УДК 338.439.5 АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА РЫНКЕ МОЛОКА: ПРОБЛЕМА СУРРОГАТОВ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В.Н. <...> СУРОВЦЕВ, кандидат экономических наук, заведующий отделом Е.Н. ЧАСТИКОВА, аспирант, научный сотрудник (Северо-Западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства) крайне затрудняют визуальное и органолептическое определение натуральности, что значительно увеличивает инерционность потребительских предпочтений. <...> Вначале покупатели могли бы поАсимметричная информация о продукции, помимо монопсонического диктата со стороны молокоперерабатывающих предприятий, является важнейшим фактором, разрушающим рынок сырого молока. <...> Асимметричная информация характерна для многих ситуаций в бизнесе, когда одна из сторон обладает большей значимой информацией о товаре, чем другая, что может привести к «провалам» рынка. <...> Так, если продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель, может сформироваться рынок второсортных товаров, на котором товары низкого качества вытесняют высококачественные, так называемый рынок «лимонов»1 . <...> Технический регламент на молоко декларирует разницу между натуральными молочными и молокосодержащими продуктами. <...> Однако потребители не всегда имеют возможность определить на прилавках, где молоко, а где молочные суррогаты2 . <...> В нормальной ситуации (при симметричной информации), когда и покупатель, и продавец обладают необходимой информацией о продукции, рыночный механизм в результате конкуренции обеспечивает позитивный отбор как по издержкам, так и по каче1Более подробно рынки с ассиметричной информацией, рынки «лимонов» представлены в статье «Провалы рынка молока: причины и последствия» // Совершенные агротехнологии. <...> 2 Суррогат (от лат. surrogatus — поставленный взамен), продукт, лишь отчасти заменяющий какой-либо др. продукт, с которым он имеет некоторые общие свойства, но не обладает его качествами (БСЭ). ству. <...> В противном случае вследствие «отрицательного отбора»3 <...>