Под прикладной культурологией, как правило, понимают область научного знания, «раскрывающую принципы использования фундаментальных знаний о культуре и механизм хомизации, социализации и инкультурации в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов; разработки и реализации технологий формирования благоприятной культурной среды; удовлетворения и дальнейшего обогащения духовных интересов и потребностей человека, развития его творческих потенций» [1]. т. е. прикладная культурология есть канал, по которому фундаментальные культурологические знания перетекают в область практической деятельности – законотворческой, исполнительской, технологической и т. п. на различных уровнях социальной иерархии, в том числе и на регио НИИ прИкладНой культурологИИ нальном. в этом случае вполне можно согласиться с М. А. Ариарским с его характеристикой прикладной культурологии. <...> Прикладная культурология исходит из необходимости раскрытия механизма формирования в каждом человеке повседневной, практической культуры, которая обеспечивает самоконтроль социального бытия, утверждает культуру труда, познания, быта, досуга, семейных отношений, делового и неформального общения» [2]. <...> Мировая художественная культура включает в себя обязательный компонент – музыкальную культуру, которая может быть рассмотрена как система функционирования различных видов деятельности. если раньше, при централизованной политике, в научном осмыслении музыкальная культура носила обобщенный характер (музыкальная культура РСФСР), то сейчас государством выработаны основные направления, дающие «зеленый свет» для активизации культурной жизни в регионах, и, следовательно, рассмотрение понятия «музыкальная культура» теперь может происходить в более узком территориальном и демографическом смыслах. <...> Развитие регионалистики имеет большое научное и практическое <...>
Устойчивое_развитие_и_культура_регионов.pdf
НИИ прИкладНой культурологИИ
Администрация Кемеровской области
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Научно-исследовательский институт прикладной культурологии
Западно-Сибирское отделение Российской академии естественных наук
Кемеровское отделение Петровской академии наук и искусств
УСтойчивое РАЗвитие и КУльтУРА
РегиоНов
Материалы международной научно-практической
конференции
(г. Кемерово, 17–20 апреля 2007 г.)
Кемерово 2007
1
Стр.1
НИИ прИкладНой культурологИИ
УДК 008
ББК 71.4(2)
У91
ответственный редактор
доктор философских наук, профессор П. И. Балабанов
Редакционная коллегия:
доктор философских наук, профессор И. Ф. Петров,
доктор культурологии Н. Т. Ултургашева
У91 Устойчивое развитие и культура регионов [текст]: Материалы международной
научно-практической конференции, Кемерово, 17–20 апреля
2007 / отв. ред. П. и. Балабанов; ред. кол.: П. и. Балабанов, и. Ф. Петров,
Н. т. Ултургашева; Кемеров гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово:
КемгУКи, 2007. – 380 с.
ISBN� 978-�-81�4-014�-4
УДК 008
ББК 71.4(2)
ISBN� 978-�-81�4-014�-4
2
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2007
© Балабанов П. и., о
© Балабанов П. и., ответственный ре
енный редактор, 2007
ор, 2007
Стр.2
НИИ прИкладНой культурологИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Секция 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ
Астаурова Г. А., Кузнецова Н. В.
Современная культура: антиномия массовизации и персонализации................................... 4
Акименко Г. В.
Русский символизм как культурный феномен......................................................................... 8
Балабанов П. И., Зауэрвайн Л. Т.
Региональные аспекты устойчивого развития........................................................................ 12
Баранова Н. А.
Максима этического сознания.................................................................................................. 1�
Беркий Е. Ю.
Роль маркетинга в формировании конкурентоспособного специалиста в социально-культурной
сфере............................................................................................................................... 19
Бородина Е. М.
Современное состояние песенной традиции Кемеровской области..................................... 22
Булатова Ю. Е.
из опыта работы Красноярского краевого колледжа культуры и искусств по развитию
новых специальностей............................................................................................................... 2�
Волкова Т. А.
Культура гендерных отношений и устойчивое развитие....................................................... 29
Гончарова Е. А.
опыт системного анализа музыкальной культуры г. Междуреченска.................................. 33
Григорьянц Т. А.
Пластическая культура Кузбасса.............................................................................................. 38
Жукова О. И.
общество постмодерна и его воздействие на современную личность................................. 4�
Карпова Н. Н.
освоение ювелирного дела как актуализация этнохудожественного образования региона
в системе дополнительной и профессиональной подготовки по декоративно-прикладному
творчеству.............................................................................................................................. �1
Калигойда Е. В.
Механизмы диалога культур на примере церковных песнопений сибирских композиторов............................................................................................................................................
�4
Киселев А. В.
