Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Теплофизика и аэромеханика

Теплофизика и аэромеханика №2 2014 (165,00 руб.)

0   0
Страниц134
ID238336
АннотацияУчредители журнала: Сибирское отделение Российской Академии наук Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН Основной научной тематикой журнала являются: — гидрогазодинамика — тепломассообмен — турбулентность — средства и методы аэро- и теплофизического эксперимента — физика низкотемпературной плазмы — физико-технические проблемы энергетики
Теплофизика и аэромеханика .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук .— 2014 .— №2 .— 134 с. — URL: https://rucont.ru/efd/238336 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теплофизика и аэромеханика, 2014, том 21, № 2 К 100-летию со дня рождения В.В. Струминского Годы, отданные развитию аэродинамики в Сибири А.М. <...> Окончив университет с отличием, В.В. Струминский поступил в аспирантуру при Институте физики МГУ, а в 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Электронная теория твёрдых тел», где представил решение уравнения Шредингера для кристаллической решетки сплавов. <...> В 1957 г. В.В. Струминский избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1961 г. за исследования по аэродинамике группе учёных ЦАГИ во главе с ним была присуждена Ленинская премия. <...> Коллегия МАП СССР при участии генеральных конструкторов, ведущих учёных и руководителей отраслевых институтов одобрила инициативу Сибирского отделения по развитию аэродинамических исследований в институте, в декабре В.В. Струминский был избран директором ИТПМ СО АН СССР и членом Президиума Сибирского отделения. <...> Первостепенной проблемой было развитие и создание экспериментальной аэродинамической базы: модернизация сверхзвуковой аэродинамической трубы Т-313 с расширением диапазона чисел Маха до 7, разработка и создание новых аэродинамических труб с пониженной степенью турбулентности ⎯ дозвуковой Т-324 и сверхзвуковой Т-325, разработка гиперзвуковых аэродинамических труб, строительство водородного стенда [1−3]. <...> Наряду с этим, Владимир Васильевич предпринял меры по повышению научного уровня сотрудников института путём организации специального курса лекций профессоров из Москвы Теплофизика и аэромеханика, 2014, том 21, № 2 и Ленинграда (И.П. Гинзбурга, Р.Г. Баранцева, Г.П. Воскресенского, А.И. Бунимовича, В.Н. Жигулёва). <...> Большое внимание Владимир Васильевич уделял вводу в эксплуатацию сверхзвуковой аэродинамической трубы Т-313 и расширению диапазона чисел Маха на этой трубе до 7 [4, 5]. <...> С этой целью была разработана конструкторская документация и изготовлены новая коробка сопл со вставками М = 5, 6 и 7, омический подогреватель воздуха <...>
Теплофизика_и_аэромеханика_№2_2014.pdf
Теплофизика и аэромеханика, 2014, том 21, № 2 К 100-летию со дня рождения В.В. Струминского Годы, отданные развитию аэродинамики в Сибири А.М. Харитонов Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН, Новосибирск E-mail: khar@itam.nsc.ru 29 апреля 2014 г. исполняется 100 лет со дня рождения Владимира Васильевича Струминского. Он родился в Оренбурге в семье школьного учителя Василия Яковлевича Струминского (1880–1967) и его жены Марии Фёдоровны Дмитровской (1884−1972). После окончания семи классов школы он работал токарем на заводе в Казани и затем на заводе «Динамо» в Москве. В 1933 г. Владимир Васильевич без отрыва от производства окончил рабфак и поступил на физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Окончив университет с отличием, В.В. Струминский поступил в аспирантуру при Институте физики МГУ, а в 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Электронная теория твёрдых тел», где представил решение уравнения Шредингера для кристаллической решетки сплавов. В канун Великой Отечественной войны Владимир Васильевич был распределён Родители В.