Вестник ТвГУ, серия «Педагогика и психология» 2012 г. Выпуск 4 Редакционная коллегия серии: доктор педагогических наук, профессор И.Д. Лельчицкий (главный редактор) член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор А.В. Юревич действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Б.М. Бим-Бад доктор психологических наук, профессор Т.А. Жалагина, доктор психологических наук, профессор Г.Ю. Ксензова, кандидат психологических наук, доцент М.В. Мороз (зам. главного редактора) Вестник ТвГУ. <...> Социальный конструкционизм: точка зрения на социальнодискурсивный мир . <...> Система ключевых педагогических компетенций преподавателя высшего учебного заведения . <...> Социокультурные барьеры реализации компетентностного подхода в условиях высшего учебного заведения . <...> 161 Юсупов В.З., Коротаев В.Г. Проектно-целевой подход к организации образовательного процесса в вузе . <...> П.П. Блонский об организации среды как основе воспитательной работы с детьми . <...> Сущность аксиологического пространства воспитания толерантности студента . <...> 292 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ Грибанов Г.А., Осипов В.Г. О положении тверских вузов в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и роли науковедческой методологии в совершенствовании высшего образования в регионе . <...> Педагогическая модель формирования речевой готовности ребенка . <...> Педагогическая организация культурно-досуговой работы среди студенческой молодежи в условиях социокультурной образовательной среды (на примере технического вyза) . <...> Арт-педагогические возможности обеспечения чувства безопасности как фактора профилактики детских страхов . <...> On the situation in Russia's tver universities scientific citation index (RINC) and the role of naukoved methodology to improve higher education in the region . <...> 5а), e-mail: rogal.anna@gmail.com КОРОТКИНА Елена Дмитриевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, социальной работы и социальной психологии, ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» (170100, г. Тверь, ул. <...> УДК 81’272 СОЦИАЛЬНЫЙ <...>
Вестник_Тверского_государственного_университета._Серия_Педагогика_и_психология_№4_2012.pdf
Вестник ТвГУ, серия «Педагогика и психология»
2012 г. Выпуск 4
Редакционная коллегия серии:
доктор педагогических наук, профессор И.Д. Лельчицкий
(главный редактор)
член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор
А.В. Юревич
действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор
Б.М. Бим-Бад
доктор психологических наук, профессор Т.А. Жалагина,
доктор психологических наук, профессор Г.Ю. Ксензова,
кандидат психологических наук, доцент М.В. Мороз
(зам. главного редактора)
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2012. Выпуск 4.
СОДЕРЖАНИЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Рогаль А.В., Короткина Е.Д. Роль и особенности коммуникативного процесса в
профессиональной деятельности менеджера по работе с клиентами в сфере
business to business..................................................................................................... 7
Челнокова Е.А. Социальный конструкционизм: точка зрения на социальнодискурсивный
мир ................................................................................................... 22
Харитонов И.Н. Использование понятия «национальная идентичность» в
качестве самостоятельной категории в социальной психологии .......................... 28
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Скороходова Н.Ю. Ресурсы власти учителя и роль нормативной власти при
организации учебной деятельности ..................................................................... 35
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Половые дихотомии психического развития детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста ...................................... 43
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Акопова М.М., Давиденко Н.В. Применение интернет-технологий в
современном образовательном пространстве ......................................................... 52
Анисимов В.П. Гармонизация взаимоотношений субъектов арт-педагогического
процесса ..................................................................................................................... 57
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Богданова Л.П., Хохлова Е.Р. Компетентностный подход как основа подготовки
профессионалов для сферы туризма ....................................................................... 70
Добросмыслова С.Н., Лельчицкий И.Д., Мороз М.В. Теоретические подходы к
разработке системы педагогических компетенций преподавателя высшего
учебного заведения ................................................................................................... 80
Ершов В.А., Добросмыслова С.Н., Щербакова С.Ю. Система ключевых
педагогических компетенций преподавателя высшего учебного заведения ....... 85
Ершов В.А., Щербакова С.Ю., Мороз М.В. Социокультурные барьеры
реализации компетентностного подхода в условиях высшего учебного
заведения .................................................................................................................... 93
Копылова Н.В. Акмеологическая модель подготовки психолога в системе
высшего образования ................................................................................................ 98
Лельчицкий И.Д., Ершов В.А., Щербакова С.Ю. Профессиональная позиция
преподавателя вуза в контексте компетентностного подхода .............................. 107
Максимова Е.А. Модель анализа системы профессионального образования ............ 112
Мурашко М.В., Зеленова В.М., Мурашко А.М. Формирование компетентности
участников педагогического взаимодействия в вузе ............................................. 123
Прохорова М.П. Инновационное развитие профессионально-педагогического
образования в рамках частно-государственного партнерства .............................. 134
Самойлов Л.П., Сидорова С.Н. Совершенствование системы инженерного
образвания на герменевтической основе ................................................................ 141
Ситникова М. И. Современные подходы к разработке модели реализации
системы гарантии качества преподавания в вузе ................................................... 151
Солодянкина О. В. Факторы и пути повышения качества образования студентов
направления «Социальная работа» .......................................................................... 161
Юсупов В.З., Коротаев В.Г. Проектно-целевой подход к организации
образовательного процесса в вузе ........................................................................... 171
- 2 -
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2012. Выпуск 4.
