Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Русское слово в лирике XIX века. 1840-1900 (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторГраудина Л. К.
АвторыКочеткова Г. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц598
ID244175
АннотацияКнига посвящена искусству слова в русской поэзии Золотого века, которая внесла величайший, ни с чем не сравнимый вклад не только в русскую, но и в общечеловеческую культуру. В учебном пособии освещена послепушкинская эпоха (1840—1900), когда литературные нормы и вкусы заметно менялись. Этапы эволюции русской лирики XIX в. осмыслены в книге с позиций исторической поэтики с выходом ее в поэтику лингвистическую, в теорию интерпретации и понимания стихотворного текста, обрисовано многоцветье самых разных индивидуальностей и творческих дарований — от корифеев до менее известных, иногда почти забытых стихотворцев.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов гуманитарных учебных заведений, учеников старших классов лицеев, гимназий и школ, а также для читателей, интересующихся отечественной поэзией.
ISBN978-5-9765-0808-8 (ФЛИНТА)
УДК821.161.1"18"(075.8)
ББК83.3(2=411.2)5я73
Граудина, Л. К. Русское слово в лирике XIX века. 1840-1900 : учеб. пособие / Г. И. Кочеткова; Л. К. Граудина .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2024 .— 598 с. : ил. — ISBN 978-5-9765-0808-8 (ФЛИНТА) .— URL: https://rucont.ru/efd/244175 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В учебном пособии освещена послепушкинская эпоха (1840—1900), когда литературные нормы и вкусы заметно менялись. <...> 5 Поэтический Олимп России в послепушкинское время . <...> 51 стилистика темы Эроса в поэзии: душа и чувство . <...> 253 Романтическая лирика в контексте теории чистого искусства . <...> 269 А.А. Фет — поэт весны и сокровенных чувств . <...> 508 Эволюция поэтики позднего романтизма (последние десятилетия XIX в.) <...> Послепушкинская поэзия 40—90-х годов XIX в. — это особый материк, со своими разительными контрастами, драматическими сюжетами и величественными достижениями. <...> Главная особенность поэтов Золотого века состоит в том, что каждый из них, при всем удивительном разнообразии индивидуальностей и талантов, выполнял духовную миссию, которую создатели поэзии осознавали как служение отечеству, своему обществу и народу России. содержание, мотивы, жанры послепушкинской поэзии, так же как средства и способы словесно-художественного творчества, хотя и развивались под знаком классической пушкинской поэзии и других поэтов пушкинской поры 1-й трети XIX в., но все же с 1 Ильин И.А. <...> В предлагаемой вниманию читателей книге принят другой принцип изложения — по поэтическим школам, группам и направлениям. так, в отдельных главах излагаются сведения о поэтике любомудров и славянофилов; рефлективной лирике; романтической лирике; демократической лирике; поэтике предсимволистов и т.д. <...> Вместе с тем внутри каждой главы рассмотрено творчество отдельных поэтов. <...> Фет, А. толстой, Мей, тютчев — вся плеяда дворянско-крепостнической и либеральной литературы была проведена сквозь строй пародий «искровцев»1 приглаженной, утонченной, рафинированно-созерцательной поэзии Фета «искровцы» обнажили лицо врага, лицо крепостника»2 . <...> 13 За исключением очень немногих поэтов, вышедших из разночинных и жения. таких поэтов, как А.А. Фет, А.Н. Майков, я. <...> и др., литературоведы нередко ставили на второе место по сравнению с поэтами демократического направления, придерживавшихся <...>
Русское_слово_в_лирике_XIX_века._1840-1900_(2).pdf
УДК 821.161.1"18"(075.8) ББК 83.3(2=411.2)5я73 Г77 Ответственный редактор д-р филол. наук, профессор Г.Я. Солганик Р е ц е н з е н т ы: академик РАО, д-р филол. наук, профессор В.Г. Костомаров д-р филол. наук, профессор О.В. Никитин Граудина Л.К. Г77 Русское слово в лирике XIX века. 1840—1900 : учеб. пособие / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. — 3- е изд., стер. — М осква : ФЛИНТА, 2024. — 598 с. — ISBN 978-5-9765-0808-8. — Текст : которая внесла величайший, ни с чем не сравнимый вклад не только в русскую, но и в общечеловеческую культуру. В учебном пособии освещена послепушкинская эпоха (1840—1900), когда литературные нормы и вкусы заметно менялись. Этапы эволюции русской лирики XIX в. осмыслены в книге с позиций исторической поэтики с выходом ее в поэтику лингвистическую, в теорию интерпретации и понимания стихотворного текста, обрисовано многоцветье самых разных индивидуальностей и творческих дарований — от корифеев до менее известных, иногда почти забытых стихо творцев. Для студентов, аспирантов гуманитарных учебных заведений, учеников старших классов лицеев, гимназий и школ, а также для читателей, интересующихся отечественной поэзией. УДК 821.161.1"18"(075.8) ББК 83.3(2=411.2)5я73 электронный. Книга посвящена искусству слова в русской поэзии Золотого века, ISBN 978-5-9765-0808-8 © Издательство «ФЛ ИНТА» , 2023 © Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова, 2023 2
