Вестник ТвГУ, серия «Педагогика и психология» 2013 г. Выпуск 2 Редакционная коллегия серии: доктор педагогических наук, профессор И.Д. Лельчицкий (главный редактор) член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор А.В. Юревич действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Б.М. Бим-Бад доктор психологических наук, профессор Т.А. Жалагина, доктор психологических наук, профессор Г.Ю. Ксензова, кандидат психологических наук, доцент М.В. Мороз (зам. главного редактора) - 1 - Вестник ТвГУ. <...> Психологические особенности амбивалентности ценностных ориентаций у студентов юношеского возраста . <...> К структуризации понятия «эмоциональная компетентность» в профессиональной деятельности педагога . <...> Идеальный учитель в трактовке критической педагогики Питера Мак-Ларена и Джона Тэйлора Гатто . <...> 121 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Курепина Т.Г. Тьюторство: история вопроса и вызовы современности . <...> Методологические аспекты идеала школы в воззрениях К.Д. Ушинского . <...> «Культура здоровья» как предмет теоретических исследований в педагогической науке . <...> Педагогическое сопровождение семьи в профилактике подростковой наркомании . <...> Разработка методики прогнозирования профессиональной успешности мастеров-консультантов технических центров автомобильных компаний . <...> Роль околоспортивной субкультуры в формировании гендерной идентичности мужчин . <...> ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УДК 159.922-057.87 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АМБИВАЛЕНТНОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Т.Н. <...> В юношеском возрасте активно развивается мировоззрение, «Я – концепция», что связано с социальными и внутренними изменениями, в частности с развитием личностной амбивалентности. <...> Психология студентов юношеского возраста характеризуется определённой социальной ситуацией развития: профессиональное образование, полусамостоятельная взрослая жизнь. <...> Наше понимание содержания категории личностной амбивалентности отличается <...>
Вестник_Тверского_государственного_университета._Серия_Педагогика_и_психология_№2_2013.pdf
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2013. Выпуск 2.
Вестник ТвГУ, серия «Педагогика и психология»
2013 г. Выпуск 2
Редакционная коллегия серии:
доктор педагогических наук, профессор И.Д. Лельчицкий
(главный редактор)
член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор
А.В. Юревич
действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор
Б.М. Бим-Бад
доктор психологических наук, профессор Т.А. Жалагина,
доктор психологических наук, профессор Г.Ю. Ксензова,
кандидат психологических наук, доцент М.В. Мороз
(зам. главного редактора)
- 1 -
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2013. Выпуск 2.
СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Зелинская Т.Н. Психологические особенности амбивалентности ценностных
ориентаций у студентов юношеского возраста ...................................................... 7
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Романов А.А., Новосёлова О.В. Топономия психологического пространства
вербальных практик-угроз ...................................................................................... 20
Одинцова Л.А. Слухи как элемент неформальной коммуникации в малой группе... 33
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Самусенко И.Л. К структуризации понятия «эмоциональная компетентность» в
профессиональной деятельности педагога ............................................................. 39
Становова Л.А. Рефлексия как интегрирующий компонент в структуре
профессиональной компетентности социального работника ............................... 44
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Тюлин М.Ю. Эмпатия как важнейшее качество педагога в искусстве внутренних
трансформаций субъектов образования .................................................................. 51
Крылова М.А. Анализ читательской деятельности будущих педагогов как способ
диагностики у них профессионального мышления ............................................... 57
Жалагина Т.А., Мороз М.В. Психолого-педагогическое сопровождение
одаренных студентов в вузе ..................................................................................... 69
УЧИТЕЛЬ И СОЦИУМ
Анисимов В.П., Золотарев А.О. Предприимчивость как ведущее качество
личности современного педагога............................................................................. 75
ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
Зубков А.Ю. Готовность к интеграции в поликультурное пространство как
педагогическая категория ......................................................................................... 84
Анисимов В.П., Лобзаров В.М. Искусство в развитии элитной личности ................. 90
Спиридонов Р.Е., Конькова Н.А. Интеграция семьи и школы как фактор развития
ребенка в младшем школьном возрасте .................................................................. 97
