Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона. (220,00 руб.)

1   0
АвторыГолуб Евгения Александровна
ИздательствоФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет
Страниц129
ID238866
АннотацияВ монографии представлены материалы теоретического анализа, накопленного в психолого- педагогической науке фонда знаний, касающихся основного феномена - этнической идентичности.Материалы, представленные в монографии, будут интересны социальным педагогам, студентам, аспирантам и практическим работникам социальной сферы
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом ОГАУ
Кому рекомендованостудентам, аспирантам и практическим работникам социальной сферы
ISBN978-5-88838-828-0
ББК63.5:60.54
Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона. / Е.А. Голуб .— Оренбург : ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет, 2014 .— 129 с. — ISBN 978-5-88838-828-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/238866 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный аграрный университет» Е.В. Голуб КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА МОНОГРАФИЯ РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Оренбург Издательский центр ОГАУ 2014 УДК 316.3 ББК 63.5:60.54 Г 62 Рецензенты: Каргопольцева Н.А. – доктор педагогических наук, профессор Амелин В. В. – доктор исторических наук, профессор Голуб, Е. <...> Г 62 Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона: монография / Е.В. Голуб. <...> УДК 316.3 ББК 63.5:60.54 ISBN 978-5-88838-828-0 © Голуб Е.В., 2014 © Издательский центр ОГАУ, 2014 ВВЕДЕНИЕ В многонациональной России актуальна образовательная задача воспитания человека, способного не только сохранять свой язык, культуру, традиции своего народа, но и признавать самобытность и культурные ценности других народов, соблюдать общечеловеческие нормы поведения. <...> Разрушение традиций передачи опыта социализации через этническую культуру в современных российских семьях, а также действующие разнонаправлено методы и механизмы социализации нарушают процессы этнической идентичности. <...> Актуальность проблемы развития этнической идентичности в социализации подростков полиэтнического региона отражена в Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации (2006 г.). <...> Анализ научной литературы позволил определить этническую идентичность как личностное качество, заключающееся в осознании себя как представителя определенной этнической группы, способствующее успешной социализации человека в полиэтничном обществе и возникающее под воздействием множества факторов, наиболее значимым из которых является целенаправленно созданные психолого-педагогические условия. <...> Этническая социология изучает весьма сложные сферы национально-этнических отношений <...>
Развитие_этнической_идентичности_как_фактор_социализации_подростков_полиэтнического_региона..pdf
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ 1.1 Педагогические аспекты содержания понятия «этническая идентичность» Этнические процессы имеют тенденцию чутко реагировать на изменения политической ситуации, поэтому исследования 10 – 20-летней давности уже не отражают в полной мере реалий сегодняшнего дня. Все это обусловливает необходимость проведения систематических исследований этнических феноменов. Для педагогических исследований очень важна связь с антропологией, социологией и психологией. В антропологии интегрированы этнография (монографическое описание, наблюдение и анализ традиционно-бытовой культуры этнических групп) и этнология (сравнительное изучение материалов, собранных в полевых исследованиях разных народов). Этнопсихология является междисциплинарной областью знаний, развивающейся на стыке психологии и социологии. В этнопсихологии проводится анализ психологических аспектов этнической идентичности, ее влияние на развитие личности в этнокультурной среде, стабильность этнических общностей и межэтнические отношения. Развитие этнической идентичности рассматривается как процесс социализации личности, отсюда необходимость обращения к такой науке, как социология. Этническая социология изучает весьма сложные сферы национально-этнических отношений: миграцию и этнос, социальную стратификацию в этносах. Возрастает значимость для современного общества этнонациональной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности, развития толерантности, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений. Роль этнопедагогического знания возрастает, в то же время ее сегодняшний второстепенный статус в системе образования не соответствует современным реалиям. Исследования этнической идентичности требуют выявления соотношения данного понятия со сходными понятиями, используемыми в гуманитарных науках. Как правило, исследования этнической идентичности начинаются авторами с разграничения понятий «этнической идентичности» и «этничности». Понятие «этничность» впервые было введено в научный оборот Л. Уорне ром и П. Лунту в работе «Статусная система современной общины» 5
