: фрагмент «Юродивый» — перечитывая заново Незаконченный и, повидимому необработанный черновой отры вок. <...> В характеристике, подписанной (или, во всяком слу чае, одобренной) двумя авторитетными авторами1 , можно принять лишь определение «незаконченный», да и то с существенным уточнением, что незаконченным остался 1Указанное собрание сочинений Т. Шевченко <...> * * * Фрагмент, вошедший в поэтический корпус шевчен ковского наследия и в шевченковедение под названием «Юродивый» (о названии — ниже), представляет собою вступление к задуманной, но не написанной Шевченко поэме. <...> Судя по записи 19 июля 1857 года, таким импульсом стало сновидение (кстати, одно из многих, пересказывае мых в Дневнике), увиденное поэтом еще в Новопетров ском укреплении, в последние дни перед освобождением. <...> Это, с одной стороны, историколитературный документ, содержа щий важнейшие для исследователя сведения биографического, ми ровоззренческого, творческого, сугубо личного характера, с другой— органическая часть корпуса русскоязычной прозы Шевченко. <...> и сам Николай I, даром что не сразу на званный по имени, но с самого начала абсолютно узнавае мый под более чем прозрачными практически для любого грамотного современника прозвищами («фельдфебель», «Сарданапал»). <...> Именно под свежим («В ожидании ут ра»3 ) впечатлением от этого сна, на его «полновесном фундаменте», в воображении Шевченко сформировался в общих чертах «каркас поэмы вроде “Анджело” Пушкина» под условным названием «Сатрап и Дервиш». <...> Действительно ли «Юродивый» был начат прямотаки «сегодня же», не известно, но известно, с ка ким высоким творческим тонусом и «жадностью» работа 3 Здесь и далее цитаты из Дневника приводятся по изд. <...> Шерех (Шевелев) отмечает, и впол не справедливо, что это произведение «И тематически, и стилистически <.> ближе к предыдущему (то есть до арестантскому. <...> Вряд ли правомерно не принимать во внимание, что замысл, из которого вырос <...>