К вопросу о становлении научного краеведения в России.................................................... �9
Колчева Э. М.
Этнофутуризм как поиск устойчивого пути развития этноса................................................ �4
Кузнецова Е. С., Иванова Е. С.
Культурологи о причинах и последствиях для субъекта российской культуры глобалистских
трансформаций в сфере образования.............................................................................. �9
Кряклина Т. Ф.
основные направления и формы внутринационального взаимодействия традиционной
и профессиональной художественной культуры (на материале алтайской культуры)........ 73
Курбатов В. П.
Региональный театр и его социальные функции.................................................................... 78
Ленкова Ю. П.
Проблемы практического освоения экономических специальностей в колледже............... 82
Логунова Л. Ю.
Социальные функции кровнородственных союзов................................................................ 8�
Миненко Л. В.
Ценности народной культуры как фактор социализации и воспитания новых поколений
россиян........................................................................................................................................ 92
380
Стр.380
Минулина Н. А.
Региональная народная художественная культура как потенциал развития детей раннего
возраста в современных условиях............................................................................................ 98
НИИ прИкладНой культурологИИ
Муронов А. А.
Культура как единство общего и особенного........................................................................... 102
Найдина Е. Н.
историко-культурные предпосылки модернизации святочного обряда Западной Сибири 10�
Насонова М. Е.
Проблемы современного состояния проектирования и функционирования городской
среды крупных городов Кузбасса............................................................................................. 110
Печенина Н. М.
творческое наследие А. и. чудоякова в этнокультурной истории шорцев.......................... 114
Рудич Л. И.
Проектный менеджмент в условиях реформирования отрасли культуры на региональном
уровне.................................................................................................................................. 118
Русина Н. В.
Специфика формирования культуры украинской диаспоры на территории юга Красноярского
края (на примере поселений XVII–XX веков)........................................................... 124
Сечина И. А.
особенности современного взгляда на музыкознание с позиции науки.............................. 130
Стенюшкина Т. С., Грибовская О. В.
Современное бытование языческой обрядности восточных славян..................................... 13�
Тенешева О. Н.
Развитие шорского народного творчества в Кузбассе............................................................ 141
Ултургашев Г. Г.
влияние техногенеза и культурогенеза на природу мышления и сознания......................... 14�
Фирер Н. Д.
особенности гендерных отношений енисейского казачества............................................... 1�1
Фурсова Е. Ф.
Создание этноэкологических систем развития восточнославянскими переселенцами
Западной Сибири........................................................................................................................ 1��
Шейко И. В.
Специфика подготовки преподавателей декоративно-прикладного творчества в современном
региональном вузе........................................................................................................ 1�1
Шерпаева А. Ю.
Музыкально-культурная деятельность в формировании здоровья человека....................... 1�4
Шимчук Т. А.
Православие святых как основа устойчивого развития России............................................ 170
Шорохова И. В., Чернова А. И.
Хоровая культура Кузбасса как культурологическая модель системного подхода.............. 17�
Штуден Л. Л.
Культурная роль русской провинции в эпоху перемен........................................................... 181
Секция 2. НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ОСНОВА КРОСС-КУЛЬТУРНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
Бакланова Т. И.
традиционная народная культура как одно из приоритетных направлений стратегии
развития Московского государственного университета культуры и искусств..................... 18�
Бортников С. Д.
Международные связи художественной интеллигенции Сибири в последней трети
ХХ века: достижения и просчеты............................................................................................. 190
381
Стр.381
Васеха Л. И.
Этнохудожественное образование в контексте устойчивого развития культуры региона
и деструктивных тенденций Болонского процесса................................................................. 194
НИИ прИкладНой культурологИИ
Гусева О. В.
Система российского музыкального образования: на пороге перемен................................. 198
Самбалхундэв Х. -Э., Сандаг Э., Красиков В. И.
традиции монгольского народного образования в контексте современных образовательных
процессов............................................................................................................................ 20�
Сокол О. В.
отражение художественных особенностей русской народной песни в курсе истории
отечественной музыки............................................................................................................... 209
Стрельцова М. И.
Сохранение духовной доминанты в содержании подготовки специалистов по народной
художественной культуре в контексте образовательной политики XXI века.......................XXI
214
Терада М., Сузукей В. Ю.
Музыкальная культура тувы – взгляд из Японии................................................................... 218
Ткаченко Л. А.
искусство художественной керамики в Западной Сибири в �0–90-х годах ХХ века.......... 222
Ултургашева Н. Т.
Методологические аспекты этнокультурного образования коренных народов Сибири
в контексте устойчивого развития............................................................................................ 22�
Секция 3. ТЮРКО-МОНГОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ЕВРАЗИИ
Анжиганова Л. В.
