Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Теория отраслевых рынков. Часть 2: учебное пособие. – Казань: ООО «Алекспресс», 2014. – 85 с. (220,00 руб.)

0   0
АвторыОсипов Андрей Владимирович
Издательство[Б.и.]
Страниц86
ID248955
АннотацияВ учебном пособии рассмотрена современная теория функционирования отраслевых рынков. Представленный материал расширяет и углубляет пони-мание процессов, происходящих на микро- и мезоэкономическом уровне. Соответствует государственному стандарту высшего профессионального образования
Кем рекомендованоРекомендовано к печати Учебно-методическим советом Казанского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Кому рекомендованоПредназначено для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Может быть использовано обучающимися в магистратуре и аспирантуре.
УДК330
ББК65
Теория отраслевых рынков. Часть 2: учебное пособие. – Казань: ООО «Алекспресс», 2014. – 85 с. / А.В. Осипов .— Учебное пособие .— : [Б.и.], 2014 .— 86 с. — URL: https://rucont.ru/efd/248955 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Диффузия инноваций: детерминанты и подходы к моделированию 21 6.5. <...> Вертикальная интеграция и диверсификация как ядро стратегии 7.1. <...> Взаимодействие промышленной, технологической и инновационной политики государства Вопросы для самопроверки Список литературных источников 23 27 28 28 36 43 46 52 57 57 57 62 68 74 83 85 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Первостепенными задачами учебного курса «Теория отраслевых рынков», изложенного в данном пособии, выступают: демонстрация применения микро- и мезоэкономической аргументации для объяснения формирования и оценки эффективности различных рыночных структур; выработка навыков типологического анализа рынков и отраслей; знакомство с методологией и основными направлениями теоретических и эмпирических исследований в области функционирования отраслевых рынков. <...> Ранее в учебном пособии «Теория отраслевых рынков. <...> Часть 1» автором был рассмотрен ряд ключевых тем: фирма в теории отраслевых рынков; отраслевой рынок: границы и детерминанты; отраслевая конкуренция и модели рыночных структур; ценовые стратегии фирмы на отраслевом рынке; неценовые стратегии: дифференциация продукции и реклама. <...> Технологические изменения и инновации: ключевые понятия Проблематика технологических изменений и связанных с ними инноваций относится к числу приоритетных. <...> Технологические изменения – процесс введения более высоких по качеству продуктов, технологий, методов производства, которые обусловливают устаревание существующих продуктов, производственных процессов, форм организации бизнеса. <...> Технологические изменения оказывают существенное воздействие на формы организации производства, качество производимой продукции, уровень занятости, доходов и прибылей, что определяет конкурентные позиции компании. <...> Деятельность в области научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР) формирует стратегии бизнеса, которые относятся к неценовым. <...> На базе этого показателя классификация отраслей <...>
Теория_отраслевых_рынков._Часть_2_учебное_пособие._–_Казань_ООО_«Алекспресс»,_2014._–_85_с..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» Казанский институт (филиал) А.В. ОСИПОВ ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ Часть 2 Учебное пособие Казань 2014
Стр.1
УДК 330 ББК 65 О 74 Рекомендовано к печати Учебно-методическим советом Казанского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Автор: Осипов А.В., к.э.н., доцент кафедры экономики Казанского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова. Рецензенты: Латыпов Р.А., д.э.н., профессор кафедры коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг Казанского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова; Нигматуллина Л.Г., к.э.н., доцент кафедры экономической теории Университета управления «ТИСБИ». Осипов А.В. Теория отраслевых рынков. Часть 2: учебное пособие. – Казань: ООО «Алекспресс», 2014. – 85 с. ISBN В учебном пособии рассмотрена современная теория функционирования отраслевых рынков. Представленный материал расширяет и углубляет понимание процессов, происходящих на микро- и мезоэкономическом уровне. Соответствует государственному стандарту высшего профессионального образования. Предназначено для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Может быть использовано обучающимися в магистратуре и аспирантуре. ISBN © А.В. Осипов, 2014 © Казанский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014 2
Стр.2
