Появление прекрасного романа г. Лермонтова вдвойне отрадно: он доставляет публике предмет
истинного эстетического наслаждения и уверяет ее, что русская литература еще не умерла, а только спит, как очарованная красавица, уста которой изредка лепечут пленительными грезами. <...> Да, такой роман, как
“Герой нашего времени“, был бы важным явлением во всякой литературе, а как явление русской
литературы он достаточно вознаграждает за все ее произведения, о которых журналы постоянно
рассуждают. <...> “Герой нашего времени“ состоит из двух больших повестей и нескольких рассказов, так тесно
связанных Между собою строгим единством мысли, художественно воспроизведенной, что их нельзя
читать отдельно или смотреть на них, как на отдельные произведения. <...> Некоторые из них были
напечатаны в “Отечественных записках“, именно: “Бэла“, “Фаталист“ и “Тамань“; но “Княжна Мери“, “Максим Максимыч“ и предисловие к журналу Печорина, героя романа, в которых становится ясною
идея романа, являются еще в первый раз. <...> О таких произведениях, каково г. Лермонтова, должно говорить
или много, или ничего, и читатели “Отечественных записок“ в шестой книжке этого журнала, то есть 15го июня, прочтут подробный разбор “Героя нашего времени“2, а теперь мы скажем только, что
отличительные свойства этого создания -- художественная полнота и целость, оригинальность и
самобытность вымысла, новость красок, благородная простота рассказа и рельефная живопись
характеров. <...> Кроме самого героя романа, характеры Максима Максимыча и Грушницкого принадлежат к
лучшим созданиям, какими гордится наша литература. <...> Особенное внимание обращает на себя
Грушницкий, как лицо, мастерски изображенное, и как, вместе с тем, самый современный тип, представитель тех идеальных фразеров, которые теперь встречаются на каждом шагу. <...> Так как сценою
действия избран автором Кавказ, то читатели и найдут в этом романе самое поэтическое и при этом
самое верное изображение <...>
Герой_нашего_времени._Сочинение_М._Лермонтова.pdf
В. Г. Белинский
Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 -- февраль 1841.
Подготовка текста В. Э. Бограда.
М., "Художественная литература", 1976
OCR Бычков М. Н.
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. Сочинение М. Лермонтова. С.-Петербург. В тип. Ильи
Глазунова. 1840. В 12-ю д. л. В 2-х частях. В I-й части -- 173, во II-й -- 250 стр.
Появление прекрасного романа г. Лермонтова вдвойне отрадно: он доставляет публике предмет
истинного эстетического наслаждения и уверяет ее, что русская литература еще не умерла, а только спит,
как очарованная красавица, уста которой изредка лепечут пленительными грезами. Да, такой роман, как
"Герой нашего времени", был бы важным явлением во всякой литературе, а как явление русской
литературы он достаточно вознаграждает за все ее произведения, о которых журналы постоянно
рассуждают.
Чтобы сказать,
Что их не надобно читать1.
"Герой нашего времени" состоит из двух больших повестей и нескольких рассказов, так тесно
связанных между собою строгим единством мысли, художественно воспроизведенной, что их нельзя
читать отдельно или смотреть на них, как на отдельные произведения. Некоторые из них были
напечатаны в "Отечественных записках", именно: "Бэла", "Фаталист" и "Тамань"; но "Княжна Мери",
"Максим Максимыч" и предисловие к журналу Печорина, героя романа, в которых становится ясною
идея романа, являются еще в первый раз. О таких произведениях, каково г. Лермонтова, должно говорить
или много, или ничего, и читатели "Отечественных записок" в шестой книжке этого журнала, то есть 15го
июня, прочтут подробный разбор "Героя нашего времени"2, а теперь мы скажем только, что
отличительные свойства этого создания -- художественная полнота и целость, оригинальность и
самобытность вымысла, новость красок, благородная простота рассказа и рельефная живопись
характеров. Кроме самого героя романа, характеры Максима Максимыча и Грушницкого принадлежат к
лучшим созданиям, какими гордится наша литература. Особенное внимание обращает на себя
Грушницкий, как лицо, мастерски изображенное, и как, вместе с тем, самый современный тип,
представитель тех идеальных фразеров, которые теперь встречаются на каждом шагу. Так как сценою
действия избран автором Кавказ, то читатели и найдут в этом романе самое поэтическое и при этом
самое верное изображение сей поэтической стороны, так ложно представленной в фразистых описаниях
Марлинского. Г-н Лермонтов знаком с Кавказом не понаслышке, любит его со всею страстию поэта и
смотрит на него не с экзальтациею, которая видит во всем одну внешность и выражает восторг криком,
но с тем сосредоточенным чувством, которое проникает в сущность и глубину предмета, которое владеет
своим восторгом и передает его в стройных, гармонических и простых, но типических образах. В
стихотворении "Дары Терека" его могучая и роскошная фантазия создала апотеоз Кавказа, дав ему
индивидуальную личность, поэтически олицетворив Каспия и Терек; в стихотворении "Памяти А. И.
О<доевско>го" он как бы мимоходом намекает на поэтическую внешность Кавказа, не касаясь его
внутренней стороны:
Немая степь синеет, и венцом
Серебряным Кавказ ее объемлет;
Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
Как великан склонившись над щитом,
Рассказам воинов кочующих внимая,
А море Черное шумит, не умолкая...3
Стр.1