Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №2 2011

Три заметки о Гоголе. О двойном использовании сюжета у Гоголя (66,00 руб.)

0   0
АвторыКАРАСЕВ Л.
Страниц13
ID238399
Аннотация.
Три заметки о Гоголе. О двойном использовании сюжета у Гоголя / Л. КАРАСЕВ // Вопросы литературы .— 2011 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/238399 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О ДВОЙНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЮЖЕТА У ГОГОЛЯ Попробуем описать гоголевский сюжет таким обра зом, чтобы на первое место вышла композиционная схе ма, то есть последовательность и общий характер собы тий. <...> Два пожилых персонажа называют друг друга по име ни и отчеству, живут в мире и согласии много лет, оказывая друг другу различные знаки внимания. <...> Так продолжается до тех пор, пока не случается происшествие, причиной ко торому оказывается упоминание о некоем животном. <...> При подобном типе описания гоголевского сюжета на роль оригинала более всего просится «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». <...> Оба персонажа действительно жили бок о бок, называли друг друга по имени и отчеству («Иван Иванович» и «Иван Никифорович»), прекрасно друг к другу относи лись, то есть жили душа в душу, до тех пор, пока не поя вилось упоминание о животном, сломавшее их отноше ния. <...> Сказанное Иваном Никифоровичем слово «гусак» испортило все самым решительным образом и, хотя Иван Иванович был возмущен этим словом, оно упоминалось несколько раз, что и привело жизнь соседей к полной ка тастрофе. <...> 306 Однако ктото может сказать, что при вышеизложен ном раскладе ему на ум приходит не история поссорив шихся соседей, а повесть «Старосветские помещики»— и будет прав, поскольку там в принципе задействована та же сюжетная схема. <...> Два пожилых персонажа многие годы жи ли душа в душу, называли друг друга по имени и отчеству: «Афанасий Иванович» и «Пульхерия Ивановна». <...> Афанасий Иванович просит не го ворить об этом животном, не упоминать его имени, однако Пульхерия Ивановна про кошечку неоднажды вспомина ет, и в итоге все приходит в окончательное расстройство. <...> В одном случае за ревизора, в другом (не без помощи самого господина)— за херсонского помещика, покупающего души на вывод. <...> Деньги (в одном случае в ви де взяток, в другом — в виде «мертвых душ») текут к обоим персонажам рекой. <...> Сходство обоих <...>