О.И. Федотов ОСНОВЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РУССКОГО СТИХА Книга 1 Метрика и ритмика 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 820/83.0 ББК 83.3 Ф34 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, проф. <...> Теория и история русского стиха : в 2-х кн. <...> ISBN 978-5-89349-311-5 Книга состоит из двух частей: первой, раскрывающей специфику стихотворной речи, ее релевантные признаки и коренные отличия от речи нестихотворной; и второй, посвященной метрике и ритмике, в которой выявляются и описываются фольклорные и литературные корни русской стиховой культуры, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая система стихосложения, верлибр и литературная стихопроза. <...> Русское стихосложение»), А.А.Илюшина («Русское стихосложение»), П.А.Руднева («Введение в науку о русском стихе»), Е.Г.Эткинда («Разговор о стихах», «Материя стиха»), к сожалению, или труднодоступны, или затрагивают лишь отдельные проблемы стиховедения. <...> Данная книга представляет собой историко-типологический очерк одной из самых совершенных и богатых версификационных систем в европейской и мировой поэзии русской стиховой культуры. <...> Особое внимание уделяется проблемам специфики стихотворной речи, взаимодействию стиха и прозы, происхождению национального стихосложения в устной и письменной традиции и его исторической эволюции, которая предстает в виде закономерной последовательности досиллабического стиха, силлабики, силлаботоники, тоники, верлибра и разнообразных стихопрозаических форм, а также параллельного их сосуществования. <...> Среди проблем, имеющих первостепенное значение и требующих первоочередного решения, выделяются следующие: 1) проблема специфики стихотворной речи, 2) проблема происхождения и исторической эволюции отечественной стиховой культуры, 3) проблема типологии стиховых форм и, наконец, 4) проблема содержательности стиха в целом, а также на уровне метрики, ритмики, строфики, рифмы и звуковой организации. <...> Некоторое время <...>
Основы_русского_стихосложения._Теория_и_история_русского_стиха._В_2_кн._Кн._1._Метрика_и_ритмика.pdf
УДК 820/83.0
ББК 83.3
Ф34
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, проф. С.И. Кормилов;
каф. рус. и зарубеж. лит. Ставропольского гос. ун-та
Федотов О.И.
Ф34
Основы русского стихосложения. Теория и история
русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика /
Федотов О.И. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА,
2022. — 360 с. — ISBN 978-5-89349-311-5. — Текст :
электронный.
Книга состоит из двух частей: первой, раскрывающей специфику
стихотворной речи, ее релевантные признаки и коренные отличия
от речи нестихотворной; и второй, посвященной метрике и
ритмике, в которой выявляются и описываются фольклорные и
литературные корни русской стиховой культуры, силлабическая,
силлабо-тоническая, тоническая система стихосложения, верлибр
и литературная стихопроза.
Пособие адресовано студентам и аспирантам филологических
факультетов, учителям и учащимся педагогических училищ, лицеев
и школ с гуманитарным уклоном, а также самому широкому
кругу любителей поэзии.
УДК 820/83.0
ББК 83.3
ISBN 978-5-89349-311-5
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
Литература по темам
357
Содержание
От автора ................................................................................................... 3
Введение ...................................................................................................... 6
Часть I . СТИХ И ПРОЗА. ПРОБЛЕМА СПЕЦИФИКИ
СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ ..........................................9
Глава 1. ПОНЯТИЯ «ÑÒÈÕ», «ÏÎÝÇÈß», «ÏÐÎÇÀ ............................ 10
Глава 2. РИФМА В СТИХЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ ....................... 14
Глава 3. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ РИТМА .............................................. 27
Глава 4. МЕТР: АБСОЛЮТНЫЙ ИЛИ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ
ПРИЗНАК ÑÒÈÕÀ? ................................................................. 30
Глава 5. СЕГМЕНТАЦИЯ РЕЧЕВОГО ПОТОКА НА СТИХИ
И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ............................................................ 36
Часть II. МЕТРИКА И РИТМИКА. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ
СТИХОСЛОЖЕНИЯ ................................................ 39
Глава 1. МЕТРИЧЕСКАЯ (АНТИЧНАЯ) СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
............................................................................. 40
1.1. Слагаемые стихового ряда в античной метрике ...................... 40
1.2. Основные античные метры ....................................................... 44
Глава 2. ФОЛЬКЛОРНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОРНИ РУССКОГО
ÑÒÈÕÀ....................................................................................... 53
2.1. Эмбриональная стихопроза в памятниках устного народного
творчества .................................................................................... 53
2.2. Опыт старших иноязычных версификаций и становление
