СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Допущено УМО по образованию в области полиграфии и книжного дела для студентов вузов, обучающихся по направлению 035000 «Издательское дело» Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 1 УДК 80+07(075.8) ББК 81+76.01я73 С56 Реце нзе н т ы : д-р филол. наук проф. <...> Омского государственного университета Н.А. Кузьмина Современный медиатекст [Электронный ресурс]: учеб. пособие / отв. ред. <...> Формы и функции интертекстуальных знаков в медиатексте. <...> Жанровая и прагмастилистическая специфика телевизионного и радийного текста . <...> 6 PR-текст, публицистический текст, газетный текст, теле- и радиотекст, рекламный текст, текст интернет-СМИ и т.д. <...> Так, специфика медиатекста в Интернете связана с такими свойствами интернет-коммуникации, как интерактивность (возможность обратной связи и непосредственного участия в процессе коммуникации), нелинейность и использование новых нарративных стратегий, дигитальность, или использование цифровых форматов, модульность (комбинирование разнородных элементов в едином смысловом пространстве), ускорение времени и сжатие пространства при акцентировании возможностей мгновенной коммуникации и уменьшения барьеров физической дистанции, конвергенция, приводящая к созданию гибридных форм текста и интеграции различных технологий. <...> Медиатекст как объект медиалингвистики (автор – (авторы – кандидаты филологических наук, доценты Т.В. Шкайдерова, О.С. Рогалева, Ю.Д. Кравченко, старший преподаватель И.Н. Баловнева); «Жанровая и прагмастилистическая специфика телевизионного и радийного текста» (авторы – кандидаты филологических на9 ук, доценты Е.Г. Малышева и Е.А. Абросимова); «Специфика WEBтекста и специфика его редактирования (автор – кандидат филологических наук, доцент УрФУ Е.Г. Соболева). <...> Часть 4. PR-текст как разновидность медиатекста (автор – кандидат филологических наук, доцент И.П. Ромашова). <...> Прагмалингвистические особенности рекламного 10 Часть <...>
Современный_медиатекст.pdf
СОВРЕМЕННЫЙ
МЕДИАТЕКСТ
Учебное пособие
4-е издание, стереотипное
Допущено УМО по образованию
в области полиграфии и книжного дела
для студентов вузов, обучающихся по направлению
035000 «Издательское дело»
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Москва
Стр.1
УДК 80+07(075.8)
ББК 81+76.01я73
С56
Реце нзе нт ы :
д-р филол. наук проф. Московского государственного
университета Н.И. Клушина;
д-р филол. наук, проф. Пермского государственного
университета Е.А. Баженова;
кафедра массовой информации и коммуникации Омского
государственного педагогического университета
О т ветственны й р е да кт ор
д-р филол. наук, проф. Омского государственного
университета Н.А. Кузьмина
С56
Современный медиатекст [Электронный ресурс]: учеб.
пособие / отв. ред. Н.А. Кузьмина. – 4-е изд., стер. – М. :
ФЛИНТА, 2019. – 412 с.
ISBN 978-5-9765-1668-7
В учебном пособии предлагается комплексное описание специ-фики
медиатекста, функционирующего в трех основных сферах: журналистике,
рекламе и PR. Медиатексты характеризуются по каналу коммуникации
(печатные, теле- и радиотексты, сетевые), функционально-жанровому
критерию,
композиционно-речевым
и
журналистики и филологических факультетов вузов, слушателей курсов
повышения квалификации, работников СМИ.
УДК 80+07(075.8)
ББК 81+76.01я73
прагмастилистическим
особенностям. Рассматриваются пробле-мы создания и редактирования
различных типов медиатекстов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов
ISBN 978-5-9765-1668-7
© Коллектив авторов, 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ........................................................................................................................................6
ЧАСТЬ 1. МЕДИАТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ
ГЛАВА 1. О понятии «медиатекст». Основные категории медиатекста.......... 11
ГЛАВА 2. Типология медиатекстов...................................................................................... 17
ГЛАВА 3. Медиатекст в функционально-прагматическом аспекте.
Специфика автора и адресата ................................................................................................. 21
ГЛАВА 4. Медиатекст и закономерности текстообразования .............................. 28
ГЛАВА 5. Интертекстуальность как обязательная категория медиатекста.
