, Н.О. Лосского и др. позволяет по-новому исследовать художественную характерологию, воссоздать на рисованные писателями образы в их многомерности и объемности. <...> , «Одном дне Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаге ГУЛАГе» А. Солженицына <...> Наиболее весомый вклад в художественно-эстетическое и нрав ственно-философское исследование проблемы «личность и тоталитар ное государство» внесли В. Шаламов <...> (сборники новелл и очерков «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или Кр – 2»), неразрывно связанные лагерной темой, наличием сквозных героев и сюжетов, принципами художественного раскрытия действительности, несут на себе печать эпопейности, по сути дела, вырастают в грандиозную трагическую эпопею об эпохе сталинского тоталитаризма. <...> (Рим ской-Корсаковой) на первый план выступает мысль о торжестве духа, о победе его над плотью, то «Колымские рассказы» (1954–1973) демонстрируют, в сущности, обратное. <...> В лагерных условиях так называемых кризисных экстремальных ситуаций, когда человек легко и «естественно» теряет свои личностные качества, уступая в милосердии, справедливости и добре даже зверю, происходит неумолимый процесс человеческой деградации, – считает В. Шаламов <...> В ла гере каждый за себя, зеки «сразу выучились не заступаться друг за друга» (1, 362), – констатирует автор колымской эпопеи. <...> Разумеется, лагерное бытие порождало и характеры иного плана, и их не обошел вниманием писатель. <...> Для автора колымской эпопеи это понятие границы, «за которой каждый может стать вором от голода» (1, 115), несет в себе и фи зиологический, и социально-политический, и этический, и высший философский смысл. <...> , то они, пройдя через ад ГУЛАГа, в конечном итоге утрачивают веру в добро и справед ливость, предстают нравственно и духовно опустошенными. <...> Гвардини счи тает, что наука и искусство современной эпохи представляют Homo sapiens'a неверно. <...> Ад ГУЛАГа <...>
Русская_социально-философская_проза_последней_трети_XX_века_.pdf
В.В. Компанеец
Русская социально-философская проза
последней трети ХХ века
Монография
6-е издание, стереотипное
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Москва
Стр.1
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)
К63
К63
Компанеец В.В.
Русская социально-философская проза последней трети
ХХ века [Электронный ресурс] : монография / В.В. Компанеец.
– 6-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 240 с.
рассмотрение собственно реалистического течения в русской
социально-философской прозе последней трети ХХ века,
представленного именами А. Солженицына, В. Шаламова, Ю.
Домбровского, С. Залыгина, В. Распутина, В. Астафьева, Л.
Леонова, В. Тендрякова, Ю. Бондарева. Предпринимается попытка
включить творчество прозаиков в контекст отечественной
религиозно-нравственной философии (В. Соловьев, Н. Федоров, Н.
Лосский, П. Флоренский, Н. Бердяев, И. Ильин, Б. Вышеславцев, А.
Лосев и др.), исследовать художественную литературу прошлого
столетия в едином духовном пространстве русской культуры как
закономерное продолжение и развитие идейно-эстетических
исканий ее виднейших представителей.
Для филологов, специалистов гуманитарного профиля,
ISBN 978-5-9765-0892-7
В монографии
впервые
осуществляется
целостное
учителей-словесников, а также всех интересующихся историей
отечественной культуры.
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)
ISBN 978-5-9765-0892-7
© Компанеец В.В., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................... 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Человек и история:
B.Шаламов, А. Солженицын, Ю. Домбровский ....................................... 10
ГЛАВА ВТОРАЯ
Художественный характер в свете традиций русской философии:
С. Залыгин, В. Распутин, В. Астафьев ........................................................ 71
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Духовные искания современника:
Л. Леонов, В. Тендряков, Ю. Бондарев ................................................... 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 216
Примечания ................................................................................................ 225
Стр.239