Аспирант и соискатель, № 3, 2011 ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Исторические науки и археология Всеобщая история Евдокимов Д.О., аспирант Московского педагогического государственного университета СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НА СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ БОСПОРА В ПЕРВЫЕ ВЕКА Н.Э. <...> Общество не может эффективно функционировать как система, без механизмов, отвечающих, за информационный обмен между ее частями, элементами. <...> Под информационным обменом здесь подразумевается не только общение, но и визуальный и аудио контакт, обмен эмоциями. <...> В рамках одной социальной группы, например, сельского поселения такой обмен происходит естественным образом, как у людей живущих рядом, имеющих некоторую общность хозяйственной и социальной сфер жизни. <...> Однако для объединения нескольких социальных групп, необходима некая внешняя, по отношению к каждой из них структура, механизм. <...> Такая структура складывалась естественным образом, самими людьми в силу особенностей их мировоззрения. <...> Аграрные общества, в том числе и Боспор, характеризуются приоритетной ролью религии во всех сферах жизни. <...> Поэтому основой социальных коммуникаций на сельской территории являлись святилища. <...> Археологические исследования выявили следы множества сакральных мест на сельской территории Боспора1. <...> Святилища располагались на видимых с большого расстояния местах, являясь элементами визуальной объединяющей сети. <...> В этой связи нельзя не вспомнить о курганах, многие из которых в первые века н.э. уже не функционировали как места захоронений и отправления ритуалов, однако в силу своей заметности и сакральности, продолжали также являться элементами такой визуальной сети3. <...> Взаиморасположение поселений не было случайным также и с точки зрений их аудио связанности4. <...> Для людей античности важным были различные формы социальных коммуникаций. <...> Причиной такой организации сельской территории были особенности психологии, потребность людей в поддержании контакта друг с другом <...>