ISBN 978-5-9765-1183-5 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-9770-0655-2 (НОУ ВПО «МПСИ») В учебном пособии в сжатом четко структурированном виде изложены основные проблемы современной микроэкономики как составной части курса экономической теории. <...> Экзаменационные ответы составлены в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. <...> Этапы развития микроэкономики как раздела экономической теории . <...> Перекрестная эластичность Эластичность спроса и изменение совокупной выручки . <...> Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах . <...> Максимизация прибыли и минимизация убытков фирмы в условиях совершенной конкуренции . <...> Отраслевое равновесие в условиях совершенной конкуренции . <...> Равновесие и условие максимизации прибыли на рынке капитала . <...> Экономическая эффективность в обмене (Парето-оптимальное распределение благ) . <...> Другими словами, микроэкономика – это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных агентов. <...> Основы современной микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер <...> Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. <...> Экзаменационные ответы по микроэкономике составлены в соответствии с ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» и «Бизнес-информатика». <...> Вторая особенность микроэкономики – ее опора на исходное предположение о рациональности действий экономических субъектов, т.е. субъект определяет, с одной стороны, выгоды своих действий, а с другой стороны, затраты и сопоставляет их друг с другом (принцип экономического рационализма). <...> Третья особенность микроэкономики связана с 2 Хорошун К. Н. <...> Современная микроэкономика изучает, каким образом решаются данные вопросы. <...> Первый представитель Альфред Маршалл Математическая школа – Уильям Стенли Джевонс, Леон Вальрас, Вильфредо <...>
Микроэкономика_100_экзаменационных_ответов_(1).pdf
УДК 330.101.542(075.8)
ББК 65.012.1я73
И23
Р е ц е н з е н т ы:
д-р экон. наук, проф. В.З. Баликоев;
д-р экон. наук, проф., Заслуженный деятель науки РФ П.В. Шеметов
Ивасенко А.Г.
И23
Микроэкономика : 100 экзаменационных ответов : учеб.
пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – 3-е изд., стер. –
Москва : ФЛИНТА, 2024. – 232 с. – ISBN 978-5-9765-1183-5. –
Текст : электронный.
В учебном пособии в сжатом четко структурированном виде изложены основные
проблемы современной микроэкономики как составной части курса экономической
теории. Экзаменационные ответы составлены в соответствии с требованиями Федеральных
государственных образовательных стандартов высшего профессионального
образования. Анализируются наиболее известные микроэкономические концепции:
теория рыночного равновесия, теория потребительского поведения в статике и в динамике,
теория производства, издержки производства и доход фирмы, поведение фирмы
на рынках совершенной и несовершенной конкуренции, особенности рынков факторов
производства, государственное регулирование экономики на микроуровне. Особенность
книги – максимальная конспективность и конкретность изложения учебного
материала. Цель учебного пособия – помочь студентам систематизировать учебный
материал при подготовке к экзаменам.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям
подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Государственное и
муниципальное управление» и «Бизнес-информатика» и другим экономическим направлениям
и профилям подготовки бакалавров, а также практических работников,
интересующихся проблемами экономической теории на микроуровне.
УДК 330.101.542(075.8)
ББК 65.012.1я73
ISBN 978-5-9765-1183-5
© Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................... 7
1. Экономическая теория как наука и ее структура. Предмет, объект
и отличительные черты микроэкономики ..................................................... 11
2. Этапы развития микроэкономики как раздела экономической теории ....... 13
3. Функции микроэкономики как науки ............................................................. 14
4. Методы анализа в микроэкономике ................................................................ 15
5. Рынок как экономическая форма организации товарного хозяйства .......... 17
6. Конкуренция, ее виды и экономическая роль ...............................................19
7. Теория рыночных структур: модели структур рынка ...................................21
8. Товар: экономическая сущность и свойства..................................................23
9. Спрос и его детерминанты, закон спроса ......................................................25
10. Предложение и факторы его изменения, закон предложения .....................28
11. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие .................30
12. Влияние изменения спроса и предложения на равновесную цену ............. 31
13. Выигрыш потребителя и производителя и общественная выгода .............. 34
14. Государственное регулирование рынка: контроль над ценами,
налоги и субсидии ............................................................................................ 35
15. Паутинообразная модель рыночного равновесия ......................................... 38
16. Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность ................39
17. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность
Эластичность спроса и изменение совокупной выручки ..............................42
18. Эластичность предложения по цене, ее формы ............................................ 45
19. Теория поведения потребителя: кардиналистская концепция
полезности. Законы Госсена ........................................................................... 47
20. Ординалистская теория полезности. Кривые безразличия .......................... 50
21. Бюджетные линии. Оптимум потребителя в ординалистской теории ........ 53
22. Выбор потребителя при изменении дохода: кривая «доход-потребление».