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Лельчицкий И.Д., Климина А.В. Генезис и развитие проблемы педагогического
профессионализма учителя в трудах отечественных мыслителей второй
половины ХIХ века ................................................................................................... 179
Лобзаров В.М., Корпусова Ю.А. Определяющие факторы, тенденции и
противоречия эволюции концептуальных основ российского дворянского
образования эпохи Александра I ............................................................................. 187
Михашина А.С. П.П. Блонский об организации среды как основе воспитательной
работы с детьми ......................................................................................................... 199
Суетин И.Н. Развитие сети учебных заведений музыкального профессионального
образования в симбирской губернии – ульяновской области в XX веке ............ 208
ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Астапенко Е.В. Тенденции развития школьного образования в США во второй
половине ХХ века и начале ХХI века ...................................................................... 217
Крестинский И.С. Смена парадигм в лингводидактике: причины и тенденции ........ 226
Сухова Н.А. Картина мира австрийских студентов и теоретические основы ее
формирования у российских студентов филологических специальностей ......... 234
ВОСПИТАНИЕ И СОЦИУМ
Воскрекасенко О. А. Особенности социальной адаптации студентов – будущих
педагогов .................................................................................................................... 245
Лопухова Ю.В. Сущность аксиологического пространства воспитания
толерантности студента ............................................................................................ 253
Макарова В.А., Попов А.К. Изучение ориентации студентов на ценности
здоровья в процессе социального воспитания ........................................................ 263
Попов А.К., Макарова В.А. Анализ информационного окружения учащейся
молодежи ................................................................................................................... 273
Романов А.А., Ульянич Г.А. Синергийные основы музыкальной проповеди как
духовной практики .................................................................................................... 281
Садыкова С.А. Возможности духовно-нравственного становления
личностистудента во внеучебной деятельности .................................................... 292
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Грибанов Г.А., Осипов В.Г. О положении тверских вузов в системе Российского
индекса научного цитирования (РИНЦ) и роли науковедческой методологии
в совершенствовании высшего образования в регионе ......................................... 298
СЛОВО МОЛОДЫМ
Григорьева Л.В. Педагогическая модель формирования речевой готовности
ребенка ....................................................................................................................... 313
Ивашин Л.В. Эмпирическое исследование когнитивных и мотивационных
компонентов самостоятельности курсантов военного вуза .................................. 320
Курносова С.Е. Методические аспекты изучения произведений Григория
Корчмара в классе фортепиано детской школы искусств ..................................... 325
Рыбакова М.С. Структурирование организации психологического
сопровождения подростков, вступивших в конфликт с законом ......................... 335
Смирнова Д.В. Образование как способ социализации женщины
аристократического общества раннесредневековой Японии ................................ 341
Теплякова Е.В. Теоретико-концептуальные подходы к социальному развитию
ребенка в педагогических воззрениях К.Н. Вентцеля............................................ 351
- 3 -
Стр.3