П. Г. Демидова Кафедра общей психологии Нарушения психического развития в детском возрасте Детская патопсихологическая диагностика Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Психология Ярославль 2012 1 УДК 159.922.76-056.34(072) ББК Ю 948.4я73 Н 30 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Патопсихологическое исследование помогает уточнить структуру и степень интеллектуального дефекта, имеющегося у ребенка или подростка; специфической для такого исследования является задача прогноза обучаемости ребенка и практических выводов из такого прогноза (С. Я. Рубинштейн, 1970). <...> Специфической для патопсихологического исследования в подростковом возрасте является диагностика типов психопатий и акцентуаций характера в случаях пограничных форм психической патологии или при психических заболеваниях, существенно не исказивших преморбидный тип (А. Е. Личко, 1979). <...> Проведение патопсихологического обследования ребенка отличается тем, что позиция экспериментатора не бывает беспристрастной, как обычно при работе со взрослыми. <...> Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ситуация патопсихологического исследования является вариантом одной из наиболее распространенных моделей взаимоотношений ребенок – посторонний взрослый, так как в ней взрослый «экзаменует», а ребенок демонстрирует свои знания, умения и способности. <...> Основные диагностические методики Для исследования внимания у школьников могут быть использованы те же методики, что и у взрослых, – корректурная проба, отыскивание чисел с помощью таблиц Шульте. <...> Для исследования работоспособности у дошкольников применяется вариант методики В. М. Когана, в котором используются 25 карточек с различными по цвету и форме фигурами и доска с 25 клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных пятен и сверху по горизонтали <...>
Нарушения_психического_развития_в_детском_возрасте._Детская_патопсихологическая_диагностика_методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра общей психологии
Нарушения психического развития
в детском возрасте
Детская патопсихологическая диагностика
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по направлению Психология
Ярославль 2012
1
Стр.1
УДК 159.922.76-056.34(072)
ББК Ю 948.4я73
Н 30
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2012 года
Рецензент
кафедра общей психологии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Составитель В. К. Солондаев
Нарушения психического развития в детском возН
30
расте. Детская патопсихологическая диагностика: методические
указания / сост. В. К. Солондаев; Яросл. гос.
ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – 56 с.
Описаны приемы и методики диагностики нарушений
психического развития и психических расстройств в детском
возрасте.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлению
030300.62 Психология (дисциплина «Специальная
психология», цикл Б3), очной формы обучения.
УДК 159.922.76-056.34(072)
ББК Ю 948.4я73
© Ярославский государственный университет
им. П. Г. Демидова, 2012
2
Стр.2
Оглавление
Общие характеристики детской патопсихологической диагностики ............ 3
Основные диагностические методики .............................................................. 5
Клинический анализ детских рисунков .......................................................... 10
Методика Е. А. Стребелевой ............................................................................ 12
Возраст детей от 1 года до 2 лет ................................................................... 12
Принеси мяч ................................................................................................. 12
Каталка .......................................................................................................... 12
Игра «Ку-ку» ................................................................................................ 13
Пирамидки: из шаров (с 1 года 6 месяцев – из колечек) ......................... 13
Доска Сегена: 2 формы (с 1 года 6 мес. – 3 формы) ................................ 14
Разложи игрушки: выбор из двух (с 1 года 6 мес. до 2 лет – выбор из
трех) .............................................................................................................. 15
«Построй башню» ........................................................................................ 15
Возьми игрушку: выбор из двух (с 1 года 6 мес. – до 2 лет – выбор из
трех) .............................................................................................................. 16
Найди картинку: выбор из двух (с 1 года 6 мес. – до 2 лет – выбор из
трех) .............................................................................................................. 16
Покатай куклу (с 1 года до 1 года 6 мес.) ................................................. 17
Возраст детей от 2 до 3 лет ............................................................................ 17
Лови шарик ................................................................................................... 17
Спрячь шарик ............................................................................................... 18
Разборка и складывание матрешки: 2-составная (3-составная) ............. 19
Разборка и складывание пирамидки: из трех колец (четырех колец) .... 20
Парные картинки: две (четыре) пары ........................................................ 20
Цветные кубики ........................................................................................... 21
Разрезные картинки: из двух частей (трех частей) ................................. 22
Конструирование из палочек: «молоточек» (из двух палочек) или
«домик» (из трех палочек) .......................................................................... 22
Достань тележку (скользящая тесемка) .................................................... 23
Нарисуй дорожку (или домик) ................................................................... 24
Возраст детей от 3 до 5 лет ............................................................................ 24
Разборка и складывание матрешки: 4-местной (5-местной) ................... 24
Разборка и складывание пирамидки: из четырех колец (шести колец) . 25
54
Стр.54
Коробка форм («почтовый ящик»): из четырех форм (пяти форм) ....... 26
Разрезная картинка: из трех (четырех) частей .......................................... 26
Цветные кубики: пять цветов (семь цветов) ............................................. 27
Достань ключик ........................................................................................... 28
Счет ............................................................................................................... 29
Конструирование: из четырех элементов (пяти элементов) ................... 30
Рисование (ДДЧ – дом, дерево, человек) .................................................. 30
Игра ............................................................................................................... 31
Возраст детей от 5 до 6 лет ............................................................................ 31
Конструирование по образцу из счетных палочек (проба «Лесенка») .. 31
Включение в ряд (если справляется со всеми заданиями) ...................... 32
Невербальная классификация предметных картинок .............................. 33
Количественные представления и счет ..................................................... 33
Группировка картинок по цвету и форме ................................................. 35
Серия сюжетных картинок с явным смыслом .......................................... 35
Дорисуй ......................................................................................................... 36
Рисование (ДДЧ – дом, дерево, человек) .................................................. 36
Игра ............................................................................................................... 37
Возраст детей от 6 до 7 лет ............................................................................ 37
Найди место фигуре (матрица фигур) ....................................................... 37
Найди время года ......................................................................................... 39
Группировка картинок по количественному признаку ........................... 39
Счет ............................................................................................................... 40
«Дорисуй» (окончание рисунка по заданной фигуре) ............................. 41
Серия сюжетных картинок («Игра с кубиками») ..................................... 42
Продолжи ряд (письмо) .............................................................................. 43
Звуковой анализ слова ................................................................................ 43
Подбор иллюстраций к тексту («День рождения») ................................. 44
Рисование (ДДЧ – дом, дерево, человек) .................................................. 45
Оценка игры ....................................................................................................... 45
Клинико-психологические характеристики распространенных нарушений
психического развития в детском возрасте .................................................... 47
Список литературы ........................................................................................... 53
55
Стр.55