ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА: ПУТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА Понятие художественной прозы так прочно укорене но в традиции европейских литератур, что трудно пред ставить себе время, когда еще не было ни этого понятия, ни самого явления. <...> Между тем на временной шкале исто рии литературы довольно легко найти точку, от которой можно отсчитывать историю художественной прозы. <...> Аристотель в «Поэти ке» (1447а 29) называет прозу «лысыми», то есть лишен ными стихотворного метра, словами. <...> Само это обозначе ние свидетельствует, что для Аристотеля поэзия первична, а проза — вторична. <...> При этом поэзия для Ари стотеля — не просто метрически организованный текст. <...> Например, философские поэмы Эмпедокла («О приро де», «Очищения») он совсем не считает поэзией, а само го Эмпедокла предлагает называть не поэтом, а физиоло гом, то есть «исследователем природы». <...> Очевидны для Аристотеля и различия между прозаическими текстами. <...> Некоторые из них он мысленно объединяет с поэзией: это небольшие пьески (мимы), в которых обрисовыва 219 лись разные бытовые ситуации (их сочиняли в 5 веке до н.э. на Сицилии), и так называемые сократические диа логи. <...> Есть у нас термин и для той прозы, которую, по мысли Аристо теля, следует объединить в один род с поэзией, — «худо жественная проза». <...> Таким образом, в Греции к концу классической эпохи художественная проза уже осознана Аристотелем как су ществующая, но это лишь начало длительного и увлека тельного процесса ее формирования. <...> Художественная проза формировалась в тех облас тях, где вращались нестихотворные тексты, — история, философия, риторика. <...> И происходило это в результате достаточно смелых экспериментов. <...> Так, благодаря дея тельности софистов (5 век до н.э.) появилась благодат ная почва для формирования художественной прозы в области риторики. <...> С дру гой стороны, содержание этого текста увлекательно и забавно само по себе. <...> Его целью не является ни истина, как в произведениях <...>