В. Струминского. в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, где начал заниматься новыми для него проблемами ⎯ аэродинамическими исследованиями крыльев конечного размаха. Спустя несколько лет он разработал метод расчета максимальной подъемной силы крыла и распределения срывных зон по его размаху. Проведенные исследования серии крыльев конечного размаха в натурной трубе ЦАГИ при больших числах Рейнольдса подтвердили эффективность предложенного метода аэродинамической компоновки крыла. В 1947 г. за разработку и внедрение в серию новых крыльев для скоростных самолетов В.В. Струминскому вместе с другими учеными ЦАГИ была присуждена Государственная премия. Крупным вкладом Владимира Васильевича в развитие авиации является разработанный им во время Великой Отечественной войны метод аэродинамической компоновки крыла из набора профилей с безотрывным обтеканием концевых сечений крыльев, что обеспечивало высокую надёжность и безопасность полёта при больших углах атаки. Этому предшествовал большой комплекс теоретических работ. Были найдены точные решения трехмерных уравнений пограничного слоя для скользящих крыльев бесконечно большого размаха и стреловидных крыльев большого удлинения. В 1947 г. В.В. Струминский защитил докторскую диссертацию. В этом же году в конструкторских бюро С.А. Лавочкина, © Харитонов А.М., 2014 139
Стр.1
Харитонов А.М. А.И. Микояна, А.С. Яковлева были созданы первые истребители со стреловидными крыльями. В дальнейшем на самолётах со стреловидными крыльями был впервые преодолён «звуковой барьер», авиация вышла на сверхзвуковые скорости. В это же время по инициативе Струминского в ЦАГИ был построен ряд новых аэродинамических труб и установок, существенно расширивших возможности экспериментальных исследований. В 1948 г. В.В. Струминскому за разработку и внедрение в серийное производство скоростных стреловидных крыльев была присуждена вторая Государственная премия. За лучшую работу по теории авиации ему присуждается золотая медаль и первая премия Н.Е. Жуковского, а в 50-х гг. он был назначен заместителем начальника ЦАГИ по аэродинамике и руководителем основной аэродинамической лаборатории № 2. В 1957 г. В.В. Струминский избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1961 г. за исследования по аэродинамике группе учёных ЦАГИ во главе с ним была присуждена Ленинская премия. В конце июля 1966 г. председатель Сибирского отделения академик М.А. Лаврентьев представил Учёному совету Института теоретической и прикладной механики СО АН СССР будущего директора ⎯ академика В.В. Струминского. Коллегия МАП СССР при участии генеральных конструкторов, ведущих учёных и руководителей отраслевых институтов одобрила инициативу Сибирского отделения по развитию аэродинамических исследований в институте, в декабре В.В. Струминский был избран директором ИТПМ СО АН СССР и членом Президиума Сибирского отделения. Возглавив институт, Владимир Васильевич в соответствии с решением Президиума Сибирского отделения установил главным научным направлением деятельности института теоретические и экспериментальные исследования аэродинамического профиля. Первостепенной проблемой было развитие и создание экспериментальной аэродинамической базы: модернизация сверхзвуковой аэродинамической трубы Т-313 с расширением диапазона чисел Маха до 7, разработка и создание новых аэродинамических труб с пониженной степенью турбулентности ⎯ дозвуковой Т-324 и сверхзвуковой Т-325, разработка гиперзвуковых аэродинамических труб, строительство водородного стенда [1−3]. В институте развернулись работы по теоретическому и экспериментальному изучению устойчивости ламинарных течений, структуры турбулентных потоков, динамике разреженных газов и развитию методов решения уравнения Больцмана, исследованию способов применения жидкого водорода на космических аппаратах, по проблемам теплозащиты, смешения и горения новых криогенных топлив. Для решения этих задач под руководством В.В. Струминского был осуществлён ряд мероприятий, направленных на подбор и подготовку научных кадров, а также на расширение как экспериментальной, так и производственной базы института. С целью подготовки молодых специалистов была переВ.