О.И. Федотов ОСНОВЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РУССКОГО СТИХА Книга 2 Строфика 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 820/83.0 ББК 83.3 Ф34 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, проф. <...> Понятие строфы и ее типология 5 Г лава 1 ПОНЯТИЕ СТРОФЫ И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ Горизонтально-вертикальное развертывание стихотворного текста осуществляется двумя противоположными способами: 1) либо речевой поток членится на более или менее соизмеримые группы стихов, 2)либо идет сплошняком, сохраняя естественную целостность со свободным, неупорядоченным чередованием строк. <...> Ритмическое движение строфического стиха можно сравнить с марширующими на параде одинаковыми колоннами, астрофический стих напоминает, скорее, непрерывное спонтанное шествие группирующихся в произвольные ассоциации демонстрантов. <...> Сам термин «строфа» греческого происхождения: strophe кружение, поворот (свою внутреннюю форму термин «строфа» сохранил в польском языке zwrotka) так древние эллины называли порцию стихотворного текста, которую успевал пропеть хор трагедии или комедии, завершив один круг по орхестре; двигаясь по тому же кругу в обратном направлении, хор исполнял антистрофу; в совокупности они составляли систему. <...> Вопрос «где и когда впервые прозвучала строфа?» не имеет однозначного ответа. <...> В античной метрике строфа представляла собой комбинацию особым образом организованных стихов. <...> Иванова) В новое время, после крестовых походов (IХХI вв.), Западная Европа познакомилась с рифмой, до этого эпизодически самопроизвольно появлявшейся в речевых жанрах фольклора и более или менее регулярно в христианской лирике раннего средневековья (в так называемом леонинском стихе), и она стала, как и у арабов, совершенным инструментом необыкновенного разнообразия строфических форм в рыцарской лирике. <...> В дальнейшем сознательный отказ от рифмы воспринимается уже как минус-прием (Ю.М.Лотман), благодаря чему роль релевантного <...>
Основы_русского_стихосложения._Теория_и_история_русского_стиха._В_2_кн._Кн._2._Строфика.pdf
УДК 820/83.0
ББК 83.3
Ф34
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, проф. С.И. Кормилов;
каф. рус. и зарубеж. лит. Ставропольского гос. ун-та
Федотов О.И.
Ф34
Основы русского стихосложения. Теория и история
русского стиха : в 2-х кн. Кн. 2 : Строфика / Федотов О.И.
— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 486 с. —
ISBN 978-5-89349-365-8. — Текст : электронный.
Книга состоит из двух частей: первой, раскрывающей
специфику стихотворной речи, ее релевантные признаки и
коренные отличия от речи нестихотворной; и второй, посвященной
метрике и ритмике, в которой выявляются и описываются
фольклорные и литературные корни русской стиховой
культуры, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая система
стихосложения, верлибр и литературная стихопроза.
Пособие адресовано студентам и аспирантам филологических
факультетов, учителям и учащимся педагогических училищ, лицеев
и школ с гуманитарным уклоном, а также самому широкому
кругу любителей поэзии.
УДК 820/83.0
ББК 83.3
ISBN 978-5-89349-365-8
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
Литература по темам
483
Содержание
Часть III. ÑÒÐÎÔÈÊÀ............................................................. 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ СТРОФЫ И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ ............................ 4
Глава 2. МОНОСТИХ ............................................................................. 19
Глава 3. ДИСТИХ (ÄÂÓÑÒÈØÈÅ) ...................................................... 25
3.1. Элегический дистих .................................................................... 25
3.2. Газелла ......................................................................................... 40
3.3. Силлабическое двоестрочие ...................................................... 45
3.4. Александрийский стих ............................................................... 46
Глава 4. ТЕРЦЕТ (ÒÐÅÕÑÒÈØÈÅ) ..................................................... 65
4.1. Ритурнель .................................................................................... 74
4.2. Терцины ....................................................................................... 81
Глава 5. КАТРЕН (×ÅÒÂÅÐÎÑÒÈØÈÅ) ............................................. 127
5.1. Рубаи и их дериваты .................................................................. 158
5.2. Пантум ........................................................................................ 164
5.3 Рондо ........................................................................................... 166
Глава 6. ПЯТИСТИШИЕ ...................................................................... 167
Глава 7. ШЕСТИСТИШИЕ .................................................................. 178
7.1. Секстины .................................................................................... 202
Глава 8. СЕМИСТИШИЕ ..................................................................... 212
8.1. Бородинское семистишие ......................................................... 212
Глава 9. ВОСЬМИСТИШИЕ ................................................................ 220
9.1. Сицилиана .................................................................................. 224
9.2. Октава ......................................................................................... 225
9.3. Триолет ....................................................................................... 249
9.4. Балладное восьмистишие .......................................................... 255
Глава 10. ДЕВЯТИСТИШИЕ ............................................................... 269
10.1. Спенсерова строфа .................................................................... 269
10.2. Нона ............................................................................................ 272
Стр.483