Стр.2
ОГЛавЛенИе Введение ............................................................................................................................5 Поэтический Олимп России в послепушкинское время ...............................18 Часть I ПОЭтИЗАцИя хРИстИАНсКИх ИДей, теМ РОДИНы, ПРИРОДы И ЛюБВИ ........................................... 21 христианство и поэтическое творчество ............................................................26 О поэтике русской стихотворной «молитвы» ...................................................31 Поэты о судьбе страны и народа: родина — природа — история ................51 стилистика темы Эроса в поэзии: душа и чувство .........................................83 средства, способы и приемы словесно-художественного творчества ......121 Часть II ПОЭтИЧесКИе НАПРАВЛеНИя, шКОЛы, ГРУППы ......173 Поэтика любомудров и славянофилов ..............................................................174 Российский Леонардо да Винчи ..................................................................177 «В Россию веруя...» ...........................................................................................182 Ф.И. тютчев: поэт-мыслитель, создатель речей, «которым не суждено умереть» ....................................................................199 Рефлективная лирика: особенности поэтики .................................................238 А.А. Григорьев — поэт «страданий, страсти и сомнений...» ................242 «Вера в идеал» А.Н. Плещеева .....................................................................253 Романтическая лирика в контексте теории чистого искусства ................269 А.А. Фет — поэт весны и сокровенных чувств ........................................271 «Приди, товарищ дум, мой стих благоуханный!». Поэзия А.Н. Майкова ......................................................................................................296 «служенье истине, добру и красоте...». Муза я.П. Полонского .......326 3
Стр.3
Женская поэзия — феномен XIX века ...............................................................337 «святое ремесло» К.К. Павловой ................................................................363 Исповедальная лирика е.П. Ростопчиной ...............................................373 История и фольклор в лирике русских романтиков ....................................391 «Духовное созерцание» А.К. толстого .......................................................392 Возвышенный мир поэзии Л.А. Мея ..........................................................422 Поэтика комических и сатирических стихотворных жанров 2-й половины XIX в. ................................................................................................438 Блестящая литературная шутка А.К. толстого и братьев Жемчужниковых ...........................................................................440 О поэтике русской эпиграммы .....................................................................453 Демократическая гражданская лирика: особенности поэтики .................477 Н.А. Некрасов: «я лиру посвятил народу своему...» .............................480 «Наше сердце по2лно было к человечеству любовью...» О поэтах некрасовской школы ........................................................................................508 Эволюция поэтики позднего романтизма (последние десятилетия XIX в.) ..........................................................................535 В.с. соловьев — поэт духовного обновления .........................................561 Поэт–импрессионист, поэт недосказанной тайны и ускользающей красоты. Иннокентий Анненский ..............................571 Заключение .................................................................................................................586 Источники цитируемых произведений .............................................................590 Литература ..................................................................................................................593 4
Стр.4