Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №2 2011

Три заметки о Гоголе. Услаждение и назидательность. Говорение-рассказывание у Гоголя (66,00 руб.)

0   0
АвторыКАРАСЕВ Л.
Страниц6
ID238413
Аннотация.
Три заметки о Гоголе. Услаждение и назидательность. Говорение-рассказывание у Гоголя / Л. КАРАСЕВ // Вопросы литературы .— 2011 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/238413 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«УСЛАЖДЕНИЕ И НАЗИДАТЕЛЬНОСТЬ» (Говорениерассказывание у Гоголя) Дело, собственно, не только в Гоголе. <...> Нечто подобное можно найти и у других авторов, например у Франсуа Рабле, который в самом начале своего знаменитого рома на уподобляет чтение книги разгрызанию собакой кости и высасыванию из нее мозга, а время написания книги срав нивает с временем, потраченным на еду и питье с целью поддержания телесных сил автора. <...> То же самое можно от нести и к рассказыванию или слушанию какойлибо исто рии. <...> Писатель пишет, рассказчик рассказывает, однако лексика в обоих случаях используется одна и та же: отсю да обычные выражения, типа «о чем сказано», «о чем гово рится» в книге, или обращения автора к читателю, вроде: «Я расскажу такуюто историю.» и пр. <...> И хотя в кулинарном или гастрономическом осмысле нии чтениярассказывания нет ничего уникального, важ ными могут быть те акценты и интенсивность, с которыми эта метафорика проявляется. <...> В этом смысле случай Гоголя интересен тем, что та настойчивость и последовательность, с которой названная метафора реализуется в его сочинениях, в русской литературе аналогов не имеет. <...> Особенно хо рошо это видно в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», где буквально каждое начало рассказа или, вернее, начало рассказывания какойлибо истории сопро вождается темой еды или напрямую с ней связывается. <...> Из «Предисловия» к «Вечерам на хуторе близ Диканьки»: «Что это за вечера? <...> » Если есть пасичник, то, как сказал бы один ли тературный персонаж, должен быть и мед. <...> Слово и еда, таким образом, с самых первых строк оказываются друг подле друга. <...> 300 У рассказчика по имени Фома Григорьевич (дьяк мест ной церкви) — балахон «съедобного» цветакартофельный кисель»), а обувь и вовсе пахнет едой: сапоги свои Фома Григорьевич чистит не дегтем, а «самым лучшим смальцем, какого, думаю, с радостью иной мужик положил бы себе в кашу». <...> Связкой рассказ—еда это «Предисловие <...>