Дебютная книга американки турецкого происхождения Элиф Батуман собрала обильный урожай отзывов и рецензий в крупных американских изданиях. <...> Для русского читателя «Одержимые» представляют особый интерес, так как Батуман имеет степень Стэнфордского универси тета по русской литературе, но объект изучения для нее становится чемто большим, нежели просто полем для учебнометодологиче ских экзерсисов. <...> Унылому миру современной ученической писанины Батуман находит противовес в изучении русских классиков, кажется владеющих только им известным сек ретом жизненности. <...> Название книги Батуман позаимствовала у Достоевского: имен но так («The Possessed») звучало в старинном английском переводе название романа «Бесы», анализу которого посвящено одно из эссе; героями других становятся Бабель, Толстой, Гончаров, Лажечников. <...> Пожалуй, в книге подобного рода не столь важно, насколько оригинальны наблюдения над текстом, насколько правомерно здесь говорить о ее «научной новизне». <...> таковым стало обращение к малоизвестной фи гуре: перед нами первое монографическое исследование, посвящен ное влиятельному культурному деятелю второй четверти XIX века Дмитрию Струйскому (Трилунному). <...> Струйского», с другой — «помочь будущим исследователям, которые обратятся к этой теме» (с. <...> Струйский — одаренный поэт, эрудированный критик и успешный композитордилетант— мог бы предстать весьма конкурентоспособной фигурой. <...> Рим в жизни и творчестве Гоголя / Пер. с итал. <...> Полотно, о котором идет речь, — история жизни Гоголя в Ри ме, история гоголевского Рима и той повести, которую он в Веч ном городе написал. <...> Собственно, уже начиная с первой главы («Гоголь и римский Институт археологической корреспонденции») мы словно присутствуем при своего рода де тективном расследовании: Рита Джулиани предлагает читателю идти вместе с ней по следу поисков персонажей, на первый взгляд совершенно проходных, лишь вскользь упомянутых <...>