмотря на растущие темпы развития производства. <...> Подобные проблемы формируют ситуацию неудовлетворительного обеспечения аграрного сектора трудовыми ресурсами, что требует разработки специфического механизма управления трудовым потенциалом села. <...> Первый, рыночный, представляющий собой саморегуляцию <...>