ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОТА C ЭЛЕКТРОННЫМИ
НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ
Учебно-методическое пособие
Составитель
И.В. Протасова
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
Одной из задач провизора является поиск данных, необходимых для
осуществления профессиональной деятельности, то есть поиск информации,
касающейся производства, анализа, распространения, хранения и
применения лекарственных средств. Важное значение при этом имеют
оперативность поиска и умение анализировать и обобщать полученные
данные.
Традиционная работа с информационными источниками продолжает
играть большую роль в получении необходимых нормативных документов.
Однако, когда необходимо осуществить оперативный поиск и анализ данных
с привлечением больших объемов источников, электронные базы данных
становятся незаменимы. Вычислительная техника берет на себя выполнение
рутинных операций, позволяя пользователю сосредоточиться на
результатах поиска. Использование ключевых слов и логических операторов
позволяет находить данные в очень сложных ситуациях. При этом необходимо
учесть, что вместе с интенсивным развитием Интернета, определенная
информация становится доступной только в электронном виде. Поэтому
работа с электронными базами данных рассматривается как неотъемлемая
часть профессиональной деятельности провизора.
В настоящее время все большее распространение получают базы
данных нормативной документации в области медицины и фармацевтики в
электронном виде. Они чаще всего обслуживаются платно. Однако с развитием
и внедрением в нашу жизнь сети Интернет, появилась возможность
получить нормативную документацию из достоверных источников бесплатно
с официальных сайтов министерств и ведомств.
В представленном методическом пособии рассматривается работа с
базами нормативной документации двух видов. Первая часть пособия посвящена
получению и анализу документов в Справочной правовой системе
КонсультантПлюс. Вторая часть включает анализ Интернет-ресурсов нормативной
медицинской и фармацевтической документации.
Каждый раздел содержит обучающие задания для закрепления изложенного
материала.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов
5 курса дневного и вечернего отделений, специализирующихся по направлению
«Фармация», для углубления знаний и расширения навыков работы
с электронными базами данных нормативных документов в курсе «Фармацевтическая
информация».
3
Стр.3
ческие аспекты работы медицинских и фармацевтических учреждений и
организаций.
Нормативные акты поступают в систему по договорам о прямом информационном
обмене с органами власти и управления, в числе которых:
• Администрация Президента,
• Правительство,
• Государственная Дума,
• Минздрав,
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и др.
Подборка консультационных материалов формируется по наиболее актуальным
проблемам законодательства в области медицины и фармацевтики,
а также по конкретным вопросам пользователей. Специалисты государственных
органов и эксперты аудиторских фирм дают необходимые разъяснения
по решению практических вопросов бухгалтерского учета, налогообложения
и ценообразования, импорта лекарственных средств и работы с
наркотическими препаратами.
Карточка поиска ИБ «Медицина и фармацевтика» в целом совпадает
с Карточкой поиска раздела «Законодательство», но имеются два отличия.
Карточка поиска ИБ «Медицина и фармацевтика» содержит поле
«Предметный классификатор», словарь которого основан на специальном
тематическом классификаторе, разработанном специально для данного ИБ,
и поле «Ключевые слова». Это позволяет вести тематический поиск документов
с учетом специфики содержания ИБ «Медицина и фармацевтика».
ИБ «Медицина и фармацевтика» адресован специалистам организаций,
ведущих деятельность в сфере медицины, здравоохранения и фармацевтики.
Общее количество документов превышает 31000, среднемесячное
поступление новых документов – 120–160, периодичность обновления информации
– ежедневно.
9. Раздел «Технические нормы и правила» состоит из ИБ, включающего
полную техническую информацию по основным отраслям, связанным
со строительством, градостроительством и архитектурой, в том числе
ГОСТы, СНиПы и т. д.
6
Стр.6
НАЧАЛО РАБОТЫ С СИСТЕМОЙ КОНСУЛЬТАНТПЛЮС
Сведения и навыки, которые должны получить обучающиеся
1. Запуск системы. Ярлык КонсультантПлюс.
2. Основные поисковые задачи, решаемые с помощью СПС КонсультантПлюс:
· поиск документа, если известны его реквизиты;
· поиск документа по приблизительным сведениям, в том числе по контексту;
·
составление подборки документов;
· поиск информации по конкретному правовому вопросу;
· поиск справочной информации;
· ознакомление с обзорами правовой информации и новостями законодательства.
3.
Описание Стартового окна, возможные варианты входа в систему в зависимости
от решаемой пользователем задачи. Быстрый поиск кодексов.
Компьютерная справочная правовая система (СПС) – это программный
комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные
инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом
информации (производить поиск конкретных документов или их
фрагментов, выводить их на печать и т. д.).
Работа в СПС КонсультантПлюс делится на несколько этапов:
1) поиск необходимых документов;
2) изучение полученного списка документов, его анализ с целью нахождения
ответа на интересующий вопрос;
3) сохранение результатов работы.
Первый и основной этап работы с СПС состоит в поиске документа
или документов, которые содержат необходимую пользователю информацию.
От того, насколько грамотно выполнен этот этап, зависит эффективность
главной поставленной перед пользователем задачи. В системе КонсультантПлюс
поисковые задачи можно решать различными способами:
· поиск документа по его реквизитам;
· поиск документа по приблизительным сведениям или контексту;
· составление подборки документов;
· поиск информации по конкретному правовому вопросу;
· поиск справочной информации;
· ознакомление с обзором правовой информации и новостями законодательства.
Поиск
документов в каждой из описанных ситуаций можно осуществлять
несколькими способами. Стартовое окно позволяет оптимизировать
начало такой работы (рис. 1.1).
Для поиска информации по конкретному правовому вопросу в СПС
КонсультантПлюс, как правило, применяется Правовой навигатор, пере7
Стр.7
ход к которому из Стартового окна (рис. 1.1) осуществляется по ссылке
«Поиск по Правовому навигатору». При этом помимо нормативных документов
будут найдены разъяснения и судебные решения, что является
важным в ситуации, когда пользователь впервые столкнулся с проблемой и
ему необходимо войти в курс дела.
Для поиска часто используемой информации справочного характера
можно в Стартовом окне использовать ссылку «Справочная информация».
В результате осуществляется быстрый переход в систематизированный по
разделам список, содержащий различные виды справочной информации.
Для изучения новостей или обзоров законодательства можно в Стартовом
окне использовать ссылку «Обзоры». Благодаря таким обзорам специалисты
не пропустят важные изменения в законодательстве и сэкономят
время при знакомстве с нововведениями.
Рис. 1.1. Стартовое окно СПС КонсультантПлюс
По ссылке «Пресса и книги» возможен быстрый поиск публикаций в
бухгалтерских и юридических изданиях.
Ссылка «Новые документы» позволяет открыть списки документов,
включенных в систему с последним пополнением. Можно выбрать один из
4 списков: последнее пополнение, за последнюю неделю, за последние две
недели, за последний месяц.
Поиск конкретных документов или подборок документов осуществляется
путем составления соответствующего запроса в Карточке поиска. Чтобы
в нее войти, надо щелкнуть мышью по названию одного из разделов.
8
Стр.8