Кривые Энгеля ................................................................................................. 56
23. Выбор потребителя при изменении цены. Кривая «цена-потребление»
и индивидуальный спрос ................................................................................. 58
24. Эффект дохода и эффект замены .................................................................... 61
25. Парадокс Гиффена ........................................................................................... 62
26. Предприятие в экономике: сущность и виды ................................................ 64
27. Факторы производства: марксистский и маржиналистский подходы ........ 66
28. Производственная функция (общий случай) ................................................. 68
29. Производство в краткосрочном периоде, его характеристики..................... 69
30. Производственная функция в долгосрочном периоде .................................. 72
31. Графическое представление производственной функции (изокванты) ........ 74
32. Равновесие производителя. Изокоста ............................................................ 76
3
Стр.3
33. Эффект масштаба. Теорема Викселя-Джонсона ........................................... 79
34. Издержки производства: бухгалтерский и экономический подходы
к определению .................................................................................................. 80
35. Издержки производства в краткосрочном периоде ....................................... 83
36. Общие, средние и предельные величины издержек
в долгосрочном периоде .................................................................................. 86
37. Валовой, средний, предельный доход и прибыль предприятия .................. 88
38. Максимизация прибыли на различных типах рынков .................................. 91
39. Модель рынка совершенной конкуренции .................................................... 93
40. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном
периодах ............................................................................................................ 95
41. Максимизация прибыли и минимизация убытков фирмы в условиях
совершенной конкуренции .............................................................................. 97
42. Отраслевое равновесие в условиях совершенной конкуренции ............... 100
43. Модель рынка чистой монополии. Взаимосвязь цены, предельного
дохода и эластичности спроса ...................................................................... 101
44. Максимизация прибыли фирмы-монополиста в краткосрочном
периоде ............................................................................................................ 104
45. Условия максимизации прибыли монополиста в долгосрочном
периоде ............................................................................................................ 106
46. Естественные монополии: особенности ценового регулирования ........... 107
47. Ценовая дискриминация: сущность и виды ..................................................109
48. Формы ценовой дискриминации ...................................................................111
49. Факторы и показатели монопольной власти ............................................... 113
50. Потери общества, возникающие вследствие монополизации
производства ................................................................................................... 115
51. Государственное регулирование монополий ............................................... 117
52. Олигополистическая структура рынка: сущность и отличительные
признаки .......................................................................................................... 119
53. Модель количественной олигополии Курно .....................................................121
54. Ценовая модель Бертрана .............................................................................. 124
55. Модель олигополии со сговором (картель) ...................................................126
56. Монополистическая конкуренция: основные черты ....................................128
57. Условия равновесия на рынке монополистической конкуренции ............. 130
58. Отраслевые барьеры входа и выхода ........................................................... 132
59. Спрос и предложение на рынке факторов производства ........................... 134
60. Равновесие и максимизация прибыли фирмы на рынке факторов
производства ................................................................................................... 136
61. Отличительные особенности рынка труда .................................................. 138
62. Рабочая сила как товар: проблемы определения стоимости ...................... 140
63. Индивидуальное предложение труда ........................................................... 142
64. Отраслевой спрос на рынке труда ................................................................ 144
4
Стр.4
65. Рыночный спрос на труд ............................................................................... 146
66. Равновесие на совершенно конкурентном рынке труда ..............................147
67. Несовершенная конкуренция на рынке труда ............................................. 149
68. Модель стимулирования профсоюзами спроса на труд ............................. 152
69. Модель сокращения профсоюзами предложения труда ............................. 153
70. Модель прямого воздействия профсоюза на зарплату ............................... 154
71. Капитал как фактор производства и общественные отношения.
Рынок капитала, его структура ..................................................................... 155
72. Формы производственного капитала предприятия ..................................... 158
73. Источники образования и специфика движения ссудного капитала ........ 160
74. Формы ссудного процента ............................................................................ 161
75. Спрос и предложение на рынке капитала .................................................... 162
76. Равновесие и условие максимизации прибыли на рынке капитала .......... 164
77. Инвестиции, их виды, окупаемость на рынке капитала ..............................165
78. Дисконтирование и правила принятия инвестиционных решений ........... 167
79. Особенности земли как фактора производства ........................................... 169
80. Спрос, предложение и равновесие на рынке земли .....................................171
81. Земельная рента, ее формы ........................................................................... 173
82. Ценообразование на рынке земли ..................................................................175
83. Предпринимательские способности как фактор производства,
предпринимательская прибыль ......................................................................177
84. Теория общего равновесия, по Л. Вальрасу ..................................................178
85. Общее экономическое равновесие, по Маршаллу .......................................180
86. Экономика общественного благосостояния ................................................ 182
87. Экономическая эффективность и социальная справедливость ................. 184
88. Функции общественного благосостояния (Бентама, Нэша, Роулза,
Ницше). Оптимум Парето ............................................................................. 186
89. Эффективность в производстве (Парето-оптимальное распределение
ресурсов). Коробка Эджуорта ....................................................................... 188
90. Экономическая эффективность в обмене (Парето-оптимальное
распределение благ) ....................................................................................... 191
91. Совместная Парето-эфффективность в производстве и обмене ............... 193
92. Кривые производственных и потребительских возможностей ................. 195
93. Несостоятельность (провалы) рынка. Проблема внешних эффектов ....... 198
94. Внешние эффекты и их регулирование. Налог и субсидия Пигу .............. 202
95. Распределение и перераспределение доходов: кривая Лоренца,
коэффициент Джини ...................................................................................... 205
96. Трансакционные и трансформационные издержки. Теорема
Коуза-Стиглера ............................................................................................... 207
97. Экономическая природа общественных благ и особенности
формирования спроса на них ........................................................................ 210
98. Проблема «безбилетника» ............................................................................. 211
5
Стр.5
99. «Провалы» государства в процессе перераспределения ресурсов.
Поиск ренты ................................................................................................... 214
100. Рынки с ассиметричной информацией. Эффекты ассиметрии
(негативный отбор и риск недобросовестности). Сигналы рынка .................. 218
Заключение ........................................................................................................... 223
Литература ............................................................................................................ 226
Стр.6