Земельные ресурсы как специфический ресурс предприятий АПК . <...> Современный специалист должен уметь ориентироваться не только в экономике самого предприятия, но и определять влияние внешних и внутренних факторов на его развитие, поэтому целью изучения дисциплины является овладение системой понятий, закономерностей, взаимосвязей и показателей экономических процессов функционирования предприятий. <...> Очевидно, что «экономика предприятия» как наука должна изучать весь комплекс взаимоотношений между людьми на предприятии. <...> Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами. <...> Внешние факторы воздействия на деятельность предприятия подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия. <...> Здесь встречаются такие виды деятельности, как частные домашние хозяйства с наемным персоналом, экстерриториальные организации и органы. <...> Этим кодексом регулируется комплекс важнейших вопросов, связанных с определением прав и обязанностей наемных работников и нанимателей, включая такие важнейшие вопросы, как регламентация времени труда и отдыха, порядок найма и увольнения рабочей силы, гарантии в области уровня оплаты труда и различных компенсаций, особенности использования отдельных категорий рабочей силы и отдельных групп лиц (сокращение продолжительности рабочего дня, дополнительные оплачиваемые перерывы в течение рабочих смен, компенсации тяжелых и вредных условий труда и многое другое). <...> На практике финансовых ресурсов, образующихся в процессе создания фирмы путем денежных и материально-вещественных вкладов учредителей в уставный фонд, оказывается, как правило, недостаточно для осуществления производственной деятельности, и фирма вынуждена привлекать заемный капитал, т.е. прибегать к кредиту. <...> Для всех малых предприятий установлены следующие дополнительные льготы: в первый год эксплуатации они <...>
Экономика_организации_(предприятия)_.pdf
И.А. Мухина
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
(ПРЕДПРИЯТИЯ)
Учебное пособие
«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
«Налоги и налогообложение», «Мировая экономика»
Рекомендовано УМО по образованию в области финансов,
учета и мировой экономики в качестве учебного пособия
для студентов, обучающихся по специальностям
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2022
Стр.1
УДК 658(075.8)
ББК 65.29я73
М92
З а м. г л а в н о г о р е д а к т о р а д-р псих. н., проф., акад. РАО С.К. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и:
Г л а в н ы й р е д а к т о р д-р псих. н., проф., акад. РАО Д.И. Фельдштейн
д-р псих. н., проф., акад. РАО Ш.А. Амонашвили; д-р пед. н., член-корр. РАО
В.А. Болотов; д-р псих. н., проф., акад. РАО А.А. Деркач; д-р псих. н., проф.,
акад. РАО А.И. Донцов; д-р псих. н., проф., акад. РАО И.В. Дубровина;
д-р псих. н., проф. В.П. Зинченко; д-р филол. н., проф., акад. РАО
В.Г. Костомаров; д-р пед. н., проф., акад. РАО Н.Н. Малофеев;
д-р физ.-мат. н., проф., акад. РАО В.Л. Матросов; д-р пед. н., проф.,
акад. РАО Н.Д. Никандров; д-р псих. н., проф., акад. РАО В.В. Рубцов;
д-р пед. н., проф., акад. РАО М.В. Рыжаков; д-р ист. н., проф. Э.В. Сайко
М92
Мухина И.А.
Экономика организации (предприятия) : учебное пособие /
И.А. Мухина. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022.
— 320 с. — ISBN 978-5-9765-0684-8 . — Текст : электронный.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным
стандартом высшего профессионального образования. В пособии
рассматриваются теоретические и методические вопросы экономики
организации (предприятия), помогающие овладеть системой понятий,
закономерностей и показателей экономических процессов. В конце каждой
темы даны вопросы для повторения и самостоятельного изучения,
практикум по решению типовых задач.
Студентам экономических вузов и специальностей.
УДК 658(075.8)
ББК 65.29я73
ISBN 978-5-9765-0684-8
© Мухина И.А., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 5
1. Предприятие как основное звено экономики.
