С. Машинский
На позициях историзма
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 5. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1842 -- ноябрь 1843.
Редактор тома М. Я. Поляков. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья С. И. Машинского.
Примечания Г. Г. Елизаветиной.
М., "Художественная литература", 1979.
OCR Бычков М. Н.
1
В настоящий том вошли статьи, рецензии и заметки Белинского, опубликованные на протяжении
более полутора лет: с апреля 1842 по ноябрь 1843 года. Однако подавляющее большинство статей тома
относится к 1842 году.
Это было важное время в общественной и литературной жизни России. После длительного
затишья в годы последекабристской реакции активнее стали выявлять себя различные формы
общественной жизни. К этой поре относятся первые столкновения между славянофилами и западниками.
Именно в том же, 1842 году свершилось "великое событие в русской литературе" -- вышли в свет
"Мертвые души" Гоголя. Наконец, это было важное время в духовном развитии самого Белинского.
Окончательно отрекшись от идей "разумной действительности" и связанных с ней теоретических
построений, критик стал утверждаться на позициях социализма, а несколько позднее -- и материализма.
Белинский обрел новый сильный импульс для дальнейшего развития своих политических и эстетических
воззрений. Именно к этому времени относятся интенсивные поиски Белинским такой системы взглядов,
которая, по выражению Плеханова, "сама вытекая из общественной жизни и сама объясняясь этой
жизнью, в свою очередь объясняла бы ее и давала бы возможность широкого и плодотворного на нее
воздействия" {Г. В. Плеханов. Избр. филос. произв., т, IV,М., 1958, с. 435.}.
В начале 40-х годов окончательно окрепло в Белинском представление о том, что в виду особых,
специфических условий исторического развития России художественная литература (добавим -- также и
литературная критика) стала единственной легальной трибуной общественной деятельности, главной
формой выражения стремлений и чаяний народа. В 1842 году Белинский отмечал, что пока еще только в
искусстве и литературе, в эстетической и литературной критике "выражается интеллектуальное сознание
нашего общества". Отсюда проистекало убеждение в особой ответственности писателя в решении
социальных проблем современности. В эстетическое сознание Белинского активно вторгается пафос
социальности. Характерное для Белинского этой поры обострение критики социальной действительности
вело его теоретическую мысль к утверждению в скором времени на позициях революционного
демократизма.
Реакционная критика всячески стремилась увести литературу от общественных проблем,
ограничить ее сферой отвлеченных вопросов красоты, добра, нравственности. Поэзия, писал именно в
том же, 1842 году критик "Сына отечества", есть выражение "души страстно любящей окружающую ее
привольную природу и удалую жизнь среди бесконечных рек и дремучих лесов" ("Сын отечества", 1842,
No 5, с. 69). Эстетика Белинского формировалась в решительной борьбе с такого рода проповедями и
отличалась страстными поисками наиболее эффективных путей воздействия литературы на современную
жизнь России. Из одной статьи в другую критик развивал мысль о неразрывной связи искусства с
жизнью, с "исторической современностью" и подвергал сомнению и исследованию идеалистические
представления о художественном творчестве как автономной, замкнутой в самой себе сфере. Вместе с
тем Белинский страстно стремился дойти до осознания "тайны, сущности и значения истинной поэзии".
Он мечтал о создании целостной системы в исследовании самых разнообразных аспектов
художественного творчества. В основание такой системы он положил принцип единства эстетического и
исторического взгляда на искусство. К ее поискам критик, разумеется, был подготовлен всем
предшествующим опытом своих теоретических раздумий, но именно сейчас они стали, наконец,
увенчиваться серьезными и вполне ощутимыми результатами.
Важнейшим теоретическим достижением критики Белинского в работах 1842 года является
принцип историзма, который все более последовательно и глубоко пронизывает его эстетические
Стр.1