Педагогический Вестник №4 (2006) Новости и проблемы образования В.В. Афанасьев Применение методов математической статистики в научных исследованиях …………………………………………………………………………………. <...> Виппер о причинах искажения образа античной истории…………. <...> 40 С.Н. Левагина Образ мыши в русской и англоязычной литературе ХХ века………………44 М.Е. Сорокина Бирациональные свойства многообразия модулей стабильных пучков ранга 2 с классами Чжэня с1 =0, с2 =3 на поверхности F1 ……………………. <...> 82 Ученые – практикам А.В. Ястребов, Н.А. Меньшикова, Н.М. Епифанова Выявление дуалистических свойств науки в процессе преподавания элементарной математики………………………. <...> 109 Молодые исследователи школе А.В. Воронина Методическая система изучения заимствованной лексики в начальной школе………………………………………………………………………………………. <...> Виппер о причинах искажения образа античной истории Академика Роберта Юрьевича Виппера (1859–1954) называют гордостью Московского университета, виднейшим представителем московской исторической школы [1. <...> Он сформировался убежденным сторонником «истории состояний», не признающим влияния гениальной личности на эпоху его жизни, ученым, склонным скептически относиться к исторической традиции прошлого и готовым к созданию своих «умственных разрезов». <...> 1 Долгое время Р.Ю. Виппер работал в проблемном поле позднего позитивизма, выражая интерес к конкретным деталям истории, проявлявшимся в своей нерасторжимой сочлененности. <...> Р <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№4_2006_2006.pdf
Педагогический Вестник №4 (2006)
Новости и проблемы образования
В.В. Афанасьев Применение методов математической статистики в научных
исследованиях …………………………………………………………………………………...5
Новые исследования
Т.Б. Перфилова Р.Ю. Виппер о причинах искажения образа античной истории…………..13
М.В. Шевченко Брачно-семейные отношения в художественных памятниках Древнего
Египта……………………………………………………………………………………………22
империи………………………………………………………………………………………….26
Ю.Ф. Тетерина К вопросу о смерти как лингвокультурном концепте……………………...31
М.Н. Кулаковский Причинно-следственные связи во вставных конструкциях в рамках
художественного текста………………………………………………………………………..33
М.А. Остренкова Конструктивная функция сравнения в текстах стихотворений Н.
Заболоцкого……………………………………………………………………………………..37
А.В. Месечко Коммуникативные модели структуры адресанта в политической
рекламе…………………………………………………………………………………………..40
С.Н. Левагина Образ мыши в русской и англоязычной литературе ХХ века………………44
М.Е. Сорокина Бирациональные свойства многообразия модулей стабильных пучков
ранга 2 с классами Чжэня с1 =0, с2 =3 на поверхности F1 ……………………...……….…48
Педагогика и психология
М.Л. Зуева Сравнительный анализ возможностей метода проектов и адаптивной
системы обучения в формировании ключевых компетенций……………………………….56
Т.М. Жидких Системно-синергетический подход как педагогическая проблема…………62
А.В. Лукьянова, И.А. Иродова Исторический аспект в использовании информационных
технологий в подготовке учителя физики…………………………………………………….66
Л.А. Коновалова Проективная составляющая взаимодействия психолога-консультанта
и клиента………………………………………………………………………………………...72
С.Я. Соловьев, Н.И. Соловьева Конструктивное взаимодействие в системе непрерывного
профессионального физкультурного образования…………………………………………...78
Д.В. Ягодин Подготовка предпринимательских кадров в России…………………………..82
Ученые – практикам
А.В. Ястребов, Н.А. Меньшикова, Н.М. Епифанова Выявление дуалистических
свойств науки в процессе преподавания элементарной математики……………………….87
Н.С. Россиина Пути преодоления кризисной ситуации в кредитной системе России в
современных условиях…………………………………………………………………………93
Д.С. Карпов Использование графов для наглядного моделирования информационных
процессов………………………………………………………………………………………..98
Д.Ю. Кузнецов, Т.Л. Трошина Кластерный анализ и его применение……………………103
И.Е. Малова Сущность и уровни методической компетентности учителя математики…107
Н.Ф. Бабурина, Е.А. Пелевина Теоретические основы патриотического воспитания на
уроках истории………………………………………………………………………………...109
Стр.1
Молодые исследователи школе
А.В. Воронина Методическая система изучения заимствованной лексики в начальной
школе………………………………………………………………………………………...…114
О.В. Скобёлкина И.В. Сталин в оценках американских государственных деятелей и
дипломатов, 1944-1945 гг……………………………………………………………………..118
Краеведение
Г.В. Мурзо Всему начало здесь………………...…………………………………………….125
В.А. Лётин Спасский храм и усадьба Свечиных-Волковых в селе Лютово под
Ярославлем…………………………………………………………………………………….132
Е.Д. Тарадай Социокультурный портрет студента-провинциала………………………….136
Зарубежные исследования
Д. Пстрог Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной
среде (из опыта польской школы)……………………………………………………………141
Хроника и информация
История кафедры……………………………………………………………………………...150
Международная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные
аспекты современного дошкольного образования»………………………………………...155
Ярославскому педагогическому колледжу 20 лет!.................................................................157
Стр.2
В.В. АФАНАСЬЕВ
Применение методов математической статистики в научных исследованиях
Классика – это то, что все хотели бы
прочитать, но никто читать не хочет
Марк Твен
В статье изложены основные идеи доклада автора на традиционном университетском Дне
науки 2006 года. Актуальность постановки задачи об использовании методов математической
статистики обусловлена, с одной стороны, возросшими прикладными исследованиями, которые
по своей сущности являются стохастическими, а с другой – недостаточной подготовленностью
исследователей (особенно педагогов) к научно обоснованному проведению и анализу эксперимента,
к грамотному выбору средств и критериев математической статистики. В настоящее
время в достаточно большом объеме издается научная литература по математической статистике,
которая для большинства читателей малодоступна, а изложение материала во многих случаях
сухое и скучное. В работе предлагаются наиболее простые и удобные вероятностностатистические
приемы и методы исследования.
Задача математической статистики состоит в создании методов сбора и обработки статистических
данных для получения научных и практических выводов. Термин «статистика» произошел
от латинских слов stato (государство) и status (положение вещей). В XVII веке под статистикой
подразумевали «государствоведение» и «политическую арифметику». Карл Федорович
Герман, первый руководитель статистического комитета, созданного при Министерстве
полиции России, являлся автором работы «Статистическое описание Ярославской губернии»
(1805 г.).
Следуя этому историческому посылу, в работе [1] мы проводим исследования реальной
жизни Ярославской области, отраженной в статистических данных социально-экономического
развития Ярославской области, качественного и количественного состава учительских кадров,
урожайности коллективных хозяйств, экономической рентабельности предприятий, спортивных
достижений команд и т.д. Основные знания, умения и навыки по курсу «Математическая
статистика» сведены автором в следующую опорную таблицу.
Предложенная таблица поможет читателю ориентироваться в большом потоке статистических
рассуждений и выводов. На следующих примерах покажем наиболее распространенные
и простые вычисления основных параметров реальных статистических данных.
ОСНОВНЫЕ
ЗНАНИЯ
ПОНЯТИЯ
Выборка
Выборка объема n
Вариационный, статистический
ряд
Размах варьирования
∑ = 1
i
fi
ТЕОРЕМЫ
УМЕНИЯ
НАВЫКИ
Находить полигон частот и относительных
частот.
f
X
Строить гистограмму выборки.
Эмпирическая функция распределения
n
F (х)
F (х)→F (х)
n
n→ ∞
5
mi
n ·hi
Стр.3