Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 567089)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Метафизика злого сердца: проблема онтологизации зла в бытии мира и человека (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторДмитревская И. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц353
ID244206
АннотацияЭта книга – размышление о сущности религиозного сознания. В ней рассматривается проблема онтологизации зла, злободневная в любое историческое время. Выделяются два аспекта проблемы – содержательный и структурный. Зло первоначально выступает как свойство (или отношение) личности или социума и не предполагает насильственных методов борьбы с ним (атрибутивно-реляционное зло). На втором этапе развития зло приобретает статус самостоятельной вещи, становится реальностью (реистическое зло). В этом случае борьба со злом должна быть насильственной. Так разрешается спор о методах борьбы со злом между В. Соловьевым и Л. Толстым: Л. Толстой отрицал реистичность зла, поскольку считал, что Боге и в природе человека зла нет. В. Соловьев полагал зло самостоятельной силой, реальностью, и был сторонником насилия в борьбе с ним. Для постановки и решения проблемы онтологизации зла используется метод системной герменевтики. Предметная область анализа – произведения И. Канта, Вл. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. В процессе исследования воссоздаются религиозные смыслы светских романов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
Кому рекомендованоКнига может быть рекомендована философам-специалистам в области онтологии, гносеологии, аксиологии, этики, религиоведения, герменевтики, системного подхода, а также студентам-философам, филологам, литературоведам, всем, кто интересуется проблемами онтологии, этики, герменевтики.
ISBN978-5-9765-1635-9
УДК111.84
ББК87
Дмитревская, И.В. Метафизика злого сердца: проблема онтологизации зла в бытии мира и человека : [монография] / И.В. Дмитревская .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019 .— 353 с. — Библиогр.: с. 328-348 .— ISBN 978-5-9765-1635-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/244206 (дата обращения: 27.07.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.В. Дмитриевская МЕТАФИЗИКА ЗЛОГО СЕРДЦА: ПРОБЛЕМА ОНТОЛОГИЗАЦИИ ЗЛА В БЫТИИ МИРА И ЧЕЛОВЕКА Монография •ФЛИНТА• И.В. ДМИТРЕВСКАЯ МЕТАФИЗИКА ЗЛОГО СЕРДЦА: ПРОБЛЕМА ОНТОЛОГИЗАЦИИ ЗЛА В БЫТИИ МИРА И ЧЕЛОВЕКА 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 111.84 ББК 87 Д536 Рецензент: доктор философских наук, профессор кафедры философии Ивановского государственного университета Г.С. Смирнов Дмитревская И.В. <...> Д536 Метафизика злого сердца: проблема онтологизации зла в бытии мира и человека [Электронный ресурс]: монография // И.В. Дмитревская. <...> На втором этапе развития зло приобретает статус самостоятельной вещи, становится реальностью (реистическое зло). <...> ISBN ISBN 978-5-9765-1635-9 2 УДК 111.84 ББК 87 © И.В. Дмитревская, 2013 Светлой памяти милых друзей – РОВЕНСКОГО Зиновия Ильича, КАБЫЛЬНИЦКОЙ Софьи Львовны с любовью посвящаю «Следи за зарождением зла. <...> В в е д е н и е : КАК ВОЗМОЖНА МЕТАФИЗИКА СЕРДЦА? <...> Герой ждет друга, общение с которым восстановило бы психологическую целостность и личность героя, его жизнеспособность. <...> ». Итак, одиночество героя неконструктивно, он не может сохранить личностной целостности, вступает на путь смерти. <...> В третьем пятистишии также представлена экзистенциальная ситуация. <...> В интерпретационной модели, напротив, концептуально-структурный уровень по нятого (совокупного) знания берется из тезауруса читателя, авторский смысл реализуется на субстратном уровне. <...> Бывают исключения, 13 когда концептуально-структурный уровень мировоззрения художника для него самого недостаточно ясен, «не прописан», тогда и концептуально–структурный уровень произведения не определенен, не завершен (Ф.М. Достоевский). <...> , считавшего, что в Боге зла нет, и человек по природе добр, Ф.Достоевский <...> Для Достоевского путь воскресения души традиционен – это путь страдания, покаяния, молитвы. <...> Достоевского распорядилась таким 14 образом, чтобы его система философско-религиозных взглядов осталась открытой концептуально-структурно <...>
Метафизика_злого_сердца_проблема_онтологизации_зла_в_бытии_мира_и_человека.pdf
И.В. ДМИТРЕВСКАЯ МЕТАФИЗИКА ЗЛОГО СЕРДЦА: ПРОБЛЕМА ОНТОЛОГИЗАЦИИ ЗЛА В БЫТИИ МИРА И ЧЕЛОВЕКА 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2019
Стр.1