Оглавление Предисловие Глава 6. Стратегии фирм на базе технологических изменений и инноваций 6.1. Технологические изменения и инновации: ключевые понятия 6.2. Структура отраслевого рынка и ход технологических изменений 6.3. Типология инновационных стратегий бизнеса 4 5 5 9 18 6.4. Диффузия инноваций: детерминанты и подходы к моделированию 21 6.5. Патенты и стимулирование инноваций Вопросы для самопроверки Глава 7. Вертикальная интеграция и диверсификация как ядро стратегии 7.1. Вертикальная интеграция: типология и мотивация 7.2. Вертикальная интеграция: экономия издержек и неопределенность 7.3. Институциональные детерминанты вертикальной интеграции 7.4. Вертикальные ограничения и сетевые структуры 7.5. Диверсификация: классификация, причины и тенденции Вопросы для самопроверки Глава 8. Государственное регулирование отраслевых рынков 8.1. Необходимость и направления государственной отраслевой политики 8.2. Политика поддержки конкуренции и антимонопольное регулирование 8.3. Регулирование деятельности естественных монополий 8.4. Взаимодействие промышленной, технологической и инновационной политики государства Вопросы для самопроверки Список литературных источников 23 27 28 28 36 43 46 52 57 57 57 62 68 74 83 85 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Первостепенными задачами учебного курса «Теория отраслевых рынков», изложенного в данном пособии, выступают: демонстрация применения микро- и мезоэкономической аргументации для объяснения формирования и оценки эффективности различных рыночных структур; выработка навыков типологического анализа рынков и отраслей; знакомство с методологией и основными направлениями теоретических и эмпирических исследований в области функционирования отраслевых рынков. В настоящем учебном пособии использованы дидактические единицы, которые являются целесообразным минимумом для овладения студентами в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования. Использование пособия позволяет учащимся осуществлять самостоятельную подготовку, а также самоконтроль для определения глубины и прочности усвоения отдельных тем курса. Композиция глав наглядно показывает логику и последовательность принятия хозяйственных решений на отраслевом рынке. Предполагается, что студенты уже знакомы с базовыми экономико-математическими моделями. Для самопроверки предложено ответить на расположенные в конце каждой главы вопросы, передающие суть теоретических проблем. Пособие полезно для обучающихся в магистратуре и аспирантуре. Ранее в учебном пособии «Теория отраслевых рынков. Часть 1» автором был рассмотрен ряд ключевых тем: фирма в теории отраслевых рынков; отраслевой рынок: границы и детерминанты; отраслевая конкуренция и модели рыночных структур; ценовые стратегии фирмы на отраслевом рынке; неценовые стратегии: дифференциация продукции и реклама. Вторая часть пособия завершает обзор современных подходов к анализу функционирования отраслевых рынков в национальной экономике. Рекомендации по улучшению учебного пособия можно направлять автору по электронной почте (e-mail): osipov_av@bk.ru. 4
Стр.4
ГЛАВА 6. СТРАТЕГИИ ФИРМ НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ 6.1. Технологические изменения и инновации: ключевые понятия Проблематика технологических изменений и связанных с ними инноваций относится к числу приоритетных. Технологические изменения – процесс введения более высоких по качеству продуктов, технологий, методов производства, которые обусловливают устаревание существующих продуктов, производственных процессов, форм организации бизнеса. Технологические изменения оказывают существенное воздействие на формы организации производства, качество производимой продукции, уровень занятости, доходов и прибылей, что определяет конкурентные позиции компании. Значительное место занимает вопрос о характере влияния рыночных структур, форм организации бизнеса и его размеров на эффективность (результативность) исследований и разработок. Деятельность в области научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР) формирует стратегии бизнеса, которые относятся к неценовым. Эти стратегии могут приобретать разнообразные формы, включая оборонительную, имитирующую, наступательную и др. Также важен вопрос о диффузии инноваций, включая анализ разработанных с этой целью специальных моделей. К числу ведущих факторов, воздействующих на диффузию инноваций, относится патентная система, посредством которой изобретатель получает определенные имущественные права на новые знания, заключенные в изобретениях. Вплоть до 1950-х годов технологическим изменениям не уделялось серьезного внимания в экономической теории (в немарксистской литературе). Революционный прорыв в этой области совершен вначале Р. Солоу, а далее – Э. Денисоном (Denison E.F., 1985). Согласно результатам проведенных 5
Стр.5