А.М. Горького Российской академии наук ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПОЭЗИИ В XVII ВЕКЕ (ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА) В статье охарактеризованы и систематизированы основные тенденции развития древнерусской (древне-московской) силлабической поэзии XVII века. <...> Определены основные этапы, указаны основные пути, по которым проходило развитие силлабической поэзии за период от Смуты до воцарения Петра I. <...> В поэзии XVII столетия выделяются две основные тенденции, первая из которых – это традиционное поэтическое творчество особ духовного звания, отличающееся «замкнутостью» библейских тем, сюжетов и образов и обращённостью этих библейских тем, сюжетов и образов на самих себя же (что особенно резко проступает в поэзии монашеской), либо, при всё сохраняющейся замкнутости сюжета, при исключительно внутрибиблейских художественных параллелях и аллюзиях, чисто условной обращённостью библейских тем, сюжетов и образов во внешний мир (своего рода жанры «поучения государю»); вторая же тенденция – это присущее исключительно данному историческому периоду демократическое, т. наз. «разночинное» поэтическое творчество представителей разных слоёв российского общества. <...> В XVII веке даже такое традиционное, на первый взгляд, литературное творчество, как составление представителями чёрного духовенства летописных сводов, претерпело существенные изменения: если вплоть до XVII века древнерусские летописи были обращены вовне и содержали в себе описания реальных событий российской жизни, то с наступлением XVII столетия это творчество целиком обособляет и уходит вовнутрь, в само себя, т. е. перерождается из прозаических летописей в поэтические философские штудии, главной отличительной чертою которых являются а) полное исключение из содержания всего внешнего, внебиблейского, современного, когда российские реалии полностью уступают место библейской тематике (таковы хониковские произведения – стихотворные <...>