Дендрограмма предварительного иерархического кластерного анализа конкурентных позиций перерабатывающих предприятий на рынке молочной продукции Пензенской области молокоперерабатывающих пред приятий. <...> Использование усовер шенствованных технологий опреде ления границ внутриотраслевых рыночных сегментов и группировки производителей повышает досто верность получаемых результатов, что в итоге дает более глубокое по нимание механизма конкурентного взаимодействия предприятий от расли. <...> Четвертый и пя тый кластеры, напротив, содержат в своем составе лишь по одному хо зяйствующему субъекту. <...> Дальней шая интерпретация полученных групп посредством проверки их ста тистической значимости и практи ческой приемлемости показала це лесообразность разделения перво го кластера на две группы. <...> В резуль тате повторной кластеризации сово купность региональных производи телей молочной продукции была раз бита на шесть конкурентных групп, различающихся как статусом конку рентной позиции, так и количеством обслуживаемых внутриотраслевых сегментов регионального рынка мо лочной продукции. <...> В соответствии с предложенной классификацией кон курентных позиций была произведе на идентификация представленных на региональном рынке типов конку рентов (табл. <...> Данные таблицы 4 свидетельству ют о том, что региональная структу ра производителей готовой молочной продукции имеет сбалансированный вид и представлена всеми основны ми типами конкурентов. <...> В дальней шем полученные результаты могут быть использованы как для состав ления прогнозных сценариев разви тия всего конкурентного сообще ства, так и для разработки вариан тов возможного конкурентного пози ционирования отдельных товаропро изводителей. <...> Предложена авторская методика оценки их конкурентных позиций. <...> Прак тическая апробация методики выполнена на примере молокоперерабатывающих орга низаций <...>