Этноконфессиональные отношения в Республике Хакасия (социологический аспект)..... 232
Артына С. Б.
тувинский фольклор: о роли смеховой культуры................................................................... 23�
Аюшева Д. В.
Буддийские общества на Западе............................................................................................... 239
Базаров Б. В.
внутренняя Монголия КНР и Монголия: взаимодействие в условиях мировой глобализации........................................................................................................................................
242
Базарова В. В.
опыт унификации языков полиэтническом обществе в 1920–1930-е годы (на материалах
Республики Бурятия).................................................................................................................. 248
Базаров В. Б.
Россия, Китай и Монголия: к вопросу о перспективах взаимодействия.............................. 2�3
Барабаш В. П.
Этнокультурные процессы и этнокультурное образование в Южной Сибири: проблемы
и перспективы............................................................................................................................. 2�8
Баярсайхан Бадарчийн
Родовые тамги домашних животных цэнгэльских тувинцев Монголии............................... 2�1
Гекман Л. П.
Космологические универсалии в мифопоэтике народов Сибири......................................... 2�3
Жамсуева Д. С.
Бурятское искусство XVIII – наXVIII – начала XX
XX веков.......................................................................
2�8
Иванова И. П.
Межэтническое взаимодействие этносов и диаспор юга Сибири......................................... 273
Красиков В. И.
особенности религиозной харизмы на востоке и Западе...................................................... 277
Красиков В. И., Сандаг Э.
особенности универсалий традиционной культуры монголов............................................. 281
382
Стр.382
Кужугет А. К.
вклад Н. Ф. Катанова в изучение тувинской традиционной культуры................................. 28�
НИИ прИкладНой культурологИИ
Кузнецова Е. С., Гудадзе Л. Д.
особенности работы национальных общественных объединений в Кемеровской области
в 1991–200� годах....................................................................................................................... 290
Мазай Л. Ю.
Культурологический анализ обрядовой музыки тюрков Саяно-Алтая................................. 293
Монгуш А. Д.-Б.
«Природа и человек» в музыкальной культуре тувинцев....................................................... 297
Неманова Э. А.
Архетип новогоднего персонажа в традиционной культуре монгольских народов............ 301
Сузукей В. Ю.
Музыка тувы и ее вклад в общечеловеческую культуру........................................................ 30�
Татаринцева М. П.
Культура малых локальных комплексов (на примере старообрядцев тувы)........................ 311
Тенешева Л. А.
один из видов традиционного занятия шорцев (кузнецких татар)....................................... 31�
Тиникова Ю. К.
историко-культурное происхождение и особенности «Пого» в этнической культуре
хакасов и ее состояние в современности................................................................................. 321
Ултургашева И. Г.
Народно-песенное исполнительство хакасов: традиция и импровизация............................ 324
Хертек Л. К.
Зооморфная пространственно-временная символика в традиционной культуре тувинцев 327
Чайковская Е. Н.
Программа «традиционная культура шорцев» в школьном изучении: опыт реализации
регионального компонента........................................................................................................ 331
Секция 4. МУЗЕЙ В КУЛЬТУРЕ РЕГИОНА
Белянкина А. А., Кобежикова И. В.
Школьный музей как фактор сохранения историко-культурного наследия народов Хакасии
и устойчивого развития образовательного процесса....................................................... 334
Гербер Г. Г.
Мини-музей при сельской библиотеке как условие формирования духовно-нравственной
среды населения.................................................................................................................. 338
Канторович Н. Я., Колмогорова Н. А., Селютина Я. В.
Музей – центр воспитательной работы со студентами.......................................................... 343
Киселев А. В.
К вопросу о периодизации отечественной истории................................................................ 347
Кошелева Л. Ю., Севастьянова Э. А.
Музейная педагогика в художественно-эстетическом образовании...................................... 3��
Макарчук Я. В., Севастьянова Э. А.
возрождение этнической культуры Хакасии средствами музейной педагогики................. 3�8
Поправко Е. А.
влияние социально-экономического кризиса 1980–1990-х годов на работу государственных
и муниципальных музеев Приморского края.................................................................. 3�2
Султанбаева К. И.
Николай Федорович Катанов как музеевед.............................................................................. 3�7
Чимитдоржин Д. Г.
из истории Санкт-Петербургского буддийского храма «гунзэчойнэй»............................... 371
Ташкенова Ю. И.
Специфические особенности женского горлового исполнительства коренных народов
Сибири: проблемы сохранения и перспективы развития....................................................... 37�
383
Стр.383