Концепция изложения теоретического и практического материала связана с необходимостью формирования у выпускников направления «Реклама и связи с общественностью» навыков по созданию и презентации креативного продукта и призвана сформировать у обучающегося представление о креативных подходах в любом виде деятельности, а также привить навыки самостоятельной деятельности в сфере генерации идей и смыслотворчества. <...> Креатив как научная проблема современного общества . <...> «Синтетические» методы активизации поиска идей и создания новых значимых форматов: мозговая атака и синектический штурм . <...> Гуманитарные реалии XXI века и организация креативной среды . <...> Теория креативных городов и муниципальные функции организации креативной среды . <...> 370 4 Введение Что такое «креатив», отличается ли это понятие от привычного нам термина «творчество», можно ли говорить о креативной деятельности как о доступной практически каждому человеку, резонно ли считать современную экономику креативной, почему в одном городе живут креативные люди, а в другом нет, и от чего это зависит? <...> Креатив в XXI веке становится интернациональной территорией прогресса, где бы эта территория ни находилась – в определенной ли сфере деятельности или профессии, в конкретной ли корпорации, в том или ином городе, на известной всему миру улице или даже в маленьком богемном кафе. <...> Кроме того, параметры окружающей человека среды являются важнейшим фактором развития его креативных способностей, поэтому практически все западные научные школы обращаются к понятиям «креативная среда», «креативное место», «креативный город». <...> 5 Введение Определяющим фактором в ситуации общего возрастания роли личности в современном социально-экономическом пространстве является проблематика управления собственной креативностью. <...> И в целом курс построен с учетом максимального привлечения обучающегося к креативным практикам (как в контексте интерактивного компонента <...>
Теория_и_практика_креативной_деятельности.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Рекомендовано ФГОУ ВПО «Государственный университет
управления» в качестве учебного пособия для
студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью»,
11.10.2012
Красноярск
СФУ
2012
Стр.2
УДК 659(07)
ББК 76.006.5я73
К238
Рецензент:
доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой межкультурной коммуникации и перевода
Волгоградского педагогического университета О. А. Леонтович
К 238 Теория и практика креативной деятельности : учеб.
пособие / О. А. Карлова, Е. А. Ноздренко, И. А. Пантелеева,
И. А. Карлов. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012. – 372 с.
ISBN 978-5-7638-2644-9
Предназначено для изучения будущими специалистами в области
профессиональной деятельности возможных форматов, развивающих
способность человека создавать новые значимые формы и
идеи, соответствующие социокультурно-компетентному обществу
с высоким уровнем эффективности. Концепция изложения теоретического
и практического материала связана с необходимостью
формирования у выпускников направления «Реклама и связи с общественностью»
навыков по созданию и презентации креативного
продукта и призвана сформировать у обучающегося представление
о креативных подходах в любом виде деятельности, а также привить
навыки самостоятельной деятельности в сфере генерации идей и
смыслотворчества.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
031600 «Реклама и связи с общественностью».
УДК 659(07)
ББК 76.006.5я73
ISBN 978-5-7638-2644-9
© Сибирский федеральный
университет, 2012
Стр.3
Оглавление
Введение .................................................................................................................5
1. Креатив как научная проблема современного общества .......................7
1.1. Креатив как новая реалия современности ..........................................7
1.2. Язык смыслообразования: слово, метафора, наглядный образ.
Объект-модель формирования социальных смыслов: архетипы,
мифологемы, этносоциальные мифологии ..................................20
1.3. Субъект-модель формирования смыслов: личностное освоение,
изобретение и творение смыслов ...................................................37
1.4. Художественное творчество, научно-технические и социальные
инновации: общее и особенное ...................................................56
1.5. Субъекты креативного процесса. Сети неформальной коммуникации
в современной городской среде и социальные сети
«интересного» .............................................................................................78
2. Формирование креативного мышления ................................................116
2.1. Основные подходы к формированию креативного мышления
...................................................................................................116
2.2. Креативные способности современного человека ........................134
2.3. Креативность как «вопрошающий» и «диалогический»
стиль мышления .......................................................................................153
2.4. Аналитические методы «выпаривания» идей: фокус-группа
как инструмент поиска и отбора ............................................................ 162
2.5. «Синтетические» методы активизации поиска идей и создания
новых значимых форматов: мозговая атака и синектический
штурм ................................................................................................ 181
2.6. Моделирование как креативная способность ................................196
3. Гуманитарные реалии XXI века и организация креативной
среды ..................................................................................................................219
3.1. Человек эпохи постмодерна в глобальном мире: ценности и
мотивации. Креативные профессии: элементы творческого образа
жизни ................................................................................................. 219
3.2. Креатив как системный фактор экономики XXI века и новые
параметры современного рынка труда ...........................................236
3.3. Инвестиции в креативность: опыт корпоративной политики
в управлении креативностью ............................................................252
Стр.4
3.4. Креатив как новый подход к пониманию культуры и культурные
стратегии современного общества ...........................................281
3.5. Теория креативных городов и муниципальные функции организации
креативной среды ..................................................................296
3.6. Креативная личность: управление собственной креативностью
....................................................................................................... 314
Заключение .......................................................................................................369
Ответы на тестовые задания в контрольно-измерительных материалах
.................................................................................................................370
4
Стр.5