Педагогический Вестник №2 (2006)
Новости и проблемы образования
Н.В. Новоторцева Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями
здоровья в национальных системах образования стран Европы и России…………………5
Новые исследования
Т.С. Злотникова «Случайностей не существует»: Зигмунд Фрейд и культура ХХ века…..10
И.Н. Власова, И.П. Лебедева Проблема структурирования прикладного содержания
математического образования в основной школе……………………………………………14
Г.Е. Сухов Компьютерные игры как объект культурологического исследования………...18
Т.Г. Доссэ Интерпретация псалмов как творческая деятельность…………………………..20
О.Е. Кувалдина Гипертекст как коммуникационная модель в «Сказке с подробностями»
Г. Остера……………………………………………………………………………………...…23
О.А. Макурина Имидж «звезды» и «звездное» интервью…………………………………...27
Т.П. Куранова Языковая игра как способ реализации авторской интенции в речи
современных телеведущих развлекательного жанра………………………………………...29
А.А. Соловьева Приемы поддержания внимания студентов гуманитарных
специальностей при обучении математике…………………………………………………...34
А.И. Сазонов Николаевская Инженерная академия и училище в период военных реформ
второй половины XIX в………………………………………………………………………...37
С.С. Соловьев Современная зарубежная историография советской и международной
помощи Испанской республике в годы гражданской войны (1936-1939)………………….40
Педагогика и психология
Ю.П. Поваренков, И.В. Шагарова Личностные детерминанты копинг-поведения в
ситуации потери работы………………………………………………………………………..44
Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова Психологические границы социальной идентичности в
контексте современных проблем высшего образования…………………………………….51
В.Е. Гаибова, А.П. Чернявская Определение общеучебных компетентностей
старшеклассников………………………………………………………………………………57
О.А. Сергеева Функции юмора в педагогической деятельности…………………………....64
А.А. Михайловский Профилактика употребления психоактивных веществ среди
учащейся молодежи ……………………………………………………………………………66
Ученые – практикам
С.И. Земляная Методические шаги в реализации диалога педагог – ребенок –
художник………………………………………………………………………………………..69
Педагогический опыт
Ю.В. Филимонова Игровые технологии на занятиях по иностранному языку…………….74
М.Н. Аверина Оценка деятельности студента в период прохождения педагогической
практики…………………………………………………………………………………………79
Стр.1
Молодые исследователи школе
Т.Н. Карпова Марина Цветаева как зритель спектаклей по произведениям классики…….85
Н.А. Миронова Образ «буржуазного» профессора в большевистской прессе первого
советского десятилетия………………………………………………………………………...89
Краеведение
Г.В. Мурзо Журнал «София»: между двух столиц………………………………………...…94
А.В. Бородкин «Культура власти и власть культуры». К вопросу о двойственности
колонизации Верхнего Поволжья в IХ – Х вв. ………………………………………………98
Образование за рубежом
З. Крушевский Основные положения и результаты нового экзамена на аттестат
зрелости в Польше…………………………………………………………………………….101
Л.Н. Данилова Реформы общего образования ГДР и ФРГ как основа последующего
развития немецкой школы …………………………………………………………………...103
Хроника и информация
Е.М. Болдырева Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной
литературы……………………………………………………………………………………..109
М.С. Колесникова Диалог языков, культур и поколений на факультете иностранных
языков………………………………………………………………………………………….110
Стр.2
Новости и проблемы образования
Н.В. Новоторцева
Проблема интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в национальных
системах образования стран
Европы и России
Развитие национальных систем специального
образования во все исторические периоды
связано с социально-экономическими
условиями страны, ценностными ориентациями
государства и общества, государственной
политикой в области образования, законодательством
в сфере образования в целом и
в специальном образовании, а также уровнем
развития дефектологической науки как интегративной
области знания на стыке медицины,
психологии, педагогики. Анализ состояния
отечественной системы специального образования
и направлений ее модернизации
дали ученые Института коррекционной педагогики
РАО. Наиболее значимыми являются
исследования, проведенные под руководством
академика РАО Н.Н. Малофеева, разработавшего
новый методологический подход к сравнительному
анализу системы специального
образования разных стран, основанный на
сопоставлении аналогичных по содержанию
этапов в развитии этих систем. В качестве инструментария
использовались периодизация
эволюции отношения государства и общества
к инвалидам и аномальным детям и соотнесенная
с ней периодизация развития национальных
систем специального образования. В
системе социокультурных координат можно
выделить несколько периодов в эволюции национальных
систем специального образования.
Первый
период эволюции: от агрессии
и нетерпимости к осознанию необходимости
призрения инвалидов. К этому периоду
можно отнести отрезок европейской истории
с VIII века до н.э. по XII век н.э. Если в Западной
Европе первый факт заботы монарха
об инвалидах приходится на XII век (Бавария,
Франция), то в России аналогичные факты
возникают в начале XVIII веке (При Петре I
были созданы светская система призрения и
первые законодательные акты).
Второй период эволюции: от осознания
необходимости призрения инвалидов к
осознанию возможности обучения глухих и
слепых детей; от приютов через опыт индивидуального
обучения к первым специальным
учебным заведениям. Для Западной Европы
это период с XII по XVIII в., время эпох Возрождения
и Просвещения. Второй период,
протекавший в Европе 6 веков, в России начался
на 5 веков позже и составил одно столетие.
Третий
период эволюции: от осознания
возможности обучения детей с сенсорными
нарушениями к признанию права аномальных
детей на образование, становлению
системы специального образования. Этот период
эволюции отношения государства и общества
к лицам с психофизическими недостатками
охватывает на Западе временной отрезок
с конца XVIII века до начала XX века и
характеризуется открытием первых специальных
учебных заведений и появлением с начала
XIX века первых законодательных актов о
введении специального образования. В России
этот процесс начался с конца 20-х годов
XX века. Цели специального образования
сформулированы в постановлениях СНК
РСФСР «Об учреждениях для глухонемых,
слепых и умственно отсталых детей и подростков»
от 23 ноября 1926 года и «О мерах для
усиления работы по воспитанию и обучению
умственно отсталых, глухонемых, слепых детей
и подростков» 1927 года.
В Западной Европе становление системы
специального образования происходило
в условиях взаимодействия государства, общества,
церкви и заинтересованных групп населения
в контексте развития гражданских
прав и свобод человека, законодательных актов
о специальном образовании.
На характер развития общественной
системы специального образования в России
повлияла уникальность социокультурных основ
государственной системы. Это обусловило,
с одной стороны, очень высокий уровень
образования и выдающиеся достижения советских
дефектологов, с другой стороны, закрытость
системы специального образования
от общества и всех его институтов.
Четвертый период эволюции – от
осознания необходимости специального образования
для отдельных категорий детей с отклонениями
в развитии к пониманию необходимости
специального образования для всех,
нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация
системы специального образования.
Несмотря на существенные национальные
различия, к началу XX века большинство
западноевропейских стран создало
систему специального образования, это было
время принятия необходимых законодатель1
Стр.3