русского литературного ñòèõà. .................................................. 73
2.2.1. Оппозиция «ñòèõïðîçà» в античной риторике ......... 73
2.2.2. Формы стиха в византийской поэзии ........................... 76
2.2.3. О первых опытах славянского стихотворства ............... 79
2.3. Эмбриональная стихопроза в памятниках древнерусской
довиршевой литературы ............................................................. 91
2.3.1. Развитие эмбриональных элементов музыкальноречевого
стиха в памятниках древнерусской
гимнографии .................................................................... 91
Стр.357
358
Содержание
2.3.2. Развитие эмбриональных элементов речевого стиха
в русской средневековой литературе монументального
стиля ................................................................................. 100
2.3.3. Развитие эмбриональных элементов речевого стиха
в стиле «ïëåòåíèÿ ñëîâåñ».............................................. 117
2.3.4. Эмбриональные элементы народно-речевого стиха
в памятниках древнерусской литературы
демократического направления ..................................... 126
2.4. Становление русского литературного стиха и его
òeopeòè÷åñêîå осознание к концу XVI началу XVII â. ...... 139
2.4.1. Польская силлабика и ее влияние на восточнославянские
ëèòåðàòóðû................................................... 139
2.4.2. Досиллабические вирши Герасима Ñìîòðèöêîãî....... 144
2.4.3. Силлабические вирши Андрея Рымши ........................ 147
2.4.4. Становление стиха в московской литературе
(Ïîâåñòè Смутного âðåìåíè) ........................................ 149
Глава 3. РУССКИЙ СИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИХ ................................ 158
3.1. Общие понятия о силлабике .................................................... 158
3.2. Становление русской силлабики (досиллабические или
неравносложные вирши). Диалектика теории и практики ... 161
3.3. Силлабические вирши ............................................................... 172
3.4. Эволюция русской силлабики .................................................. 181
Глава 4. РЕФОРМА РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В XVIII ВЕКЕ ........................................................................... 186
4.1. Первая ëàñòî÷êà, которая не делает весны ............................ 186
4.2. Василий Тредиаковский как инициатор реформы ................ 191
4.3. Письмо студента ........................................................................ 196
4.4. Ктo такой Харитон Макентин и о чем он писал своему
ïðèÿòåëþ? ................................................................................... 200
4.5. Уникальное соревнование ........................................................ 203
4.6. Завершение реформы и ее интерпретация в современном
литературоведении ..................................................................... 205
Глава 5. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
СТИХОСЛОЖЕНИЯ .............................................................. 212
5.1. Метрические определители силлабо-тонического стиха ....... 212
5.2. Ритмические определители силлабо-тонического стиха ....... 218
Стр.358
Содержание
359
5.2.1. Игра на отступлениях от идеальной метрической
схемы ................................................................................ 219
5.2.2. Противоположность двусложников и трехсложников .... 234
5.2.3. Длина стиха ....................................................................... 235
5.2.4. Цезура ................................................................................ 237
5.2.5. Ðàâíî- и неравностопность (âîëüíûé ñòèõ) .................. 239
5.2.6. Соотношение стиховых окончаний (клаузулы
и каталектика) ................................................................. 244
5.2.7. Переносы (enjambements) ................................................ 249
Глава 6. ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ ............... 275
6.1. Из истории теоретического осознания русского
тонического стиха ...................................................................... 275
6.2. Дольники .................................................................................... 282
6.3. Тактовик ..................................................................................... 288
6.4. Акцентный (÷èñòî-òîíè÷åñêèé) стих ..................................... 293
6.5. Полиметрические композиции ................................................ 296
Глава 7. МЕЖДУ СТИХОМ И ПРОЗОЙ ............................................. 303
7.1. «Ñ верлибром у нас отношения ñëîæíûå» .............................. 303
7.2. Литературная стихопроза нового времени .............................. 312
7.3. Ритм прозы ................................................................................. 326
7.4. Принцип системности и типологическая схема развития
русской стиховой культуры ...................................................... 331
Контрольные вопросы и задания ............................................................. 340
Литература по темама ........................................................................... 347
Стр.359