Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Ярославский педагогический вестник

Ярославский педагогический вестник №4 (53) 2007

0   0
Страниц108
ID239166
АннотацияНаучный журнал «Ярославский педагогический вестник» издается с 1994 года и является первым научным журналом в Ярославской области,в котором публикуются статьи по различным отраслям наук. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Ярославский педагогический вестник .— Ярославль : ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО .— 2007 .— №4 (53) .— 108 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/239166 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Наглядное моделирование в обучении математике студентов педагогических вузов……………………………………………………………………………7 Бабурина Н.Ф. <...> Применение Теста Цветных Пирамид в психологии диагноза…. <...> Новые подходы в использовании графического калькулятора в преподавании экономики………………………………………………………………………82 Педагогический опыт Головачёв Д.Ю., Лукьянова А.В. <...> Стратегии обогащения словарного запаса студентов языковых вузов на занятиях по домашнему чтению……………………………………………………………91 Краеведение Коняев А.Е. <...> Педагогика обучаемого Г.Е. КОЗЛОВ, Е.И. СМИРНОВ Наглядное моделирование в обучении математике студентов педагогических вузов Задолго до открытия асимметрии человеческого мозга (правое полушарие оперирует наглядными образами, левое – словесно-логическими процедурами) известный математик Д. <...> Поэтому необходимы моделирование ведущих к студентами пониманию анализ и абстракций, сущности математического объекта, явления или процесса. <...> Таким образом, наглядность – не только особое свойство психических процессов, но и свойство математического объекта в рамках учебного становится, исследования. когда Таковым у он статистически достоверной выборки обучаемых возникают наглядные перцептивные образы (а значит, и 2 у генеральной совокупности обучаемых). <...> Наглядность математического объекта (или перцептивного образа) определяется, как уже отмечалось, факторами восприятия, представления, мнемическими процессами в их единстве на основе диагностируемого целеполагания. определяют Следующие существо математического объекта: − диагностируемое − понимание схематизация, замещение); обучаемым критерии наглядности целостности математического объекта (моделирование, математического объекта (адекватность восприятия); − устойчивость перцептивного образа и представления <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№4_2007_2007.pdf
Педагогический Вестник №4 (2007) Педагогика Байбородова Л.В. Пути и средства повышения воспитательного потенциала учебного процесса…………………………………………………………………………………………..3 Смирнов Е.И., Козлов Г.Е. Наглядное моделирование в обучении математике студентов педагогических вузов……………………………………………………………………………7 Бабурина Н.Ф. Использование лабораторного метода в школьном историческом образовании……………………………………………………………………………………..18 Чудин Д.А. Вопросы школьного образования в педагогическом наследии Чарльза Диккенса………………………………………………………………………………………...22 Зуева М.Л. Активизация учения школьников как средство формирования ключевых компетенций…………………………………………………………………………………….26 Волков В.В., Иродова И.А. Проблемы формирования компонентов научного познания в естественнонаучном образовании учащихся…………………………………………………37 Валяева Е.А. Творчество против немощи…………………………………………………….41 Психология Курносова С.А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект……………………………………………………………………………………………47 Сляски С., Боровски М. Применение Теста Цветных Пирамид в психологии диагноза….51 История Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Р.Ю. Виппер и конструирование «образа» античной истории в учебной литературе…………………………………………………………………57 Виноградов А.П. Предыстория «табеля о рангах»…………………………………………...65 Александров А.А. Рейнский союз – аспекты политико-государственной эволюции……...70 Экономика Пефтиев В.И. Забытые экономисты ХIХ века………………………………………………..76 Будахина Н.Л. Новые подходы в использовании графического калькулятора в преподавании экономики………………………………………………………………………82 Педагогический опыт Головачёв Д.Ю., Лукьянова А.В. Использование приемов проблемного обучения на уроке физики в школе………………………………………………………………………….87 Стрекалова М.Д. Стратегии обогащения словарного запаса студентов языковых вузов на занятиях по домашнему чтению……………………………………………………………91 Краеведение Коняев А.Е. Дуализм промышленной политики ярославского исправительного арестантского отделения в конце XIX – начале XX вв………………………………………95 Александрова М.В. Социокультурный аспект градостроительной политики в Ярославле в первые годы советской власти……………………………………………………………….99