Стр.6
в 1942 году. Гораздо раньше возникло слово «этническое», первоначально употреблявшееся в значении «языческое» [185, с. 29 – 30]. Этничность является объектом изучения в этнополитологии. Эта сфера человеческого знания определяет этничность как форму социальной организации культурных различий; совокупность культурных черт, характерных для той или иной этнической общности [242]. Т. Г. Стефаненко отмечает, что следует «разграничивать этническую идентичность и этничность: этничность – аскриптивная (приписываемая обществом) категория, субъективная же этническая идентичность – самокатегоризация, достигаемая индивидом в процессе конструирования образа окружающего мира и своего места в нём» [201]. Этнопедагогика определяет этничность как комплекс исторически сформировавшихся особенностей духовной, материальной и социальной культуры этноса, проявляющихся в различных формах его жизнедеятельности [241]. Следующим понятием, используемым в нашем исследовании, является «этнос». В этнологии этнос определяется как «исторически сложившаяся на определённой территории, устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме) [157]. Этнос и этническая группа различаются по своему содержанию. Согласно этнопсихологическому словарю этническая группа – «обособленная часть народности или нации, сохраняющая некоторые наиболее значимые особенности языка, культуры, религии, быта» [244]. Этническая группа может не иметь постоянной территории проживания, но сохранять свои этнодифференцирующие признаки. На основе знаний о своих и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. В их качестве могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство и т.д. [122]. Этнокультурное образование способствует осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в мире, оно призвано привить ему уважение к другим культурам. В нашем исследовании важное место занимает такое понятие как этническая культура. Оно представляет собой сложное системное образование, которое включает в себя знание, понимание, а также уважение языка, традиций, обычаев и национальной психологии того или иного этноса или народа. Г. В. Палаткина трактует 6
Стр.7
этнокультурную направленность в образовании «как культурологический характер процесса образования с целью формирования у учащихся диалогичности, понимания, уважения культурной идентичности других людей, толерантности к представителям других национальностей» [154]. Этнокультура, по нашему мнению, позволяет закрепить у юных представителей этноса поведенческие модели, способствует появлению интереса к своим этническим корням и интенсифицирует межэтнические контакты. Однако в реальном образовательном процессе эти явления не актуализируются, оставаясь на периферии образовательного взаимодействия. Значимым является соотнесение понятий «этническое самосознание» и «этническая идентичность». Поскольку это требует детального исследования, мы рассмотрели обширную историографию использования этих понятий в разных науках. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Г. Крайг, анализируя работы Э. Эриксона, подчеркивает, что идентичность «образует единую систему координат для организующих и интегрирующих форм поведения в различных сферах жизни человека, приводит личные склонности и таланты в соответствие с идентификациями и ролями, данными ему ранее родителями, сверстниками и обществом» [112, с. 605]. «Идентичность индивида (наличие культурных черт, позволяющих отличать одного человека от другого) определяется рядом характеристик, – считает Г. Д. Дмитриев, – социальной принадлежностью, мировоззрением, этническим происхождением, родом, полом, половой ориентацией, образованием, религией, традициями, обычаями, языком, речью, физическим и умственным развитием, профессией, возрастом, экономической, классовой и гражданской принадлежностью и проявляется во внешних физических данных» [75, с. 15]. Идентичность, в том числе и этническая, не есть раз и навсегда данная черта: характеристики идентичности могут меняться с возрастом, с изменением профессии, места жительства, членства в политической партии и т.д. Это дает основание ученым говорить о «дрейфе идентичности». «Дрейф» может вызываться как личными, так и социальноэкономическими причинами. Например, распад социалистической системы вызвал потребность у некоторых граждан сменить не только гражданскую, но и этническую идентичность [75]. Для понимания механизмов формирования этнической идентичности важно мнение А. П. Садохина. Он выделяет два уровня идентичности [240]. Первый – личностно-психологический – осознание человеком ответа на вопрос «кто есть я?». Этот уровень идентичности связан с представлением о себе как члене какой-то группы, а также с теми эмоциями, которые возникают от оценки этой принадлежности. 7
Стр.8
