Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Эссе: стилистический портрет (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКайда Л. Г.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц179
ID244292
АннотацияВ книге впервые исследуется в аспекте стилистики текста едва ли не самый популярный жанр современных СМИ. Автор предпринял попытку дать стилистический портрет эссе, обратившись к его истокам в древнерусской и в русской классической литературе: от «слова», Феофана Прокоповича и М.В. Ломоносова до А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, а также к текстам М. Монтеня, Э.Л. Доктороу, К.Х. Селы, О. Пас, Л. Гойтисоло и других иностранных авторов. Универсальная филологическая проблема «читатель и авторский подтекст» осмысляется на «опытах» (эссе) разных эпох, культур и жанровых вариантов. Анализ стилистических особенностей жанра с помощью методики декодирования позволяет выявить лингвистические контуры композиционно-речевого единства в эссеистике и формы выражения многоликого авторского «я». Работа направлена на создание общей концепции жанра, но в то же время автор стремится на конкретных примерах показать, как добиться мастерства начинающим эссеистам, научить их читать собственный текст.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на студентов и аспирантов филологических факультетов университетов, факультетов журналистики, а также на филологов широкого профиля.
ISBN978-5-9765-0276-5
УДК81’38
ББК81-5
Кайда, Л.Г. Эссе: стилистический портрет / Л.Г. Кайда .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022 .— 179 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-9765-0276-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/244292 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л.Г. Кайда ЭССЕ: СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука» 2008 УДК81’38 ББК 815 К16 Кайда Л.Г. К16 Эссе: стилистический портрет / Л.Г. Кайда. <...> Автор предпринял попытку дать стилистический портрет эссе, обратившись к его исто кам в древнерусской и в русской классической литературе: от «сло ва», Феофана Прокоповича и М.В. Ломоносова до А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, а также к текстам М. Монтеня <...> Анализ стилистических особенностей жанра с помо щью методики декодирования позволяет выявить лингвистические контуры композиционноречевого единства в эссеистике и формы вы ражения многоликого авторского «я». <...> Экспансия эссе в современную российскую публицистику . <...> 92 От «мы» до «я» – четверть века: стилистические приемы эссеизации . <...> Эссе – универсальный жанр, живущий на гуманитарной территории уже более четырех столетий. <...> Однако, по нашим наблю дениям, еще за пять веков до него в древнерусской литературе жанр «слово» (XI век), а затем «Слова и речи» Феофана Проко повича и эссеистический сериал «слов о. <...> Это был Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике (функциональностилис тическое исследование газетных жанров): Дис. .дра филол. наук. <...> 1 4 опыт сравнительного анализа отечественной и испанской газет ной публицистики, проведенный в аспекте стилистики текста. <...> Эта концепция по лучила развитие в новом направлении филологических иссле дований газетной публицистики – композиционной поэтике3 . <...> В нехудожественной – газетной документальной публицис тике – эссе исследуется на материале так называемых гибрид ных типов текста, в которых экспансия элементов эссе адап тирована, в зависимости от мастерства пишущего, к модели свободного жанра для свободно мыслящих людей. <...> «Социальная по зиция» автора уступает место «эссеистической позиции», ко торая устанавливает и новые отношения обратной связи «чита тель – автор», и новые схемы лингвистического подтекста <...>
Эссе_стилистический_портрет.pdf
УДК 81’38 ББК 81-5 К16 К16 Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет / Л.Г. Кайда. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 182 с. — ISBN 978-5-9765-0276-5. — Текст: электронный. В книге впервые исследуется в аспекте стилистики текста едва ли не самый популярный жанр современных СМИ. Автор предпринял попытку дать стилистический портрет эссе, обратившись к его истокам в древнерусской и в русской классической литературе: от «слова», Феофана Прокоповича и М.В. Ломоносова до А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, а также к текстам М. Монтеня, Э.Л. Доктороу, К.Х. Селы, О. Пас, Л. Гойтисоло и других иностранных авторов. Универсальная филологическая проблема «читатель и авторский подтекст» осмысляется на «опытах» (эссе) разных эпох, культур и жанровых вариантов. Анализ стилистических особенностей жанра с помощью методики декодирования позволяет выявить лингвистические контуры композиционноречевого единства в эссеистике и формы выражения многоликого авторского «я». Работа направлена на создание общей концепции жанра, но в то же время автор стремится на конкретных примерах показать, как добиться мастерства начинающим эссеистам, научить их читать собственный текст. Книга рассчитана на студентов и аспирантов филологических факультетов университетов, факультетов журналистики, а также на филологов широкого профиля. УДК 81’38 ББК 81-5 ISBN 978-5-9765-0276-5 © Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .............................................................................................. 4 Глава первая. Генеалогическое древо эссе ............................................... 7 «Essais» М. Монтеня. Жанрзавещание ............................................. 8 «Специфика гуманитарной мысли». Диалог сквозь века ............... 22 Глава вторая. О «блуждающей сущности» эссе ..................................... 31 Недописанная теория жанра ............................................................ 32 Разгадывая интеллектуальные кроссворды... .................................. 52 Глава третья. «Откуда пошло» эссе в русской литературе .................... 67 «Слово» – предвестник эссе? ........................................................... 68 Эссеистическое «я» в разных жанрах ............................................... 71 Глава четвертая. Экспансия эссе в современную российскую публицистику .............................................................. 91 Жанровый торнадо в газете .............................................................. 92 От «мы» до «я» – четверть века: стилистические приемы эссеизации ....................................................................................... 100 Глава пятая. Что роднит эссе в разных культурах? ............................. 119 Многоликое авторское «я» в зарубежной прессе .......................... 120 Общечеловеческие ценности как «сквозная» тема ....................... 139 Вместо заключения. Стилистический портрет эссе в «манере сфумато» ............................................. 153 Приложение ........................................................................................... 158
Стр.3