Синтез искусств Марина КУЗИЧЕВА ПУШКИН И МОЦАРТ: К ВОПРОСУ О РОДСТВЕ ПОЭТИК Давняя традиция — говорить о сходстве Пушкина и Моцарта, «солнечных» гениев мировой культуры. <...> Когда мы говорим «Пушкин и Мо царт», образуется особый узел проблем, где помимо ха рактера эпохи затрагиваются философские основы двух родственных и все же различных видов искусства. <...> У нас есть прямое высказывание Пушкина о Моцарте: «Моцарт и Сальери». <...> Анализируя то, как построен текст пьесы и цикла «Маленьких трагедий» в целом, многие 272 исследователи говорят о композиционных приемах, сход ных с музыкальными, и об использовании Пушкиным некоторых принципов организации материала, характер ных для творчества зрелого Моцарта. <...> Итак, в «Моцарте и Сальери» тема Моцарта разыгрывается и на поверхно сти сюжета, и в форме, в которую выливается этот сю жет. <...> В «Маленьких трагедиях» еще одно произведение прямо напоминает нам о Моцарте: это «Каменный гость». <...> Пушкин был знаком с разными вариантами сюжета о се вильском обольстителе, но эпиграфом к своей пьесе он ставит цитату не из пьесы Мольера «Дон Жуан, или Ка менный гость» и не из поэмы Байрона, а из итальянского либретто оперы Моцарта «Дон Жуан»1 . <...> «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость» — основ ной и ценнейший материал для понимания пушкинской трактовки образа и музыки Моцарта. <...> считал «Дон Жуана» Моцарта «своеобразным архе типом» пушкинского «Каменного гостя»: по его мнению, опера была хорошо известна современникам Пушкина («на это знание рассчитан эпиграф») и это позволяло читателю оценить внесенные автором сю жетные изменения. <...> 2 273 присущей сценическому тексту, подчас превращает моно лог главного персонажа в разновидность лирического сти хотворения. <...> Здесь театр и музыка являют глубокое внутрен нее родство. <...> Театр дал Пушкину наиболее полные и сильные ранние впечатления о музыке Моцарта. <...> Частный Петровский театр Медокса дает «Фигарову женитьбу» в 1800—1805 годах <...>