Стр.1
Критика и библиография Барабаш Н.А. Многослойность подтекста…………………………………………………..103
Стр.2
Л.В. БАЙБОРОДОВА Пути и средства повышения воспитательного потенциала учебного процесса Школа дает не только полноценное образование, соответствующее современному уровню жизни, но и формирует у учащихся нравственность, гражданственность, трудолюбие, ответственность и целеустремленность, конкурентоспособность и многие другие качества. Значительные возможности для решения воспитательных задач имеются в учебном процессе, тем более, что большую часть времени в школе ребенок проводит на уроках. К сожалению, бытует мнение среди педагогов и родителей о том, что главное на уроке – дать знания. Но знания можно приобрести при желании самостоятельно, а вот освоить социально полезный опыт общения, взаимодействия с людьми, сверстниками, старшими и младшими, научиться решать сложные жизненные проблемы возможно только при специально организованном учебно-воспитательном процессе. Кроме того, всем известно, что сами по себе знания мало что могут значить для человека, если он не умеет ими распорядиться. Еще страшнее, если свой интеллект он изощренно использует в своих корыстных целях, ущемляя интересы других людей. Подобная ситуация возникает при низком уровне нравственности человека или ее отсутствии. Таким образом, от решения воспитательных задач зависит то, как, какими способами выпускник школы реализует свой образовательный и интеллектуальный потенциал, на что будут направлены его усилия: на созидание или разрушение. Готовясь к учебному занятию, учитель наряду с образовательными задачами определяет комплекс воспитательных задач, которые связаны с формированием у учащихся социально и личностно значимых качеств и свойств, нравственно-ценностного отношения к окружающему миру, людям, деятельности, самому себе, развитием взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими учениками, родителями, представителями различных организаций, социальных групп. Определим ряд идей, реализация которых существенно повышает воспитательный потенциал учебного процесса и обеспечивает успешное решение воспитательных задач. Усиление воспитательных аспектов содержания учебного материала, которое предусматривает: − связь изучаемого материала с жизнью, будущими личными и профессиональными планами ребенка; − определение вариативной части изучаемого предмета с учетом интересов и потребностей региона, конкретного социума, интересов и потребностей детей, социального заказа родителей; − аксеологический подход к отбору содержания учебного материала, акцентирование внимания на ценностных и нравственных аспектах его составляющих; − привлечение материалов, фактов исторического и культурного наследия своей страны, города, села при решении учебных задач; − использование краеведческого материала, учет местных традиций и культурных ценностей при изучении предмета; − привлечение учащихся к решению и обсуждению актуальных проблем страны, местных проблем в процессе изучения соответствующих тем; − вклад учащихся в разработку проблем района, города, поселка, в преобразование окружающей жизни через выполнение социально значимых учебных проектов, исследовательскую деятельность. Развитие межпредметных связей. Одна из главных задач в процессе обучения – это формирование у учащихся целостного представления о научно-предметной и ценностной картинах мира и обучение детей способам применения приобретенных знаний в практической жизни. Достичь этого можно только в том случае, если учитель и ученик совместными усилиями пытаются разгадать загадки не отдельных наук – физики, химии, биологии и других, а окружающего мира в целом. Только интеграционные знания наук могут привести к ожидаемому результату: осознанию потребностей в получении знаний, переносу теоретических знаний в практическую деятельность и их использованию в нестандартных ситуациях. Для интеграции нужна идея, которая позволяла бы свести обширные и разнообразные сведения к единой проблеме, общему основанию. Мир един и пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом и множество других. В подобных случаях требуются сравнение, сопоставление, а это также есть
Стр.3