Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №6 2009

Ужасы войны «глазами жанра». Об английской военной поэзии XVIII-XX (66,00 руб.)

0   0
АвторыСВЕРДЛОВ М.
Страниц33
ID239047
Аннотация.
Ужасы войны «глазами жанра». Об английской военной поэзии XVIII-XX / М. СВЕРДЛОВ // Вопросы литературы .— 2009 .— №6 .— URL: https://rucont.ru/efd/239047 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УЖАСЫ ВОЙНЫ «ГЛАЗАМИ ЖАНРА» Об английской военной поэзии XVIII—XX веков Два павших солдата: как патриотический восторг сменился ужасом и отвращением Возьмем два стихотворения, в которых речь идет о по гибших воинах, — «Павший субалтерн» Герберта Эсквита («The Fallen Subaltern», 1915) и «Мертвый бош» Роберта Грейвза («Dead Boche», 1916). <...> Г. Эсквит особенно внимателен к траурному фону и антуражу, старается не упустить ни одной красивой дета ли погребального ритуала: вот над мертвым телом, обер нутым в британский флаг, проплывают осветительные снаряды; вот в честь него гремят артиллерийские залпы, а вокруг блестят штыки — то бойцы прощаются с ним, дер жа свои винтовки прикладами вверх. <...> Факт солдатской гибели те ряется в поэтических иносказаниях. <...> Дело не ограничивается привычным одушевлением павшего воина («он слышит тех, кто прощается с ним») или повторением традиционной формулы «жизнь в сла ве» («потомки его не забудут»): риторическая инерция выносит поэта на самый гребень «высокого штиля», к развернутым мифологическим сравнениям и перифразам («герой, отдавший жизнь в бою, подобен закатному солн цу, покидающему сумерки мира»; «какими полотнищами, какой музыкой воздадут честь храбрецу [на том све те]?» <...> Грейвза читатель сталкива ется с другой крайностью: здесь нет ничего, кроме мерт вого тела,— труп заслоняет весь мир. <...> У Грейвза смерть не просто «грязна», в ней открывается не просто «отврати тельная реальность»2 : она внедряется в сознание, пресле дует воображение — это наваждение, кошмар, невыноси мый и неотступный. <...> Но прежде чем отвечать на эти вопросы, стоит просле дить, какая традиция стоит за стихотворением Эсквита и какие тенденции исподволь готовят стихотворение Грейв за. <...> Начнем издалека: как менялось изображение ужасов войны в английской военной поэзии XVIII—XX веков? <...> 351 как баллада атаковала военную оду Два «Бленхейма»: Есть «боковые» литературные темы, которые тем не менее являются <...>