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ
Астапенко Е.В. Идеальный учитель в трактовке критической педагогики Питера
Мак-Ларена и Джона Тэйлора Гатто ....................................................................... 103
Крестинский И.С. О соотношении принципов сознательности и
коммуникативности в интегративной лингводидактике ....................................... 113
Сухова Н.А. Поликультурная картина мира студентов ............................................... 121
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Курепина Т.Г. Тьюторство: история вопроса и вызовы современности ..................... 131
Довгалёва И.В. Проблемы адаптации преподавателей и студентов к
дистанционному обучению ..................................................................................... 141
Добросмыслова С.Н. К вопросу о сущности тьюторства как особой
профессиональной деятельности в системе высшего образования ...................... 149
- 2 -
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2013. Выпуск 2.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Климина А.В. Методологические аспекты идеала школы в воззрениях
К.Д. Ушинского ......................................................................................................... 156
Лобзаров В.М., Демурчян Г.А. Реализация принципа преемственности в
образовательной деятельности российской классической гимназии и
университета конца XIX– начала XX века и опыт современности ..................... 165
Журавлева Т.А. Л.Н. Толстой о воспитании духовно-свободной и творческой
личности ..................................................................................................................... 179
Ковыльникова Т.С., Хохлова О.Н. Модели межличностных отношений в
университетах России в последней четверти XIX – начале ХХ века ................... 189
Скударева Г.Н. Актуализация идей А.С. Макаренко о социальнопедагогическом
взаимодействии школы и общества в деятельности
школьного cоциокультурного комплекса ............................................................... 199
Климина А.В., Лельчицкий И.Д. Тенденции поиска образа школы будущего в
отечественной педагогике начала ХХ века ............................................................. 209
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Данелян Е.Г., Корпусова Ю.А. Речевое поведение носителя русского языка
(учителя) при работе с детьми-инофонами ............................................................. 218
Данелян Е.Г. Пути активизации речевых действий детей-инофонов ........................ 224
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Звездина М.Л. «Культура здоровья» как предмет теоретических исследований в
педагогической науке ............................................................................................... 229
СЛОВО МОЛОДЫМ
Федорова Е.А. К проблеме сопровождения детей и родителей, переживающих
страхи ......................................................................................................................... 239
Булычева Е.С. Педагогическое сопровождение семьи в профилактике
подростковой наркомании ........................................................................................ 246
Голубихина Ю.Ю. Особенности стратегий совладающего поведения у водителей
автотранспорта («скорой помощи» и государственной инспекции по
безопасности дорожного движения)........................................................................ 252
Чернышова О.В. Разработка методики прогнозирования профессиональной
успешности мастеров-консультантов технических центров автомобильных
компаний ................................................................................................................... 258
Соколова А.С. Психологическое сопровождение профессиональной
деятельности специалиста службы технической поддержки ................................ 266
Калмыкова А.И. Роль околоспортивной субкультуры в формировании гендерной
идентичности мужчин .............................................................................................. 273
Клейникова Т.П. К вопросу о психолого-педагогической профилактике
негативизма детей ..................................................................................................... 284
Унру О.В. Особенности ценностной сферы младших и старших подростков ......... 293
Ламзина Ю.А. Особенности становления и развития гендерных исследований в
образовании на Западе и в Америке ........................................................................ 301
Трифонова С.А. Влияние комплекса педагогических условий на формирование
готовности педагогов к реализации инновационной деятельности ..................... 309
Гудименко Ю.Ю. Психологическая готовность к инновационной деятельности
воспитателей ДОУ, как одна из проблем модернизации образования ................. 318
Копылова Н.В., Королева А.А. Эмпирическая модель психологических
характеристик студента, противодействующего обучению и саморазвитию ..... 326
- 3 -
Стр.3