& ! ! # ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ Главная цель издания учебно-методического комплекса помочь студентам в изучении дисциплины «Специальная педагогика и коррекционная психология» и подготовке к текущему зачету и экзамену. <...> На разных факультетах, в зависимости от получаемой специальности, название данного курса может варьироваться, например «Коррекционная педагогика и специальная психология», «Специальная (коррекционная) педагогика», «Основы специальной педагогики и психологии», «Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии» и т.д. <...> Раздел «Учебная программа курса» начинается с извлечения из Госстандарта ГОС ВПО специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» и 031800 «Логопедия» дисциплины «Специальная педагогика и коррекционная психология», в котором обозначено основное содержание данного курса. <...> Канд. пед. наук, доц. кафеды педагогики и психологии начального образования (ПиПНО) Татьяна Геннадьевна Неретина 5 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ» Извлечение из Госстандарта ГОС ВПО специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» и 031800 «Логопедия» дисциплины «Специальная педагогика и коррекционная психология» Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. <...> Будущие учителя должны получить представления о социальном значении специальной педагогики, ее месте и функциях в человеческом обществе, об основных особенностях составляющих ее разделов (олигофренопедагогика, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика), об основных категориях аномальных детей, о специфике их обучения и воспитания, об основных типах учреждений для детей с отклонениями в развитии. <...> Психолого-педагогическая характеристика и социализация лиц с расстройством психики. <...> Специальная педагогика <...>
Специальная_педагогика_и_коррекционная_психология_(1).pdf
ֈ ճ փ؇ؘ؇ؠؐؕ
ո րքֆֆյր֒ոքփփհ
օևո֑քցքճո
ևօյ֒ոհց֘փհ
օյմհճքճորհ
։إ؇ؕؖ ؔ؇ؠؖ؆ؐإ؇ؙؒؐؑ ؒؖؔؗؓ؇ؙؒ
4 е издание стереотипное
ȂđĈĆĢĐĕĩĠĢćĘ ũȈȁȂȃȐŲŰ
! 9
ȆĘĠĔćĆ
Стр.1
-
ȃ$#
ȃĐȳĐĢēĖĆ Ȑ ų
ĂęĐĤēĆĕĩĖĆƅ ęĐĈĆĉĘĉēĔĆ ē ĔĘȳȳĐĔĤēĘĖĖĆƅ ęĠēĥĘĕĘĉēƅ
[Электронный ресурс]) ġƃĐą ėĐĢĘĈ ĔĘėęĕĐĔĠ Ȑ ų ȃĐȳĐĢēĖĆ
Ÿ 4 ؇ ؐ؉؆ ؙؠ؇ؘ ŷ Ȇ ) ȈȁȂȃȐŲ ! 9 Ÿ "&% Ġ
DT7I (&' $ (&%$ !&
Ƙ ġƃĐąĖĘ ėĐĢĘĈēƃĐĠĔĘė ĔĘėęĕĐĔĠĐ ȳĆĠĔȳĨĢĨ ĘĠĖĘćĖĨĐ ćĘęȳĘĠы
ĠęĐĤēĆĕĩĖĘĒ ęĐĈĆĉĘĉēĔē ē ęĠēĥĘĕĘĉēē
ȄĠĘąĘĐ ćĖēėĆĖēĐ ġĈĐĕĐĖĘ ĘĕēĉĘģȳĐĖĘęĐĈĆĉĘĉēĔĐ ē ĘĠĖĘćĆė ĔĘȳȳĐĔĤēĘ
ĖĖĘĒ ȳĆąĘĢĨ Ġ ĈĐĢĩėē ēėĐȷħēėē ĢȳġĈĖĘĠĢē ć ĘąġƃĐĖēē ũĢȳġĈĖĨĐŰ ĈĐĢē ĈĐĢē ĉȳ
ġęęĨ ȳēĠĔĆ ĈĐĢē Ġ đĆĈĐȳŠĔĘĒ ęĠēĥēƃĐĠĔĘĉĘ ȳĆđć
-
DT7I (&' $ (&%$ !&
Ĺ ȂđĈĆĢĐĕĩĠĢćĘ ũȈȁȂȃȐŲŰ
! #
!
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
к учебно-методическому комплексу .................................. 3
Учебная программа курса «Специальная педагогика
с основами коррекционной психологии» .......................... 6
Теоретический материал курса ....................................... 19
1. Введение в специальную педагогику ........................ 20
2. Причины нарушений развития ................................. 27
3. Понятие нормы в развитии человека ........................ 30
4. Основные этапы развития учения о людях
с ограниченными возможностями ............................. 35
5. Актуальные вопросы олигофренопедагогики ............. 44
6. Клинико-психологические аспекты проблемы
умственной отсталости ............................................ 60
7. Дети с задержкой психического развития ................. 81
8. Нарушения деятельности психической сферы ............ 91
9. Детский аутизм .................................................... 107
10. Дети с нарушениями
опорно-двигательного аппарата .............................. 117
11. Дети с нарушениями зрения ................................... 129
12. Дети с нарушениями слуха .................................... 136
13. Дети с нарушениями речи ...................................... 144
373
Стр.373
14. Нарушения сексуальной сферы
у детей и взрослых ............................................... 149
15. Психолого-медико-педагогическая комиссия ............ 154
16. Система социальной реабилитации детей
с ограниченными возможностями ............................ 158
17. О специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
18-ãî видов ....................................................... 163
18. Теоретические аспекты
коррекционно-развивающего обучения .................... 181
19. Сущность и содержание коррекционной работы ....... 189
20. Технологии арттерапии ......................................... 199
21. Особенности семейного воспитания детей
с проблемами в развитии ....................................... 234
22. Лечебно-педагогические методы коррекции .............. 250
23. Коррекционная работа с «трудными детьми»
и детьми «ãðóïïû ðèñêà» ....................................... 259
24. Диагностика задержки психического развития
у дошкольников .................................................... 281
25. Диагностика умственной отсталости
(îëèãîôðåíèè) ..................................................... 293
26. Концепция социально-правовой защиты детства
в России .............................................................. 300
27. Заключение, или Обращение ко всем, кто думает
о жизни ............................................................. 316
Темы для самостоятельного изучения ............................ 320
План практических занятий по курсу ............................ 325
Контрольные вопросы и задания по курсу ..................... 330
374
Стр.374
Аттестационные педагогические
измерительные материалы по курсу .............................. 338
Глоссарий ................................................................... 350
Рекомендуемая литература ........................................... 363
375
Стр.375