Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 4.
пс
4. С. 8-14
УДК 378.1
ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОГРАММА ТЕМПУС
О.Н. Олейникова
Национальный офис Темпус в РФ, г. Москва
Статья посвящена анализу широкого политического, экономического,
социального и культурного контекста развития высшего образования в
постиндустриальном обществе
в
разрезе
процессов
интернационализации и роли программы Темпус в этом процессе.
Рассмотрены факторы глобализации, включая конфигурацию
культурной глобализации, и их влияние на изменение роли и
предназначения вузов в современном обществе. Интернационализация
рассмотрена на уровне системы высшего образования и на
институциональном уровне.
Ключевые слова: высшее образование, вузы, университеты, программа
Темпус, глобализация, локализация, интеграция, интернационализация,
конвергенция, дискурс экспертов.
Как известно, программа Темпус предназначена содействовать
развитию сотрудничества между вузами стран Европейского союза и
стран-партнеров, реализации направлений Болонского процесса и
формированию общеевропейского пространства высшего образования.
А это означает, что программа направлена на интернационализацию
российских вузов и их интеграцию в международное образовательное
пространство. Только так можно предметно и убедительно заявить о
высоком качестве российской высшей школы и ее
конкурентоспособности.
Именно поэтому международные проекты вузов играют столь
значительную роль в реальном повышении конкурентоспособности
российского высшего образования на системном уровне. В ходе этих
проектов не только достигаются заявленные результаты по разработке
каких-либо инновационных моделей или образовательных программ, но
и формируется столь важный для эпохи глобализации дискурс
экспертов, вырабатывается общее понятийное поле, выявляются
нелинейные зависимости состояния образования от различных
культурных, социальных, экономических и политических факторов и
способы нахождения общего для всех, при сохранении самобытности и
уникальности каждого субъекта взаимодействия и сотрудничества [1].
Как известно, образование, как общественная подсистема,
находится в определенной зависимости от процессов, происходящих
как в конкретном обществе, так и в мире в целом. При этом системы
8
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 4.
образования национальных государств, обладая некими общими
инвариантными характеристиками, всегда остаются культурно
обусловленными конфигурациями.
В настоящее время образование переживает переломный момент
своего развития, который определяется тенденциями мирового развития
и сформировавшимся к концу ХХ в. потенциалом внутренних
изменений. XXI в. принес совершенно иные экономику и общество, что
неизбежно оказывает влияние на образование в целом и на высшее
образование в частности. Новые условия характеризуются и
определяются глобализацией
экономики, убыстрением темпа
технологических изменений, быстрым ростом и развитием
информационных и коммуникационных технологий и, как следствие,
быстрым темпом социальных перемен в общей ситуации растущей
неопределенности.
Новая парадигма образования предполагает «включение»
каждого человека в непрерывную среду знаний, ценностей, отношений,
умений и компетенций. Отличительная особенность новой парадигмы
заключается в переориентации системы образования на учет
потребностей развития человека и предоставление ему возможностей
более эффективного участия в сфере труда. Одновременно эта
парадигма предполагает центральную роль образования в обеспечении
перехода человечества на модель устойчивого развития.
Центральное место знаний в постиндустриальном обществе было
провозглашено на встрече глав государств и правительств стран
Европейского союза в Лиссабоне в марте 2000 г., когда было заявлено,
что Европа вступает в новую эпоху, которая получила название «Век
знаний».
В новой парадигме пересматривается и роль высшего
образования, которое приобретает массовый характер и характеризуется
диверсификацией по институциональным формам, уровням и
содержанию [2].
Массовое распространение высшего образования стало
рассматриваться как гарантия конкурентоспособности государства в
новой глобальной экономике. При этом эффективные вузы начинают во
все большей мере ориентироваться на конечного потребителя, которым
является сфера труда, общество, государство и сами граждане. Вполне
диалектично, что массовый характер приводит к потере качества и,
следовательно, к необходимости формирования новых систем
обеспечения качества высшего образования.
Важнейшей тенденцией современного развития являются
мощные интеграционные процессы, захватывающие все сферы
общественной жизни, в том числе и высшую школу. Высшее
образование и наука становятся глобальным фактором общественного
9
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 4.
развития, выдвигаются в число наиболее важных национальных и
общемировых приоритетов, выступают в качестве важнейших
компонентов культурного, социального и экономически устойчивого
развития людей, сообществ, наций и становятся во всё большей степени
фактором, играющим важную роль в достижении стратегических
политических и экономических целей.
В этой связи можно выделить два приоритетных подхода к
высшему образованию в мировой образовательной политике. Вопервых,
это превращение университетов в эпицентры
программирования регионального развития, причем понимаемого не
только в экономическом, но и шире – в социальном, культурном,
экологическом смысле. Во-вторых, это формирование новой –
инновационно-предпринимательской – модели университета, в которой
он превращается фактически в научно-образовательно-промышленный
комплекс с академическим ядром и междисциплинарной проектноориентированной
периферией, состоящей из множества сетевых
инновационных высокотехнологичных структур и малых предприятий,
активно работающих с заказами местных органов власти,
промышленности, бизнеса и общества в целом [3].
Возвращаясь к фактору глобализации, следует подчеркнуть, что
ситуация экономической глобализации сопровождается культурной
глобализацией, которая не означает культурной интеграции, поскольку
отдельные культуры проявляют четкую тенденцию к усилению своей
уникальности и самоорганизации, поскольку мир характеризуется
организацией разнообразия, а не воспроизводством единообразия, что
препятствует гомогенизации смысловых систем и систем выражения.
Из этого следует, что глобализация диалектически связана с
процессом, получившим название «локализация», и уравновешивается
им. Оба процесса представляют бинарную оппозицию «глобальное –
локальное». При это недопустима абсолютизация обоих процессов. Как
известно, чрезмерная локализация, как социально-политическое
явление, чревата замкнутостью, приводящей к вырождению, и
изоляционизмом, порождающим конфликты. А абсолютизация
глобализации приводит к снижению гражданской ответственности
населения, поскольку главной ценностью человека становится
способность получить работу (employability), т. е. его корпоративная
ценность, а не гражданские качества. В этой связи встает вопрос о
необходимости усиления ценностных основ образования.
Европейский союз являет собой яркий пример размывания
государственных границ, порожденного экономическими реалиями и
экономической интеграцией. При этом исключаются любые попытки
слияния систем образования, что особо подчеркивается в
Маастрихтском договоре 1992 г.
10
Стр.3