Л.Г. Кайда ЭССЕ: СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука» 2008 УДК81’38 ББК 815 К16 Кайда Л.Г. К16 Эссе: стилистический портрет / Л.Г. Кайда. <...> Автор предпринял попытку дать стилистический портрет эссе, обратившись к его исто кам в древнерусской и в русской классической литературе: от «сло ва», Феофана Прокоповича и М.В. Ломоносова до А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, а также к текстам М. Монтеня <...> Анализ стилистических особенностей жанра с помо щью методики декодирования позволяет выявить лингвистические контуры композиционноречевого единства в эссеистике и формы вы ражения многоликого авторского «я». <...> Экспансия эссе в современную российскую публицистику . <...> 92 От «мы» до «я» – четверть века: стилистические приемы эссеизации . <...> Эссе – универсальный жанр, живущий на гуманитарной территории уже более четырех столетий. <...> Однако, по нашим наблю дениям, еще за пять веков до него в древнерусской литературе жанр «слово» (XI век), а затем «Слова и речи» Феофана Проко повича и эссеистический сериал «слов о. <...> Это был Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике (функциональностилис тическое исследование газетных жанров): Дис. .дра филол. наук. <...> 1 4 опыт сравнительного анализа отечественной и испанской газет ной публицистики, проведенный в аспекте стилистики текста. <...> Эта концепция по лучила развитие в новом направлении филологических иссле дований газетной публицистики – композиционной поэтике3 . <...> В нехудожественной – газетной документальной публицис тике – эссе исследуется на материале так называемых гибрид ных типов текста, в которых экспансия элементов эссе адап тирована, в зависимости от мастерства пишущего, к модели свободного жанра для свободно мыслящих людей. <...> «Социальная по зиция» автора уступает место «эссеистической позиции», ко торая устанавливает и новые отношения обратной связи «чита тель – автор», и новые схемы лингвистического подтекста <...>
Эссе_стилистический_портрет.pdf
УДК 81’38
ББК 81-5
К16
К16
Кайда Л.Г.
Эссе: стилистический портрет / Л.Г. Кайда. — 4-е изд., стер. —
Москва : ФЛИНТА, 2022. — 182 с. — ISBN 978-5-9765-0276-5.
— Текст: электронный.
В книге впервые исследуется в аспекте стилистики текста едва ли не
самый популярный жанр современных СМИ. Автор предпринял
попытку дать стилистический портрет эссе, обратившись к его
истокам в древнерусской и в русской классической литературе: от
«слова», Феофана Прокоповича и М.В. Ломоносова до
А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, а также к текстам
М. Монтеня, Э.Л. Доктороу, К.Х. Селы, О. Пас, Л. Гойтисоло и
других иностранных авторов. Универсальная филологическая
проблема «читатель и авторский подтекст» осмысляется на
«опытах» (эссе) разных эпох, культур и жанровых вариантов. Анализ
стилистических особенностей жанра с помощью методики
декодирования позволяет выявить лингвистические контуры
композиционноречевого единства в эссеистике и формы выражения
многоликого авторского «я». Работа направлена на создание общей
концепции жанра, но в то же время автор стремится на конкретных
примерах показать, как добиться мастерства начинающим эссеистам,
научить их читать собственный текст.
Книга рассчитана на студентов и аспирантов филологических
факультетов университетов, факультетов журналистики, а также на
филологов широкого профиля.
УДК 81’38
ББК 81-5
ISBN 978-5-9765-0276-5
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .............................................................................................. 4
Глава первая. Генеалогическое древо эссе ............................................... 7
«Essais» М. Монтеня. Жанрзавещание ............................................. 8
«Специфика гуманитарной мысли». Диалог сквозь века ............... 22
Глава вторая. О «блуждающей сущности» эссе ..................................... 31
Недописанная теория жанра ............................................................ 32
Разгадывая интеллектуальные кроссворды... .................................. 52
Глава третья. «Откуда пошло» эссе в русской литературе .................... 67
«Слово» – предвестник эссе? ........................................................... 68
Эссеистическое «я» в разных жанрах ............................................... 71
Глава четвертая. Экспансия эссе в современную российскую
публицистику .............................................................. 91
Жанровый торнадо в газете .............................................................. 92
От «мы» до «я» – четверть века: стилистические приемы
эссеизации ....................................................................................... 100
Глава пятая. Что роднит эссе в разных культурах? ............................. 119
Многоликое авторское «я» в зарубежной прессе .......................... 120
Общечеловеческие ценности как «сквозная» тема ....................... 139
Вместо заключения. Стилистический портрет эссе
в «манере сфумато» ............................................. 153
Приложение ........................................................................................... 158
Стр.3