УДК 111.84 ББК 87 Д536 Рецензент: доктор философских наук, профессор кафедры философии Ивановского государственного университета Г.С. Смирнов Дмитревская И.В. Д536 Метафизика злого сердца: проблема онтологизации зла в бытии мира и человека [Электронный ресурс]: монография / И.В. Дмитревская. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. — 353с. ISBN 978-5-9765-1635-9 Эта книга – размышление о сущности религиозного сознания. В ней рассматривается проблема онтологизации зла, злободневная в любое историческое время. Выделяются два аспекта проблемы – содержательный и структурный. Зло первоначально выступает как свойство (или отношение) личности или социума и не предполагает насильственных методов борьбы с ним (атрибутивно-реляционное зло). На втором этапе развития зло приобретает статус самостоятельной вещи, становится реальностью (реистическое зло). В этом случае борьба со злом должна быть насильственной. Так разрешается спор о методах борьбы со злом между В. Соловьевым и Л. Толстым: Л. Толстой отрицал реистичность зла, поскольку считал, что Боге и в природе человека зла нет. В. Соловьев полагал зло самостоятельной силой, реальностью, и был сторонником насилия в борьбе с ним. Для постановки и решения проблемы онтологизации зла используется метод системной герменевтики. Предметная область анализа – произведения И. Канта, Вл. Соловьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. В процессе исследования воссоздаются религиозные смыслы светских романов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Книга может быть рекомендована философам-специалистам в области онтологии, гносеологии, аксиологии, этики, религиоведения, герменевтики, системного подхода, а также студентам-философам, филологам, литературоведам, всем, кто интересуется проблемами онтологии, этики, герменевтики. ISBN ISBN 978-5-9765-1635-9 2 УДК 111.84 ББК 87 © И.В. Дмитревская, 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Вв е д е н и е : Как возможна метафизики сердца?.................... 5 1. Что такое «системная герменевтика»?................................... 5 2. Как возможна метафизика сердца? ……………………….. 15 3. Постановка проблемы ………………………………………. 28 Г л а в а I. И. Кант: Метафизический смысл понятия «злое сердце» ………………………………………………... 39 Г л а в а 2. В.С. Соловьев: Является ли зло действительной силой, посредством соблазнов владеющей нашим миром?............................................................................ 45 Г л а в а 3. Л.Н. Толстой: диалектика добра и зла в сердце человека……………………………………………….. 75 I. «Мысли на каждый день» 1. Л.Н. Толстой о человеке …………………………………... 75 76 2. Л.Н. Толстой о смысле бытия……………………………… 79 3. Л.Н. Толстой: добро и зло в контексте смысла жизни …… 83 4. Л.Н. Толстой и В.С.Соловьев о смысле любви…………… 89 II. Системно-герменевтический анализ образно-композиционной структуры романа «Анна Каренина» (1877 г.) 94 А. «Холодный мир» светского Петербурга .……………………... 97 Герои, идущие по пути «смерти души» ……………………. 103 Анна Каренина ………………………………………… 103 Алексей Александрович Каренин ……………………. 110 Алексей Вронский ……………………………………... 119 Сережа Каренин ……………………………………….. 125 133 Б. «Теплый мир» семьи Щербацких-Левиных………………. 1. Семья Облонских: «несчастны по-своему» ………………. 136 349
Стр.349
2. Семья Левиных: созидание счастливой семьи ……………. 140 3. Предварительные итоги …………………………………….. 160 III. Мировоззрение Л.Н. Толстого и проблема онтологизации зла IV. Роман «Воскресение» (1899) 171 177 1. Проблема онтологизации зла в романе «воскресение» …... 180 2. Путь жизни: воскресение души ……………………………. 195 3. Система образов: …………………………………………… 197 Дмитрий Нехлюдов …………………………………… 211 Екатерина Маслова …………………………………… 199 Г л а в а 4. Ф.М. Достоевский: хроники погибшей души …… 225 1. Схема исследования проблемы онтологизации добра и зла в произведениях Ф.М. Достоевского………………………… 228 2. О мировоззрении и методе Достоевского………………… 231 3. Проблема целостности личности: роман «Преступление и наказание» (1866) ……………………………………………. Система образов: 241 242 А. Родион Романович Раскольников…………………… 242 Б. Софья Семеновна Мармеладова………………………. 255 А1 «Двойники» Раскольникова в романе «преступление и наказание» …………………………………………. 260 Следователь Порфирий Петрович…………………… 260 Аркадий Иванович Свидригайлов……………………. 263 А2 «Двойники» Раскольникова в других произведениях Достоевского: Рогожин («Идиот»; П. Верховенский и Ставрогин – «Бесы», Иван Карамазов - «Братья Карамазовы»; Муж (Он) - «Кроткая» ……………… 267 350
Стр.350
Б1 «Двойники» Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» и в других романах Достоевского: Князь Мышкин - «Идиот», Жена /Она/ – «Кроткая»…………………………………….. 4. Проблема свободы человека: поэма «Великий Инквизитор» из романа «Братья Карамазовы» 271 (1879-1880) …………………………………………………. 276 5. Проблема видов и форм онтологизации зла……………. 285 А. Онтологизированное социальное зло………………… 285 а. «Записки из мертвого дома» (1860-1862)……….. 285 б. «Бесы» (1871) ……………………………………. 288 Б. Онтологизированное индивидуальное зло: («Кроткая» -1876) …………………………………………………… 295 Послесловие ……………………………………………………….. 304 Примечания………………………………………………………… 316 Список литературы………………………………………………… 327
Стр.351