Второй уровень – социально-психологический. Представления о себе формируются как производные от осознания человеком своей причастности к определённой социальной группе. Индивиду свойственно искать подтверждения своей групповой принадлежности. Однако А. П. Садохин констатирует, что характер соотношения этих уровней между собой изучен недостаточно и редко обсуждается в педагогической литературе. Разновидностью социально-психологической идентичности, по мнению А. П. Садохина, является этносоциологическая идентичность: осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу, что определяет потребность в принадлежности в группе и защите [240, с. 152]. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», в осознании принадлежности к которой он ищет опору в жизни, расширяя индивидуальные границы своей идентичности, личность ищет успокоение и устойчивость. Этническая психология возникла в конце 40-х годов XIX века. Понятие этнической идентичности в психологической науке кристаллизируется в представлении о субъективном, личностном отношении к условиям этнического бытия. При этом ядром этнической идентичности является самоидентификация, формирование которой зависит от степени выраженности воздействия этнических элементов на личность. Изучению этнической идентичности в рамках зарубежной психологии в настоящее время посвящено много работ представителей различных школ и направлений: глубинной психологии, социальной психологии, когнитивной психологии, психологической антропологии [250]. В понимании особенностей развития этнической идентичности большое влияние оказала культурноисторическая психология, разработанная Л. С. Выготским, где он отмечал, что «культурное развитие заключается именно в овладении вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития и какими является язык, письмо, система исчисления» [44, с. 12]. К сожалению этнопедагогические вопросы и проблемы этнического воспитания в общей педагогике затрагиваются крайне редко, отдавая их на «откуп» педагогической социологии, хотя проблемы злободневны и важны для общества и могут быть решены только при условии опоры на этнологические знания [241]. И все же педагогическое сообщество XIX века обратилось к народной педагогике в лице К. Д. Ушинского. Ему принадлежит идея о том, что традиционная культура народа, его история, уровень потребностей и быта порождают соответствующую систему воспитания подрастающего поколения. «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью» [209]. 8
Стр.9
Одним из первых к разработке проблем этнопедагогики обратился Г. Н. Волков (70-е годы XX в.). Он определил этнопедагогику как науку, которая «изучает процесс социального взаимодействия и общественнонародного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей…» [41]. Широкое обращение к этнической проблематике произошло в 60-х годах прошлого столетия. К этому времени в научный обиход вошли термины из англоязычной литературы: «этничность», «этнос». К концу XX века начался рост этнонациональных и религиозных движений, усилились этномобилизационные процессы. Европа шла к объединению. В ноябре 2005 года Париж и некоторые другие французские города захлестнула волна беспорядков, названная журналистами «арабским бунтом», так как протестовала арабская молодежь, недовольная своим положением в обществе. Этническое происхождение и религиозная принадлежность «французских арабов» вступила в противоречие с национальным гражданским статусом. И хотя значительная роль в указанных беспорядках принадлежит криминальным элементам, группировкам, подталкивавшим молодежь к бунту, этноконфессиональная принадлежность оказалась чрезвычайно благодатной почвой для этого [241, с. 82]. Похожие проблемы возникали и в Германии, Швейцарии, России, хотя часто они носили латентный характер. Когда интересы людей сталкиваются на экономическом поле или в быту, люди склонны объяснять непонимание национальностью партнера. Именно это случилось в сентябре 2006 года в русском поселке Кондопога в Карелии, где произошли столкновения местных жителей с предпринимателями Кавказа. Незнание традиций и культур проявляется как со стороны тех, кто приезжает в другие социумы, так и у тех, кто сталкивается с приезжими. Заместитель министра регионального развития Российской Федерации М. А. Травников, анализируя ситуацию, отмечает, что в основе бытовой ксенофобии часто лежит обыкновенное невежество. Именно поэтому Минрегион РФ запустил в январе 2010 года информационный проект «Народов много – страна одна», цель которого – содействие этнокультурному развитию народов и культуре межнационального развития. Одной из задач информационной кампании явилась профилактика экстремистских проявлений. М. А. Травников отмечал, что общественное единство не означает стирания этнических особенностей даже самых малочисленных народностей, «поскольку гражданская идентичность – это синтез этнических идентичностей» [207]. События в Европе, в России актуализировали значимость этнологического знания и затронули отечественную этнологическую науку. И. Л. Набок указывает на справедливое замечание В. А. Тишкова, что здесь требуется 9
Стр.10