В. Струминский 140 строена работа базовой кафедры газовой динамики НГУ. Учебный план кафедры был дополнен новыми курсами: “Динамика вязкого газа” (В.В. Струминский, Н.А. Желтухин), “Аэродинамика разреженного газа” (В.В. Струминский), “Газовая динамика” (В.Г. Дулов). В результате, в короткие сроки удалось наладить подготовку специалистов, отвечающих профилю проводимых в институте исследований. Кадровая проблема решалась также путём приглашения на постоянную работу квалифицированных аэродинамиков из других городов страны. Наряду с этим, Владимир Васильевич предпринял меры по повышению научного уровня сотрудников института путём организации специального курса лекций профессоров из Москвы
Стр.2
Теплофизика и аэромеханика, 2014, том 21, № 2 и Ленинграда (И.П. Гинзбурга, Р.Г. Баранцева, Г.П. Воскресенского, А.И. Бунимовича, В.Н. Жигулёва). В.В. Струминский приглашал в Новосибирск ведущих зарубежных учёных (Ж.Л. Поттера, Л. Триллинга, В. Пфеннингера и C. Богдонова из США, Фавра и Дюма из Франции и других). Большое внимание Владимир Васильевич уделял вводу в эксплуатацию сверхзвуковой аэродинамической трубы Т-313 и расширению диапазона чисел Маха на этой трубе до 7 [4, 5]. С этой целью была разработана конструкторская документация и изготовлены новая коробка сопл со вставками М = 5, 6 и 7, омический подогреватель воздуха, форкамера с увеличенным поджатием потока и системой механического перехода с “холодного” тракта на “горячий”. В связи с интенсивным развитием ракетной и космической техники одним из основных научных направлений, инициированных Струминским в ИТПМ, стало изучение динамики разреженных газов. Создавалась вакуумная аэродинамическая труба. Была организована специальная лаборатория, которую возглавил Ю.Д. Нагорных. В ней выросли талантливые учёные, доктора наук: Ю.Н. Григорьев, М.С. Иванов, В.Я. Рудяк и др. Ими был предложен новый общий метод решения уравнения Больцмана, выявлены основные законы движения многокомпонентных газовых смесей, решен ряд других задач в этой области. Владимир Васильевич был в высшей степени организованным, целеустремлённым учёным и руководителем. Всегда поражали его неутомимость и способность обсуждать проблему столько времени, сколько необходимо для нахождения оптимального решения. Он регулярно посещал лаборатории и строящиеся установки, участвовал в экспериментах, проводил рабочие совещания, на которых обсуждались возникавшие проблемы. На это он не жалел ни времени, ни сил. Вспоминается случай, когда настраивались механические весы АВ Т-313 и мы столкнулись с проблемами нестабильной работы -механизма. Неожиданно посетив трубу, он ознакомился с возникшей проблемой и собрал всех у себя в кабинете для совместного обсуждения и выявления возможных причин. В результате через два дня удалось преодолеть все проблемы и провести испытания контрольной модели, результаты которых подтвердили правильность работы механических весов. По инициативе и под руководством В.В. Струминского в ИТПМ СО РАН были начаты систематические исследования явления перехода пограничного слоя как с целью изучения влияния многообразия факторов, так и с целью выявления природы влияния единичного числа Рейнольдса на переход в пограничном слое [6]. В число основных научных направлений института В.В. Струминский включил решение проблемы ламинаризации обтекания летательных аппаратов. Ещё работая в ЦАГИ, он опубликовал в “Докладах АН СССР” две работы [7, 8], посвящённые нелинейной теории гидродинамической устойчивости пограничных слоёв. Для решения этой проблемы он привлёк талантливую молодёжь из числа сотрудников института и студентов НГУ, а в 1968 г. создал лабораторию гидродинамической устойчивости во главе с В.Я. Левченко. В ней успешно трудились в то время С.А. Гапонов, А.Г. Володин, А.С. Соловьёв, В.В. Козлов, Ю.С. Качанов, В.С. Косорыгин и др. Сверхзвуковая аэродинамическая труба Т-313 (М = 1,75÷7). 141 α
Стр.3