Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Русская литература: теоретический и исторический аспекты (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллина О. М.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц120
ID244315
АннотацияВ настоящем пособии русская литература представлена как часть мировой культуры. В книге рассматриваются процессы в истории европейской культуры, оказавшие серьезное влияние на отечественную литературу, характеризуются такие направления, как классицизм, романтизм, реализм. Значительная часть материала посвящена творческим открытиям русских классиков: в изображении внутреннего мира героев, окружающего их мира, в мастерстве композиции. Охарактеризованы основные понятия теоретической поэтики. Особое внимание уделено взаимосвязи литературы, музыки и живописи: рассматриваются истоки общности терминологической базы в теории этих искусств и отношение к проблеме синтеза искусств на разных этапах истории литературы.
Кому рекомендованоДля студентов творческих факультетов (театральный, музыкальный, факультет изобразительных искусств).
ISBN978-5-9765-1033-3
УДК821.161.1.0(075.8)
ББК83.3(2Рос=Рус)я73
Кириллина, О.М. Русская литература: теоретический и исторический аспекты : учеб. пособие / О.М. Кириллина .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 120 с. — ISBN 978-5-9765-1033-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/244315 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Значительная часть материала посвящена творческим открытиям русских классиков: в изображении внутреннего мира героев, окружающего их мира, в мастерстве композиции. <...> ДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА НА ВИДЫ Искусство – художественный образ – знак – аллегория – символ – Г.Э. Лессинг о живописи и литературе – И.Г. Гердер о музыке и литературе – литература как искусство слова Что такое литература и чем она отличается от других видов искусства? <...> Известный лингвист В.В. Виноградов этимологию слова «искусство» связывает с понятием опыт, «знание, полученное через частое повторение. действа», т.е. с обозначением определенного уровня мастерства3 В античности, в эпоху классицизма поэт не ощущал себя свободным творцом, для него важен был авторитет мастеров, «учителей», он следовал определенным, устоявшимся правилам, и в этом он похож на ремесленника. <...> Но для Карениной страсть – это также глоток жизни в ее размеренном, скучном существовании: выйдя из душного вагона поезда, Анна наслаждается метелью, морозным воздухом. <...> Образ может обрести глубину символа, когда превращается в лейтмотив, т.е. несколько раз возникает на страницах произведения: появляясь каждый раз в новых обстоятельствах, такой образ обретает дополнительные, возможно, неожиданные оттен8 ки значения. <...> Одно из самых интересных исследований – «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) немецкого драматурга и теоретика искусства XVIII в. <...> Лессинг вспоминает известное высказывание греческого поэта Симонида: «Живопись – немая поэзия, а поэзия – говорящая живопись». <...> И об этом я более всего старался»8 изображение гибели троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей в знаменитой скульптурной группе родосских мастеров «Лаокоон» и в поэме «Энеида» древнеримского поэта Вергилия. <...> Лессинг задается вопросом: почему скульптор не изобразил всю силу страдания на лице своего героя, смягчил выражение боли и «приглушил» крик, а поэт описал и ужасающий крик Лаокоона <...>
Русская_литература_теоретический_и_исторический_аспекты.pdf
О.М. Кириллина РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 821.161.1(075.8) ББК 83.3(2Рос=Рус)я73 К43 Рецензент: заведующий кафедрой литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ, д-р филол. наук, профессор Н.А. Богомолов К43 Кириллина О.М. Русская литература : теоретический и исторический аспекты [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.М. Кириллина. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2021. — 120 с. ISBN 978-5-9765-1033-3 В настоящем пособии русская литература представлена как часть мировой культуры. В книге рассматриваются процессы в истории европейской культуры, оказавшие серьезное влияние на отечественную литературу, характеризуются такие направления, как классицизм, романтизм, реализм. Значительная часть материала посвящена творческим открытиям русских классиков: в изображении внутреннего мира героев, окружающего их мира, в мастерстве композиции. Охарактеризованы основные понятия теоретической поэтики. Особое внимание уделено взаимосвязи литературы, музыки и живописи: рассматриваются истоки общности терминологической базы в теории этих искусств и отношение к проблеме синтеза искусств на разных этапах истории литературы. Для студентов творческих факультетов (театральный, музыкальный, факультет изобразительных искусств). УДК 821.161.1(075.8) ББК 83.3(2Рос=Рус)я73 ISBN 978-5-9765-1033-3 © Кириллина О.М., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ...................................................................................................................................... 3 Часть I. Литература как вид искусства. Литература и живопись, литература и музыка: общие темы, образы и приемы ...................................... 5 Глава 1. ДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА НА ВИДЫ ........................................................... 5 Искусство – художественный образ – знак – аллегория – символ – Г.Э. Лессинг о живописи и литературе – И.Г. Гердер о музыке и литературе – литература как искусство слова Глава 2. СИНТЕЗ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА ..................................19 Синкретическое искусство – дух музыки в эстетике эпохи романтизма – идеи Ф. Ницше (аполлоническая и дионисийская стихии творчества) и эпоха символизма – литература и живопись (реализм) Глава 3. ВЕЧНЫЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ..................................................................................................30 Социальная тематика – образ маленького человека в литературе XIX и XX в. – вечные темы – онтологические и антропологические темы – вечные образы – анализ мотивов света и тьмы (христианская традиция (праведность и грех) – эпоха Просвещения (свет разума и тьма невежества) – романтизм (иррациональная, темная сторона души, блеск пламени ада) – использование образа в связи с социальной проблематикой (высший свет – чернь) Часть II. Закономерности развития литературы ...................................................51 Глава 4. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ .........................................................................51 Истоки творчества (культурно-историческая школа, биографическая школа, сравнительно-исторический метод, формальная школа («остранение») – классицизм (рационализм (Р. Декарт), поэтика Н. Буало, М.В. Ломоносов и теория «трех штилей», закон «трех единств») – романтизм («романтическое двоемирие», гротеск) – натуральная школа – реализм Часть III. Поэтика ..............................................................................................................76 Глава 5. ИЗОБРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО ЕГО МИРА ................................................................76 Эпос, лирика и драма – автор – лирический герой – поэзия и проза – портрет – пейзаж – описание интерьера – деталь – гротеск – психологизм – «диалектика души» – скрытый психологизм Глава 6. КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ..........................................................99 Элементы композиции (внесюжетные компоненты, соотношение событий, система персонажей, смена точек зрения) – основные композиционные приемы (антитеза, ретроспекция, зеркальная композиция, кольцевая композиция, лейтмотивная структура) 119
Стр.119