Формы и функции интертекстуальных знаков в медиатексте............................ 30
ГЛАВА 6. Методы изучения медиатекстов....................................................................... 37
Контрольные вопросы............................................................................................ 45
Задания ........................................................................................................................... 45
Рекомендуемая литература ......................................................................................... 55
ЧАСТЬ 2. ЖУРНАЛИСТСКИЙ МЕДИАТЕКСТ
ГЛАВА 1. Медиатекст печатных СМИ: жанрово-стилистический аспект ....... 56
1.1. Введение в теорию жанров периодической печати.............................. 56
Контрольные вопросы............................................................................................ 61
1.2. Интервью ....................................................................................................................... 62
Контрольные вопросы............................................................................................ 72
Задания ........................................................................................................................... 72
1.3. Репортаж ........................................................................................................................ 90
Контрольные вопросы............................................................................................ 95
Задания ........................................................................................................................... 95
1.4. Статья.............................................................................................................................102
Контрольные вопросы..........................................................................................124
Задания .........................................................................................................................125
1.5. Фельетон ......................................................................................................................140
Контрольные вопросы..........................................................................................147
Задания .........................................................................................................................147
1.6. Очерк ..............................................................................................................................152
Контрольные вопросы..........................................................................................156
Задания .........................................................................................................................156
Рекомендуемая литература .......................................................................................160
3
Стр.3
ГЛАВА 2. Жанровая и прагмастилистическая специфика телевизионного
и радийного текста ....................................................................................................................160
2.1. Телевизионная картина мира. Телевизионный текст
как разновидность креолизованного текста..........................................162
2.2. Особенности радио- и телекоммуникации ...............................................168
2.2.1. Модель телевизионной коммуникации. Специфика
телевизионного общения. Стратегии и тактики
телевизионной речи .......................................................................................168
2.2.2. Особенности радиокоммуникации.........................................................174
2.3. Специфика радийных и телевизионных
средств выразительности..................................................................................179
2.3.1. Основные принципы, виды и функции монтажа............................179
2.3.2. Изобразительно-выразительные средства телевидения.
Видеориторические фигуры ......................................................................189
2.3.3. Выразительные средства радиоречи. Тембральная метафора......203
2.4. Речевые особенности радийного и телевизионного текста...........208
2.4.1. Специфика и правила построения телевизионной речи............208
2.4.2. Специфика и правила построения радийного текста ..................216
2.5. Жанры радийного и телевизионного текста...........................................220
2.5.1. Жанровая специфика телетекста ............................................................220
2.5.2. Жанровая специфика радио. Особенности радийного
репортажа .............................................................................................................233
Контрольные вопросы..........................................................................................237
Задания .........................................................................................................................238
Рекомендуемая литература .......................................................................................250
ГЛАВА 3. Специфика Web-медиатекста...........................................................................251
3.1. Медиатекст в системе интернет-коммуникаций .................................253
3.1.1. Интернет: понятие, основные сервисы................................................253
3.1.2. Проблема статуса интернет-СМИ ............................................................256
3.1.3. Определение, специфические свойства интернет-СМИ..............258
3.1.4. Типология интернет-СМИ............................................................................263
Контрольные вопросы..........................................................................................265
Задания .........................................................................................................................266
3.2. Специфика гипертекстовой медиапубликации .....................................268
3.2.1. Контент сайта.....................................................................................................268
3.2.2. Электронный гипертекст как особый тип текста.
Гиперссылки, их виды и принципы работы с ними......................271
3.2.3. Факторы, определяющие специфику веб-медиатекста..............278
3.2.4. Требования к интернет-публикациям..................................................280
Контрольные вопросы..........................................................................................286
Задания .........................................................................................................................286
4
Стр.4
3.3. Жанровые особенности веб-медиатекста .................................................290
3.3.1. Интернет-новость ............................................................................................292
3.3.2. Интернет-журнал, или Веблог...................................................................306
Контрольные вопросы..........................................................................................312
Задания .........................................................................................................................313
Рекомендуемая литература .......................................................................................321
ЧАСТЬ 3. ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА И СПЕЦИФИКА ЕГО РЕДАКТИРОВАНИЯ
ГЛАВА 1. Двойственная природа рекламного дискурса и его элементы......322
ГЛАВА 2. Рекламный текст: семиотика, структура, прагматика.......................327
ГЛАВА 3. Редакторское чтение рекламного текста ..................................................336
3.1. Редактирование текстов с нарушениями правовых, моральных,
этических норм........................................................................................................337
3.2. Редактирование текстов с нарушениями маркетинговых
требований.................................................................................................................340
3.3. Редактирование текстов с нарушениями норм литературной
формы............................................................................................................................341
Контрольные вопросы..........................................................................................353
Задания .........................................................................................................................354
Рекомендуемая литература .......................................................................................371
ЧАСТЬ 4. PR-ТЕКСТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕДИАТЕКСТА
ГЛАВА 1. О сущности PR и понятии «PR-текст» ..........................................................372
ГЛАВА 2. Специфика PR-текста как разновидности медиатекста....................374
ГЛАВА 3. PR-публикации в системе медиатекстов....................................................381
ГЛАВА 4. Типология PR-текстов ..........................................................................................387
ГЛАВА 5. Технология создания PR-текста......................................................................395
Контрольные вопросы..........................................................................................404
Задания .........................................................................................................................404
Рекомендуемая литература .......................................................................................410
5
Стр.5