Понятие агропромышленного комплекса (АПК) ...................................... 6
1.1. Предмет, метод, цели и задачи курса .......................................................... 6
1.2. Предприятие как основное звено экономики ............................................ 7
1.3. Структура национальной экономики (сферы, секторы, комплексы,
отрасли) ...................................................................................................... 12
1.4. Понятие агропромышленного комплекса (АПК) .................................... 16
2. Предприятие в рыночной среде.
Инфраструктура предпринимательской деятельности .......................... 23
2.1. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде ....................... 23
2.2. Инфраструктура предпринимательской деятельности ........................... 26
2.3. Малое предпринимательство .................................................................... 36
2.4. Риски предприятия ..................................................................................... 40
3. Юридическое лицо. Типы предприятий .................................................... 50
3.1. Признаки предприятия. Юридическое лицо ........................................... 50
3.2. Типы предприятий ..................................................................................... 53
3.3. Особенности организационно-правовых форм ....................................... 54
4. Производственная и организационная структура предприятия ........... 70
4.1. Общая структура предприятия ................................................................. 70
4.2. Организация производственного процесса. Типы производства .......... 71
4.3. Формы организации производства .............................................................. 73
4.4. Управление предприятием ........................................................................ 75
5. Уставный капитал и имущество предприятий. Капитал как основа
ресурсов предприятия ................................................................................... 87
5.1. Уставный капитал, уставный фонд ........................................................... 87
5.2. Имущество предприятия ........................................................................... 89
5.3. Капитал и ресурсы предприятия ............................................................... 90
5.4. Механизмы привлечения ресурсов: аренда, лизинг, франчайзинг ........ 92
6. Формирование и оценка ресурсов предприятия. Эффективность
использования ресурсов .............................................................................. 102
6.1. Основные фонды, их определение, оценка
и переоценка. Эффективность использования основных фондов ...... 102
3
Стр.3
6.2. Оборотные средства, их состав, классификация, оборачиваемость .........110
6.3. Земельные ресурсы как специфический ресурс предприятий АПК .........115
7. Персонал организации. Производительность и оплата труда ............. 130
7.1. Трудовые ресурсы предприятия, состав персонала предприятия ....... 130
7.2. Производительность труда, способы оценки
производительности труда ...................................................................... 137
7.3. Формы и системы оплаты труда ............................................................. 143
7.4. Управление персоналом. Организация труда ........................................ 151
8. Планирование деятельности организации (предприятия) ................... 164
8.1. Сущность и типы стратегий предприятий ............................................. 164
8.2. Виды планов, их характеристика ............................................................ 170
8.3. Бизнес-план, его назначение. Основные разделы ................................. 173
8.4. Маркетинговая деятельность .................................................................. 178
8.5. Ценовая политика ..................................................................................... 182
9. Производственная программа, производственная мощность .............. 195
9.1. Производственная мощность .................................................................. 195
9.2. Показатели выпуска продукции .............................................................. 197
9.3. Разработка и выполнение производственной программы .................... 208
10. Повышение конкурентоспособности предприятия .............................. 219
10.1. Конкурентоспособность предприятия ................................................ 219
10.2. Качество продукции. Показатели качества ......................................... 224
10.3. Инновационная и инвестиционная политика ..................................... 231
11. Оценка эффективности деятельности предприятия ............................ 248
11.1. Издержки организации. Себестоимость продукции ........................... 248
11.2. Эффективность производства ............................................................... 252
11.3. Финансовые результаты деятельности предприятия .......................... 255
12. Финансовое состояние и оценка стоимости предприятия ................... 269
12.1. Финансовое планирование .................................................................... 269
12.2. Оценка финансового состояния ............................................................ 272
12.3. Безубыточность работы предприятия .................................................. 276
12.4. Оценка стоимости предприятия ........................................................... 278
Библиография ....................................................................................................... 293
Приложения ......................................................................................................... 296
Стр.4