Вестник ТвГУ, серия «Педагогика и психология» 2013 г. Выпуск 1 Редакционная коллегия серии: доктор педагогических наук, профессор И.Д. Лельчицкий (главный редактор) член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор А.В. Юревич действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Б.М. Бим-Бад доктор психологических наук, профессор Т.А. Жалагина, доктор психологических наук, профессор Г.Ю. Ксензова, кандидат психологических наук, доцент М.В. Мороз (зам. главного редактора) - 1 - Вестник ТвГУ. <...> 42 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тихомирова О.Г. Организационная культура как основа устойчивого развития и самоорганизации социально-экономических систем . <...> Духовно-нравственная ориентация как процесс и результат подготовки специалистов по социальной работе . <...> Диагностика готовности педагогов к сопровождению социализации младших школьников . <...> Ценностно-рациональное действие учителя как «единица» этикопедагогической деятельности . <...> Педагогическое обеспечение готовности воспитанников суворовских военных училищ к интеграции в поликультурное пространство . <...> Распредмечивание субъективно-ценностных реальностей как условие и компонента арт-педагогики . <...> Психолого-педагогические методологические основы грамматико-переводного метода обучения иностранным языкам . <...> Формирование профессиональных компетенций бакалавров социальной работы с использованием метода кейс-стади . <...> Причины появления детско-родительских конфликтов и перспективы их разрешения в арт-педагогической практике образования. <...> Проблема эффективности развития личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов . <...> Гусев, А.С. Дубчук МГУ имени М.В. Ломоносова Исследуется взаимосвязь ядерного и семантического слоев образа мира (А.Н. Леонтьев, Е.Ю. Артемьева) двух групп профессионалов – психологов и педагогов. <...> Ключевые слова: психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев), психология субъективной семантики, образ мира <...>
Вестник_Тверского_государственного_университета._Серия_Педагогика_и_психология_№1_2013.pdf
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2013. Выпуск 1.
Вестник ТвГУ, серия «Педагогика и психология»
2013 г. Выпуск 1
Редакционная коллегия серии:
доктор педагогических наук, профессор И.Д. Лельчицкий
(главный редактор)
член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор
А.В. Юревич
действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор
Б.М. Бим-Бад
доктор психологических наук, профессор Т.А. Жалагина,
доктор психологических наук, профессор Г.Ю. Ксензова,
кандидат психологических наук, доцент М.В. Мороз
(зам. главного редактора)
- 1 -
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2013. Выпуск 1.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Чернецкая Н.И. Творческое мышление и творчество: к проблеме соотношения
понятий ...................................................................................................................... 6
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Гусев А.Н., Дубчук А.С. Связь различных слоев образа мира с
профессиональным опытом личности ..................................................................... 11
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Сергеев А.А. Манипулирование массовым сознанием с помощью фольклорноментальных
элементов коммуникации ................................................................... 27
Романов А.А., Малышева Е.В. Аффективный «заряд» тактильных действий
социальной интеракции ............................................................................................ 33
Челнокова Е.А., Казначеева С.Н. Нарратив как речеповеденческая модель .............. 42
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тихомирова О.Г. Организационная культура как основа устойчивого развития и
самоорганизации социально-экономических систем ............................................. 50
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Караванова Л.Ж., Губская–Борисова Н.В. Духовно-нравственная ориентация как
процесс и результат подготовки специалистов по социальной работе ................ 64
Митина Г.В. Диагностика готовности педагогов к сопровождению социализации
младших школьников ............................................................................................... 74
Серебрякова Т.А. Разработка и экспериментальная апробация программы
социокультурного развития детей дошкольного возраста .................................... 84
УЧИТЕЛЬ И СОЦИУМ
Шадрина И.М. О соотношении положения учителя в обществе и его сознания ....... 93
Бездухов А.В. Ценностно-рациональное действие учителя как «единица» этикопедагогической
деятельности .................................................................................. 101
ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
Черняк А.Г. Поликультурные тенденции развития социума как фактор
актуализации патриотического воспитания ........................................................... 113
Зубков А.Ю. Педагогическое обеспечение готовности воспитанников
суворовских военных училищ к интеграции в поликультурное пространство ... 118
Богатырёв А.А., Богатырёва О.П. Распредмечивание субъективно-ценностных
реальностей как условие и компонента арт-педагогики ....................................... 123
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ
Астапенко Е.В. Предпосылки развития школьного образования в сша в XVIII -
XIX веках ................................................................................................................... 133
Крестинский И.С. Психолого-педагогические методологические основы
грамматико-переводного метода обучения иностранным языкам ....................... 143
Савочкина Т.С. Университеты третьего возраста в системе непрерывного
образования ............................................................................................................... 151
- 2 -
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2013. Выпуск 1.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Лельчицкий И.Д., Мороз М.В. Формирование профессиональных компетенций
бакалавров социальной работы с использованием метода кейс-стади ................ 158
Маслова Т.А. Формирование ценностно-смысловых компетенций будущего
педагога в вузе ........................................................................................................... 165
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Климина А.В. Обоснование миссии школы в педагогических воззрениях
Н.И. Пирогова ............................................................................................................ 174
Лобзаров В.М., Демурчан Г.А. Образовательная деятельность школ русского
зарубежья 20-50-х гг. XX в. как уникальный феномен духовного развития
личности ..................................................................................................................... 181
Лобзаров В.М., Корпусова Ю.А. Исторические истоки духовных основ
отечественного элитного образования .................................................................... 196
Нестерова И.Ф. Концептуальные основы и опыт нравственно-этического
воспитания детей и подростков в педагогическом наследии выдающегося
педагога XX в. В.А. Сухомлинского ....................................................................... 205
Ваганова О.И. Историко-педагогические основы формирования основных
компонентов содержания профессионально-педагогического образования ....... 213
Лобзаров В.М., Тузова А.И. К.Д.Ушинский И П.Ф.Каптерев о реализации
принципа народности в российском образовании ................................................. 225
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Данелян Е.Г. Влияние родных языков на русскую речь детей-инофонов ................. 236
Остроумова Ю.С. Проблематика современных наукоемких технологий как
предмет практико-ориентированного исследовательского обучения при
подготовке педагогических кадров по физике ....................................................... 242
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Шевченко Е.А., Шевченко А.С., Жалагина Т.А. Информационные технологии в
индивидуальном обучении одаренных детей ......................................................... 254
Анисимов В.П., Поспелова И.В. Причины появления детско-родительских
конфликтов и перспективы их разрешения в арт-педагогической практике
образования................................................................................................................ 260
Анисимов В.П., Валиева Е.А. К проблеме развития перинатальной
психопедагогики ...................................................................................................... 269
Звездина М.Л. Концептуальные основы инновационного курса «Образ жизни и
здоровье» в условиях гуманитаризации образования ............................................ 276
СЛОВО МОЛОДЫМ
Степаненко Е.В. Особенности проявления коммуникативной компетентности
преподавателей высшей и средней школы в контексте профессиональной
деятельности .............................................................................................................. 285
Барышева А.В. О состоянии профориентационной работы с совершеннолетними
осужденными ............................................................................................................. 293
Верховцева Э.Ф. Психологические характеристики личности и самоотношение
ВИЧ-инфицированных матерей ............................................................................... 302
Сун Лэй. Проблема эффективности развития личностно-значимых позиций
студентов средствами дебатов ................................................................................. 310
Теречева М.Н. Здоровьесберегающие технологии как способ управления рисками
в речевой деятельности педагога ............................................................................. 320
Условия и порядок приема публикаций ......................................................................... 332
- 3 -
Стр.3